Территории традиционного природопользования Якутия

Подборка наиболее важных документов по запросу Территории традиционного природопользования Якутия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 N 04АП-4829/2021 по делу N А58-3186/2021
Требование: О признании не подлежащим исполнению в силу закона представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства о недропользовании и об этнологической экспертизе, действий прокурора в части наложения обязанности по проведению этнологической экспертизы не являющимися обязательными к исполнению.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) от 04.03.2021 в адрес природоохранной Прокуратуры об обустройстве автомобильной дороги на территории Тянского наслега Республики Саха (Якутия), являющегося территорией традиционного природопользования и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера-эвенков, границы территории которой отнесены к зонам с особыми условиями использования была проведена проверка в результате которой было установлено, что Общество на основании предоставленных ему разрешений (лицензий) на пользование недрами осуществляет хозяйственную деятельность в пределах указанной территории без получения этнологической экспертизы.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)
Таким образом, на территориях традиционного природопользования закон должен регулировать два вида изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Первый вид изъятия - это изъятие, умаляющее права коренных малочисленных народов, произведенное в целях предоставления земель лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам, для целей, не связанных с сохранением и развитием традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. Стоит отметить, что субъекты Российской Федерации в региональных законодательных актах о коренных малочисленных народах закрепили право народов выражать свое согласие или отказ на изъятие у них земель. Например, в п. 3 ст. 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. "О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" закрепляется возможность изъятия закрепленных за коренными малочисленными народами Севера земель с их согласия на территориях традиционного природопользования как крайней меры в связи с особой необходимостью, при этом предполагаются имущественные отступные в форме предоставления иных территорий либо компенсационных выплат <619>. При всем положительном посыле данной региональной нормы стоит отметить, что предоставление другого участка земли, пригодного для осуществления традиционного природопользования, должно осуществляться в приоритетном порядке перед иными формами компенсаций.

Нормативные акты