Территории традиционного природопользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Территории традиционного природопользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие коэффициенты применяются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному закону от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному закону от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Статья: Совершенствование правового режима охраны окружающей среды и природопользования на Байкальской природной территории
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)К примеру, природопользование на территориях коренных малочисленных народов осуществляется на основе общего законодательства о территориях традиционного природопользования с учетом положений Закона об охране озера Байкал. Соответственно, вылов водных эндемичных видов животных и растений на таких территориях допускается с соблюдением норм допустимого объема и сроков их добычи и сбора, как это специально предусмотрено Законом об охране озера Байкал и принятыми в его исполнение подзаконными актами. Так, вылов эндемичных видов допускается в соответствии с ежегодно устанавливаемыми Минсельхозом России общими допустимыми уловами <4>. Приказ Минсельхоза России <5> уточняет, что при проведении рыболовства разрешенный прилов эндемичных видов рыб (за исключением омуля байкальского) составляет не более 1% по весу от общего улова водных биоресурсов за одну операцию по добыче (вылову).
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)К примеру, природопользование на территориях коренных малочисленных народов осуществляется на основе общего законодательства о территориях традиционного природопользования с учетом положений Закона об охране озера Байкал. Соответственно, вылов водных эндемичных видов животных и растений на таких территориях допускается с соблюдением норм допустимого объема и сроков их добычи и сбора, как это специально предусмотрено Законом об охране озера Байкал и принятыми в его исполнение подзаконными актами. Так, вылов эндемичных видов допускается в соответствии с ежегодно устанавливаемыми Минсельхозом России общими допустимыми уловами <4>. Приказ Минсельхоза России <5> уточняет, что при проведении рыболовства разрешенный прилов эндемичных видов рыб (за исключением омуля байкальского) составляет не более 1% по весу от общего улова водных биоресурсов за одну операцию по добыче (вылову).
Нормативные акты
Статья: О целесообразности преобразования всех муниципальных районов Омской области в муниципальные округа
(Рехачева Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)- территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 3.2 ч. 1 ст. 11 131-ФЗ);
(Рехачева Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)- территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 3.2 ч. 1 ст. 11 131-ФЗ);
Статья: О классификации надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации
(Артеменков В.К.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Некоторые права, сложившиеся в обычной практике, также могут не закрепляться в законах, но санкционироваться ими. Например, согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" для целей названного Закона правовое регулирование указанных отношений может осуществляться обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов РФ.
(Артеменков В.К.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Некоторые права, сложившиеся в обычной практике, также могут не закрепляться в законах, но санкционироваться ими. Например, согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" для целей названного Закона правовое регулирование указанных отношений может осуществляться обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов РФ.
Статья: Основы правового режима лесов как объекта недвижимости
(Оленина Т.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Между тем земли, на которых эти леса расположены, не признаны территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов согласно Федеральному закону от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон N 49-ФЗ), а, стало быть, это территории земель лесного фонда, которыми распоряжается министерство.
(Оленина Т.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Между тем земли, на которых эти леса расположены, не признаны территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов согласно Федеральному закону от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон N 49-ФЗ), а, стало быть, это территории земель лесного фонда, которыми распоряжается министерство.
Статья: Эволюция принципов федерализма в России в свете конституционных преобразований 2020 г.
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Своеобразная ситуация возникает тогда, когда на одной и той же территории в субъектах РФ действует несколько различных правовых режимов, устанавливающих особенности предпринимательской и иной деятельности. Например, на территории Приморского края в настоящее время имеются особенности государственного управления, связанные с созданием: а) специального административного района (остров Русский); б) территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР); в) Свободного порта Владивосток (далее - СПВ). И это не считая того, что здесь также созданы и другие территории, особенности управления которыми определяются в основном федеральными законами (г. Байконур, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов, туристско-рекреационная особая экономическая и игорная зона, ЗАТО Фокино, ЗАТО Большой Камень и др.).
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Своеобразная ситуация возникает тогда, когда на одной и той же территории в субъектах РФ действует несколько различных правовых режимов, устанавливающих особенности предпринимательской и иной деятельности. Например, на территории Приморского края в настоящее время имеются особенности государственного управления, связанные с созданием: а) специального административного района (остров Русский); б) территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР); в) Свободного порта Владивосток (далее - СПВ). И это не считая того, что здесь также созданы и другие территории, особенности управления которыми определяются в основном федеральными законами (г. Байконур, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов, туристско-рекреационная особая экономическая и игорная зона, ЗАТО Фокино, ЗАТО Большой Камень и др.).
