Территориальная подсудность административных дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Территориальная подсудность административных дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Подсудность дел об административных правонарушениях в суде общей юрисдикции
(КонсультантПлюс, 2025)При определении территориальной подсудности по делам о неисполнении установленной правовым актом обязанности местом совершения правонарушения признают место жительства физического лица (ИП), место исполнения должностным лицом своих обязанностей или место нахождения юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)При определении территориальной подсудности по делам о неисполнении установленной правовым актом обязанности местом совершения правонарушения признают место жительства физического лица (ИП), место исполнения должностным лицом своих обязанностей или место нахождения юридического лица
Перечень позиций высших судов к ст. 55 ГК РФ "Представительства и филиалы юридического лица"3.5.4.2. Территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юрлиц по результатам проверки их филиалов, определяется по месту нахождения филиалов (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Порядок изменения территориальной подсудности дел
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Порядок изменения территориальной подсудности дел
Статья: Территориальная подсудность
(Широков Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Территориальная подсудность дел об административных
(Широков Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Территориальная подсудность дел об административных
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
(ред. от 04.11.2025)Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"з) при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"з) при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В ряде случаев суды решают с помощью КС и другие вопросы, связанные с необходимостью разрешить конкретное дело. В частности, Костромской областной суд обратился в КС, чтобы устранить неопределенность в вопросе о территориальной подсудности дела об административных правонарушениях <40>.
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В ряде случаев суды решают с помощью КС и другие вопросы, связанные с необходимостью разрешить конкретное дело. В частности, Костромской областной суд обратился в КС, чтобы устранить неопределенность в вопросе о территориальной подсудности дела об административных правонарушениях <40>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)К рассматриваемым административным делам применимы общие правила территориальной подсудности: административные дела о ликвидации общественного объединения, о приостановлении деятельности общественного объединения, о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, могут быть рассмотрены по адресу организации.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)К рассматриваемым административным делам применимы общие правила территориальной подсудности: административные дела о ликвидации общественного объединения, о приостановлении деятельности общественного объединения, о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, могут быть рассмотрены по адресу организации.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Территориальная подсудность дел об административных правонарушениях. Правила территориальной подсудности установлены в ст. 29.5 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 указанной статьи дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Территориальная подсудность дел об административных правонарушениях. Правила территориальной подсудности установлены в ст. 29.5 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 указанной статьи дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в местах лишения свободы
(Грибов Н.Д.)
("Администратор суда", 2023, N 1)Кроме того, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 в п. 5 разъясняет, что при определении территориальной подсудности административных дел, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, судам следует учитывать, что подобное административное исковое заявление может быть подано в суд того района, на территории которого осуществлены (не осуществлены) полномочия в виде оспариваемых действий (бездействия) или на территории которого исполняется оспариваемое решение. Например, административное исковое заявление об оспаривании бездействия, связанного с необеспечением в исправительном учреждении минимальных норм питания, подается в районный суд, на территории которого расположено такое учреждение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ).
(Грибов Н.Д.)
("Администратор суда", 2023, N 1)Кроме того, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 в п. 5 разъясняет, что при определении территориальной подсудности административных дел, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, судам следует учитывать, что подобное административное исковое заявление может быть подано в суд того района, на территории которого осуществлены (не осуществлены) полномочия в виде оспариваемых действий (бездействия) или на территории которого исполняется оспариваемое решение. Например, административное исковое заявление об оспаривании бездействия, связанного с необеспечением в исправительном учреждении минимальных норм питания, подается в районный суд, на территории которого расположено такое учреждение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ).
Статья: Длящееся административное правонарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ. Подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ. Подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общая подсудность означает, что дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). При этом в соответствии с пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общая подсудность означает, что дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). При этом в соответствии с пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В ст. 22 КАС РФ регламентирована общая территориальная подсудность административных дел. Под территориальной подсудностью понимается пространственная компетенция одноуровневых судов по рассмотрению и разрешению определенных споров по первой инстанции в зависимости от места рассмотрения административного дела. В КАС РФ используются четыре вида территориальной подсудности: общая, исключительная, по выбору административного истца, а также по связи между собой административных дел (ст. 22 - 24, 26). Общая территориальная подсудность - это общее правило определения компетентного суда в зависимости от нахождения адреса ответчика на территории, относящейся к юрисдикции конкретного суда, которое распространяется на все административные иски, за исключением тех, для которых законом установлены особые правила. Принято считать, что при регулировании территориальной подсудности основным правилом являются положения, содержащееся в ч. 1 ст. 22 КАС РФ, о том, что административный иск подается в суд по месту жительства, месту нахождения административного ответчика. Вместе с тем полагаем, что в отличии от регулирования общей подсудности гражданских дел (ст. 28 ГПК РФ) для рассмотрения и разрешения административных дел указанное правило будет являться основным в случае, если в качестве административного ответчика являются гражданин и организация, не обладающие публичными полномочиями (ч. 3 ст. 22), в ином случае общие правила подсудности определяются совокупностью положений, предусмотренных ч. 1 ст. 22 и ч. 2 комментируемой статьи.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В ст. 22 КАС РФ регламентирована общая территориальная подсудность административных дел. Под территориальной подсудностью понимается пространственная компетенция одноуровневых судов по рассмотрению и разрешению определенных споров по первой инстанции в зависимости от места рассмотрения административного дела. В КАС РФ используются четыре вида территориальной подсудности: общая, исключительная, по выбору административного истца, а также по связи между собой административных дел (ст. 22 - 24, 26). Общая территориальная подсудность - это общее правило определения компетентного суда в зависимости от нахождения адреса ответчика на территории, относящейся к юрисдикции конкретного суда, которое распространяется на все административные иски, за исключением тех, для которых законом установлены особые правила. Принято считать, что при регулировании территориальной подсудности основным правилом являются положения, содержащееся в ч. 1 ст. 22 КАС РФ, о том, что административный иск подается в суд по месту жительства, месту нахождения административного ответчика. Вместе с тем полагаем, что в отличии от регулирования общей подсудности гражданских дел (ст. 28 ГПК РФ) для рассмотрения и разрешения административных дел указанное правило будет являться основным в случае, если в качестве административного ответчика являются гражданин и организация, не обладающие публичными полномочиями (ч. 3 ст. 22), в ином случае общие правила подсудности определяются совокупностью положений, предусмотренных ч. 1 ст. 22 и ч. 2 комментируемой статьи.
Статья: К вопросу об условиях осуществления ревизии при реализации судьями судов общей юрисдикции полномочий по пересмотру постановления (решения) по делу об административном правонарушении
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)2) если нарушения касались несоблюдения принципов законодательства об административных правонарушениях (непредоставление переводчика лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не владеющему русским языком <23>; нарушение принципа однократности административной ответственности при составлении нескольких протоколов об административных правонарушениях, вынесении по итогам их рассмотрения нескольких постановлений о назначении административного наказания, основанных на одном событии административного правонарушения <24>; несоблюдение территориальной подсудности рассмотрения дела об административном правонарушении <25>).
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)2) если нарушения касались несоблюдения принципов законодательства об административных правонарушениях (непредоставление переводчика лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не владеющему русским языком <23>; нарушение принципа однократности административной ответственности при составлении нескольких протоколов об административных правонарушениях, вынесении по итогам их рассмотрения нескольких постановлений о назначении административного наказания, основанных на одном событии административного правонарушения <24>; несоблюдение территориальной подсудности рассмотрения дела об административном правонарушении <25>).
Статья: Ответственность за побои в действующем законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.