Территории традиционного природопользования Якутия
Подборка наиболее важных документов по запросу Территории традиционного природопользования Якутия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 N 04АП-4829/2021 по делу N А58-3186/2021
Требование: О признании не подлежащим исполнению в силу закона представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства о недропользовании и об этнологической экспертизе, действий прокурора в части наложения обязанности по проведению этнологической экспертизы не являющимися обязательными к исполнению.
Решение: Требование удовлетворено в части.Как следует из материалов дела, на основании обращения ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) от 04.03.2021 в адрес природоохранной Прокуратуры об обустройстве автомобильной дороги на территории Тянского наслега Республики Саха (Якутия), являющегося территорией традиционного природопользования и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера-эвенков, границы территории которой отнесены к зонам с особыми условиями использования была проведена проверка в результате которой было установлено, что Общество на основании предоставленных ему разрешений (лицензий) на пользование недрами осуществляет хозяйственную деятельность в пределах указанной территории без получения этнологической экспертизы.
Требование: О признании не подлежащим исполнению в силу закона представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства о недропользовании и об этнологической экспертизе, действий прокурора в части наложения обязанности по проведению этнологической экспертизы не являющимися обязательными к исполнению.
Решение: Требование удовлетворено в части.Как следует из материалов дела, на основании обращения ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) от 04.03.2021 в адрес природоохранной Прокуратуры об обустройстве автомобильной дороги на территории Тянского наслега Республики Саха (Якутия), являющегося территорией традиционного природопользования и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера-эвенков, границы территории которой отнесены к зонам с особыми условиями использования была проведена проверка в результате которой было установлено, что Общество на основании предоставленных ему разрешений (лицензий) на пользование недрами осуществляет хозяйственную деятельность в пределах указанной территории без получения этнологической экспертизы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)Таким образом, на территориях традиционного природопользования закон должен регулировать два вида изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Первый вид изъятия - это изъятие, умаляющее права коренных малочисленных народов, произведенное в целях предоставления земель лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам, для целей, не связанных с сохранением и развитием традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. Стоит отметить, что субъекты Российской Федерации в региональных законодательных актах о коренных малочисленных народах закрепили право народов выражать свое согласие или отказ на изъятие у них земель. Например, в п. 3 ст. 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. "О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" закрепляется возможность изъятия закрепленных за коренными малочисленными народами Севера земель с их согласия на территориях традиционного природопользования как крайней меры в связи с особой необходимостью, при этом предполагаются имущественные отступные в форме предоставления иных территорий либо компенсационных выплат <619>. При всем положительном посыле данной региональной нормы стоит отметить, что предоставление другого участка земли, пригодного для осуществления традиционного природопользования, должно осуществляться в приоритетном порядке перед иными формами компенсаций.
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)Таким образом, на территориях традиционного природопользования закон должен регулировать два вида изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Первый вид изъятия - это изъятие, умаляющее права коренных малочисленных народов, произведенное в целях предоставления земель лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам, для целей, не связанных с сохранением и развитием традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. Стоит отметить, что субъекты Российской Федерации в региональных законодательных актах о коренных малочисленных народах закрепили право народов выражать свое согласие или отказ на изъятие у них земель. Например, в п. 3 ст. 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. "О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" закрепляется возможность изъятия закрепленных за коренными малочисленными народами Севера земель с их согласия на территориях традиционного природопользования как крайней меры в связи с особой необходимостью, при этом предполагаются имущественные отступные в форме предоставления иных территорий либо компенсационных выплат <619>. При всем положительном посыле данной региональной нормы стоит отметить, что предоставление другого участка земли, пригодного для осуществления традиционного природопользования, должно осуществляться в приоритетном порядке перед иными формами компенсаций.
Статья: Федеральные и региональные гарантии обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина (на примере прав коренных малочисленных народов и иных национальных меньшинств в Дальневосточном федеральном округе)
(Доронина О.Н., Бражников О.А.)
("Современное право", 2019, N 3)26. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федер. закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
(Доронина О.Н., Бражников О.А.)
("Современное право", 2019, N 3)26. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федер. закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 N 978-р
(ред. от 27.12.2023)
<Об утверждении Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации>Устойчивое развитие территорий традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) в условиях глобальных вызовов в Арктике - картографическое сопровождение
(ред. от 27.12.2023)
<Об утверждении Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации>Устойчивое развитие территорий традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) в условиях глобальных вызовов в Арктике - картографическое сопровождение
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р
(ред. от 10.06.2023)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года>Особое внимание будет уделено арктическим районам, где проживают коренные малочисленные народы Севера, занимающиеся традиционными промыслами.
(ред. от 10.06.2023)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года>Особое внимание будет уделено арктическим районам, где проживают коренные малочисленные народы Севера, занимающиеся традиционными промыслами.