Статья: Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Как представляется, преодоление тенденции отступления от основного природоохранного и научного назначения системы ООПТ правовыми мерами может быть найдено в следующем. Так, в преамбуле Федерального закона N 33-ФЗ надлежит подчеркнуть приоритет природоохранной и научной деятельности как цели создания ООПТ. Данные цели указаны в абз. 3 преамбулы. Но они же должны быть выделены в качестве основных и в определении ООПТ (абз. 2 преамбулы). При этом культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение ООПТ целесообразно с нормативной точки зрения обозначить как следующее за основным и его сопровождающим, но не заменяющее и не противоречащее ему. Тем самым, по нашему мнению, могут стать более определенными место и роль ООПТ в процессах устойчивого социально-экономического развития. Кроме того, это должно способствовать более четкому отграничению ООПТ от иных видов особо охраняемых территорий (объектов культурного наследия, курортных зон, территорий традиционного природопользования и др.). При таком регулятивном подходе поправки в нормативный акт, направленные на увеличение доли, например, рекреационной или допустимой хозяйственной деятельности в границах ООПТ, без дополнительных усилий по доктринальному толкованию будут рассматриваться как риск ослабления основного - природоохранного и научного назначения территорий, с соответствующей оценкой нововведений.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Как представляется, преодоление тенденции отступления от основного природоохранного и научного назначения системы ООПТ правовыми мерами может быть найдено в следующем. Так, в преамбуле Федерального закона N 33-ФЗ надлежит подчеркнуть приоритет природоохранной и научной деятельности как цели создания ООПТ. Данные цели указаны в абз. 3 преамбулы. Но они же должны быть выделены в качестве основных и в определении ООПТ (абз. 2 преамбулы). При этом культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение ООПТ целесообразно с нормативной точки зрения обозначить как следующее за основным и его сопровождающим, но не заменяющее и не противоречащее ему. Тем самым, по нашему мнению, могут стать более определенными место и роль ООПТ в процессах устойчивого социально-экономического развития. Кроме того, это должно способствовать более четкому отграничению ООПТ от иных видов особо охраняемых территорий (объектов культурного наследия, курортных зон, территорий традиционного природопользования и др.). При таком регулятивном подходе поправки в нормативный акт, направленные на увеличение доли, например, рекреационной или допустимой хозяйственной деятельности в границах ООПТ, без дополнительных усилий по доктринальному толкованию будут рассматриваться как риск ослабления основного - природоохранного и научного назначения территорий, с соответствующей оценкой нововведений.
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В ФЗ об охране озера Байкал предусмотрена возможность создания территорий традиционного природопользования. Хотя они не направлены на консервативную охрану природной среды, их режим предполагает осуществление неистощительного природопользования и сохранение биологического разнообразия. В связи с этим территории традиционного природопользования по их интегрированности в режим БПТ можно отнести к вышеперечисленным территориям и зонам.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В ФЗ об охране озера Байкал предусмотрена возможность создания территорий традиционного природопользования. Хотя они не направлены на консервативную охрану природной среды, их режим предполагает осуществление неистощительного природопользования и сохранение биологического разнообразия. В связи с этим территории традиционного природопользования по их интегрированности в режим БПТ можно отнести к вышеперечисленным территориям и зонам.
Статья: Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Особенности организации местного самоуправления присущи многим муниципальным образованиям, и это связано с теми объективными обстоятельствами, которые свойственны конкретным территориям и проживающему на них населению. Такие особенности в том числе могут быть связаны с наличием на территории муниципального образования мест компактного проживания национальных меньшинств, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов, мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, особенностями экономической специализации соответствующей территории, наличием особо охраняемых природных территорий, курортов, лечебно-оздоровительных местностей и т.д. Однако большинство данных особенностей "вписываются" в общую картину правового регулирования, поскольку закрепленный в Законе о местном самоуправлении объем компетенции, обозначенный для решения вопросов местного значения, позволяет органам местного самоуправления решать возникающие проблемы обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Даже особенности состава населения, связанные с его этнокультурными характеристиками, в определенной мере не выходят за рамки общих подходов к регулированию вопросов организации местного самоуправления, исходя из того что в Законе о местном самоуправлении предусмотрено, что местное самоуправление развивается "с учетом исторических и иных местных традиций", а также в нем закреплены соответствующие вопросы местного значения в данной сфере.
