Текущий ремонт управляющая компания
Подборка наиболее важных документов по запросу Текущий ремонт управляющая компания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1103 "Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав" ГК РФ"Оплаченные жильцами, но не выполненные управляющей организацией работы по ремонту и содержанию многоквартирного дома, при замене управляющей организации влекут получение прежней управляющей организацией неосновательного обогащения (статьи 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации) как средств, переданных для исполнения прекратившегося обязательства, так как с момента передачи функций управляющей организации обязательства по проведению текущего ремонта и содержанию дома переходят к нему."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как проводится текущий ремонт жилых домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На общем собрании собственников помещений в том числе утверждается перечень работ по текущему ремонту по согласованию с управляющей организацией (Письмо Минстроя России от 11.10.2024 N 59623-ДН/04).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На общем собрании собственников помещений в том числе утверждается перечень работ по текущему ремонту по согласованию с управляющей организацией (Письмо Минстроя России от 11.10.2024 N 59623-ДН/04).
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Пробелы (недостатки) правового регулирования смены управляющей компании многоквартирного дома
(Топоров Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Изучение судебной практики демонстрирует, что проблемы часто возникают в процессе передачи полномочий от одной управляющей компании к другой, особенно касательно механизма смены. Следует особо отметить, что вызовы возникают не только в моменты перехода управления, но и в ситуациях, когда управляющие компании злоупотребляют предоставленными им правами. В качестве примера в одной из судебных тяжб требование о возврате средств, изначально заложенных на капитальный ремонт дома, и процентов за их использование было отклонено судом из-за отсутствия подтверждений перечисления этих средств от владельцев жилья <7>. В этом контексте судебное решение базировалось на недостатке доказательств, при этом игнорируя другие косвенные свидетельства. В другом случае суд пошел навстречу искателю и присудил возврат средств, накопленных на капитальный и текущий ремонт, с управляющей компании за неосновательное обогащение. Упомянутые судебные дела касаются вопросов возврата не использованных на ремонтный фонд денежных средств от бывшего управленца <8>. Стоит указать, что обязательство по возврату неизрасходованных финансовых ресурсов владельцам на основании договора управления возникает в соответствии с положениями ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации <9>.
(Топоров Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Изучение судебной практики демонстрирует, что проблемы часто возникают в процессе передачи полномочий от одной управляющей компании к другой, особенно касательно механизма смены. Следует особо отметить, что вызовы возникают не только в моменты перехода управления, но и в ситуациях, когда управляющие компании злоупотребляют предоставленными им правами. В качестве примера в одной из судебных тяжб требование о возврате средств, изначально заложенных на капитальный ремонт дома, и процентов за их использование было отклонено судом из-за отсутствия подтверждений перечисления этих средств от владельцев жилья <7>. В этом контексте судебное решение базировалось на недостатке доказательств, при этом игнорируя другие косвенные свидетельства. В другом случае суд пошел навстречу искателю и присудил возврат средств, накопленных на капитальный и текущий ремонт, с управляющей компании за неосновательное обогащение. Упомянутые судебные дела касаются вопросов возврата не использованных на ремонтный фонд денежных средств от бывшего управленца <8>. Стоит указать, что обязательство по возврату неизрасходованных финансовых ресурсов владельцам на основании договора управления возникает в соответствии с положениями ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации <9>.
Статья: Актуальные проблемы развития жилищного законодательства: к 20-летию введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)В ходе развития жилищного законодательства в Жилищный кодекс РФ был введен раздел об организации и проведении капитального ремонта. Введение его Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ было вызвано острой необходимостью своевременно производить соответствующий ремонт дома и иметь для этого необходимые средства. Обещание оставить за собой капитальный ремонт многоквартирных домов, данное в первоначальной редакции Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство не выполнило. После принятия Жилищного кодекса РФ оно перестало действовать, временно задача решалась за счет Фонда содействия реконструкции жилищно-коммунального хозяйства, созданного Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, затем раздел о капитальном ремонте ввели в Жилищный кодекс РФ. Однако в Жилищном кодексе РФ не было приведено понятия капитального ремонта, а в ст. 166 ЖК РФ только указано, на ремонт каких объектов общедомового имущества можно тратить средства из сформированного для этих целей фонда. Разграничение понятий капитального ремонта, реконструкции, текущего ремонта дается в Градостроительном кодексе РФ и соответствующих приказах Минстроя, Госстроя РФ и других ведомств. Отсутствие необходимых формулировок и даже ссылок на них в Жилищном кодексе РФ приводит к проблемам с разграничением капитального ремонта и текущего ремонта, отказом управляющих организаций заниматься каким-либо ремонтом (крыш, фасадов), ссылаясь на ст. 166 ЖК РФ. Это приводит к необоснованному расходованию средств фонда капитального ремонта на ремонты текущего характера. Недаром в Методических рекомендациях по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах (утв. Генпрокуратурой России 21.01.2019 N 71-16-2019) делается акцент на критерии разграничения этих видов ремонта, притом и там они приводятся не очень точно. В соответствии с ч. 1 ст. 189 ЖК РФ капитальный ремонт, как правило, начинается по решению общего собрания