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Особенности организации местного самоуправления присущи многим муниципальным образованиям, и это связано с теми объективными обстоятельствами, которые свойственны конкретным территориям и проживающему на них населению. Такие особенности в том числе могут быть связаны с наличием на территории муниципального образования мест компактного проживания национальных меньшинств, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов, мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, особенностями экономической специализации соответствующей территории, наличием особо охраняемых природных территорий, курортов, лечебно-оздоровительных местностей и т.д. Однако большинство данных особенностей "вписываются" в общую картину правового регулирования, поскольку закрепленный в Законе о местном самоуправлении объем компетенции, обозначенный для решения вопросов местного значения, позволяет органам местного самоуправления решать возникающие проблемы обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Даже особенности состава населения, связанные с его этнокультурными характеристиками, в определенной мере не выходят за рамки общих подходов к регулированию вопросов организации местного самоуправления, исходя из того что в Законе о местном самоуправлении предусмотрено, что местное самоуправление развивается "с учетом исторических и иных местных традиций", а также в нем закреплены соответствующие вопросы местного значения в данной сфере.
Статья: Современные проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации: правовой аспект
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Важным инструментом в механизме реализации государственной национальной политики выступает этнологическая экспертиза. Она направлена на научное исследование и обоснование влияния изменений социально-культурной ситуации за определенный временной промежуток, а также изменений исконной среды обитания и на развитие этносов. В настоящее время лидером в разработке и применении законодательства, связанного с этнологической экспертизой, является Республика Саха (Якутия), где принят Закон от 14 апреля 2010 г. 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)". На Сахалине аналогичные вопросы регламентируются актами подзаконного уровня.
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Важным инструментом в механизме реализации государственной национальной политики выступает этнологическая экспертиза. Она направлена на научное исследование и обоснование влияния изменений социально-культурной ситуации за определенный временной промежуток, а также изменений исконной среды обитания и на развитие этносов. В настоящее время лидером в разработке и применении законодательства, связанного с этнологической экспертизой, является Республика Саха (Якутия), где принят Закон от 14 апреля 2010 г. 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)". На Сахалине аналогичные вопросы регламентируются актами подзаконного уровня.
Статья: Соотношение интересов лиц, которым предоставляется "арктический гектар", и коренных малочисленных народов
(Алексеева Н.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Так, коренные малочисленные народы вправе использовать земельный участок без оформления прав на него, как того требует законодательство для иных землепользователей, вследствие чего происходит коллизия интересов лиц, приобретающих "арктический гектар", и субъектов, которые могут вести традиционное природопользование. К таковым относятся: лица, причисляемые к малочисленным народам, общины малочисленных народов, а также лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и ведущие традиционное природопользование и традиционный образ жизни <3>. Эти же субъекты вправе использовать территории традиционного природопользования для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни (только в Арктической зоне 15 коренных малочисленных народов Крайнего Севера <4>).
(Алексеева Н.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Так, коренные малочисленные народы вправе использовать земельный участок без оформления прав на него, как того требует законодательство для иных землепользователей, вследствие чего происходит коллизия интересов лиц, приобретающих "арктический гектар", и субъектов, которые могут вести традиционное природопользование. К таковым относятся: лица, причисляемые к малочисленным народам, общины малочисленных народов, а также лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и ведущие традиционное природопользование и традиционный образ жизни <3>. Эти же субъекты вправе использовать территории традиционного природопользования для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни (только в Арктической зоне 15 коренных малочисленных народов Крайнего Севера <4>).
Статья: Методологические подходы к исследованию права рационального природопользования
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<24> См., например: п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса РФ; п. 2 ст. 10 (рациональное природопользование), подп. "е" п. 1 ст. 15 (неистощительное природопользование) Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ст. 1 (неистощительное природопользование) Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"; подп. "г" п. 8 разд. II, подп. "б" п. 11 разд. IV, подп. "а" п. 12 разд. IV, подп. "д", "з" п. 17 разд. IV Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"; распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. N 312-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года".
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<24> См., например: п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса РФ; п. 2 ст. 10 (рациональное природопользование), подп. "е" п. 1 ст. 15 (неистощительное природопользование) Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ст. 1 (неистощительное природопользование) Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"; подп. "г" п. 8 разд. II, подп. "б" п. 11 разд. IV, подп. "а" п. 12 разд. IV, подп. "д", "з" п. 17 разд. IV Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"; распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. N 312-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года".