собственников, такое решение если и принимается, то формально. Реального механизма контроля за проведением капитального ремонта у собственников не имеется, в то время как злоупотребления со стороны региональных операторов приняли катастрофический характер <8>. В настоящее время несколько усилен контроль за приемкой выполненных работ, представители собственников в обязательном порядке должны участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту в силу п. 3 ч. 5 ст. 189 ЖК РФ и тогда, когда счет на проведение капитального ремонта формируется у регионального оператора, только после этого они должны полностью оплачиваться. Однако Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства тут же дало разъяснение, по существу сводящее к нулю все попытки усиления контроля со стороны собственников, своим Письмом от 6 июля 2023 г. N 18386-ОГ/00, указав исполнителям, что таким представителем может быть определено лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, т.е. представитель не собственников, а управляющей организации, что явно не одно и то же. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что в настоящее время наиболее проблемной является не гражданско-правовая, а административно-правовая составляющая жилищного законодательства, именно эта группа отношений, регулируемая Жилищном кодексом РФ и перечисленная в ст. 4 ЖК РФ, нуждается в переработке с учетом прежде всего интересов всех категорий законно проживающих граждан.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)В ходе развития жилищного законодательства в Жилищный кодекс РФ был введен раздел об организации и проведении капитального ремонта. Введение его Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ было вызвано острой необходимостью своевременно производить соответствующий ремонт дома и иметь для этого необходимые средства. Обещание оставить за собой капитальный ремонт многоквартирных домов, данное в первоначальной редакции Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство не выполнило. После принятия Жилищного кодекса РФ оно перестало действовать, временно задача решалась за счет Фонда содействия реконструкции жилищно-коммунального хозяйства, созданного Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, затем раздел о капитальном ремонте ввели в Жилищный кодекс РФ. Однако в Жилищном кодексе РФ не было приведено понятия капитального ремонта, а в ст. 166 ЖК РФ только указано, на ремонт каких объектов общедомового имущества можно тратить средства из сформированного для этих целей фонда. Разграничение понятий капитального ремонта, реконструкции, текущего ремонта дается в Градостроительном кодексе РФ и соответствующих приказах Минстроя, Госстроя РФ и других ведомств. Отсутствие необходимых формулировок и даже ссылок на них в Жилищном кодексе РФ приводит к проблемам с разграничением капитального ремонта и текущего ремонта, отказом управляющих организаций заниматься каким-либо ремонтом (крыш, фасадов), ссылаясь на ст. 166 ЖК РФ. Это приводит к необоснованному расходованию средств фонда капитального ремонта на ремонты текущего характера. Недаром в Методических рекомендациях по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах (утв. Генпрокуратурой России 21.01.2019 N 71-16-2019) делается акцент на критерии разграничения этих видов ремонта, притом и там они приводятся не очень точно. В соответствии с ч. 1 ст. 189 ЖК РФ капитальный ремонт, как правило, начинается по решению общего собрания собственников, такое решение если и принимается, то формально. Реального механизма контроля за проведением капитального ремонта у собственников не имеется, в то время как злоупотребления со стороны региональных операторов приняли катастрофический характер <8>. В настоящее время несколько усилен контроль за приемкой выполненных работ, представители собственников в обязательном порядке должны участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту в силу п. 3 ч. 5 ст. 189 ЖК РФ и тогда, когда счет на проведение капитального ремонта формируется у регионального оператора, только после этого они должны полностью оплачиваться. Однако Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства тут же дало разъяснение, по существу сводящее к нулю все попытки усиления контроля со стороны собственников, своим Письмом от 6 июля 2023 г. N 18386-ОГ/00, указав исполнителям, что таким представителем может быть определено лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, т.е. представитель не собственников, а управляющей организации, что явно не одно и то же. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что в настоящее время наиболее проблемной является не гражданско-правовая, а административно-правовая составляющая жилищного законодательства, именно эта группа отношений, регулируемая Жилищном кодексом РФ и перечисленная в ст. 4 ЖК РФ, нуждается в переработке с учетом прежде всего интересов всех категорий законно проживающих граждан.
Ситуация: Какой ремонт в квартире службы ЖКХ обязаны делать бесплатно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Основную нагрузку по поддержанию в надлежащем состоянии и текущему ремонту общего имущества в МКД несет управляющая компания, избранная общим собранием собственников квартир, ТСЖ, жилищный кооператив или жилищно-коммунальная служба (ДЕЗ) в муниципальных домах (ст. ст. 65, 66, 161 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Основную нагрузку по поддержанию в надлежащем состоянии и текущему ремонту общего имущества в МКД несет управляющая компания, избранная общим собранием собственников квартир, ТСЖ, жилищный кооператив или жилищно-коммунальная служба (ДЕЗ) в муниципальных домах (ст. ст. 65, 66, 161 ЖК РФ).
Статья: Текущий ремонт и содержание общего имущества МКД: документы у УК
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Может ли управляющая организация на работы и услуги, выполненные и оказанные при текущем ремонте и содержании общего имущества МКД, составить только УПД? Или нужно формировать и акт, и счет-фактуру?
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Может ли управляющая организация на работы и услуги, выполненные и оказанные при текущем ремонте и содержании общего имущества МКД, составить только УПД? Или нужно формировать и акт, и счет-фактуру?