Технический план дороги
Подборка наиболее важных документов по запросу Технический план дороги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Утверждение регистрирующего органа об отсутствии описания автомобильной дороги в части имеющегося у нее дорожного покрытия, что исключает отнесение данного сооружения к объектам недвижимости, мотивированно отклонено судами, поскольку в силу части 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ, положений Общероссийского классификатора ОК 013-2014 (СНС 2008) с учетом представленного министерством на ГКУ и ГРП технического плана (заключение кадастрового инженера) автомобильная дорога обладает признаками капитальности, привязана к земле и не может быть перенесена в другое место без разрушения, имеет асфальтовое покрытие, то есть, исходя из объективных технических характеристик, является объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ."
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 N 18АП-6624/2023 по делу N А76-34415/2022
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС, налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Таким образом, технический план на момент его составления (2022 год) представляет собой только констатацию факта наличия покрытия дороги, однако не подтверждает, что оно было выполнено в заявленный период 2017-2019 года самим налогоплательщиком из заявленных и списанных материалов.
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС, налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Таким образом, технический план на момент его составления (2022 год) представляет собой только констатацию факта наличия покрытия дороги, однако не подтверждает, что оно было выполнено в заявленный период 2017-2019 года самим налогоплательщиком из заявленных и списанных материалов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Регистрация прав в отношении автомобильных дорог, образуемых путем раздела существующей автомобильной дороги, не связанным с ее реконструкцией, осуществляется на основании: а) заявления собственника автомобильной дороги; б) технического плана, подготовленного кадастровым инженером с использованием проектной документации линейного объекта, на основании которой осуществлено строительство исходной автомобильной дороги (при ее наличии) или декларации об объекте недвижимости (при отсутствии проектной документации в отношении исходной автомобильной дороги) <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Регистрация прав в отношении автомобильных дорог, образуемых путем раздела существующей автомобильной дороги, не связанным с ее реконструкцией, осуществляется на основании: а) заявления собственника автомобильной дороги; б) технического плана, подготовленного кадастровым инженером с использованием проектной документации линейного объекта, на основании которой осуществлено строительство исходной автомобильной дороги (при ее наличии) или декларации об объекте недвижимости (при отсутствии проектной документации в отношении исходной автомобильной дороги) <1>.
Статья: Правовое регулирование эксплуатации беспилотного транспорта на автомобильных дорогах: актуальные вопросы
(Наниев А.Т.)
("Транспортное право", 2022, N 3)На сегодняшний день не существует единых требований к автомобильным дорогам общего пользования. Отсутствие обязательных технических требований к технологиям проектирования, дорожного строительства и эксплуатации для объектов транспортной инфраструктуры беспилотного (автономного) транспорта также является одним из факторов, замедляющих процесс развития беспилотного (автономного) транспорта Российской Федерации. Действующее российское законодательство в сфере проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог не содержит специальных требований к автомобильным дорогам, предназначенным для движения беспилотного (автономного) транспорта. С учетом того что умные автомобильные дороги в техническом плане представляют собой более сложные конструкции по сравнению с автомобильными дорогами, очевидна необходимость утверждения перечня обязательных технологий дорожного проектирования, строительства, а также эксплуатации в связи с внедрением беспилотных (автономных) автомобилей. Обеспечение связи транспортных средств с транспортной инфраструктурой было обозначено в Европейском союзе в качестве приоритетной сферы для разработки и применения спецификаций и стандартов. Действующие нормативные правовые акты в сфере проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог не содержат специальных требований к автомобильным дорогам, предназначенным для движения беспилотного (автономного транспорта).
(Наниев А.Т.)
("Транспортное право", 2022, N 3)На сегодняшний день не существует единых требований к автомобильным дорогам общего пользования. Отсутствие обязательных технических требований к технологиям проектирования, дорожного строительства и эксплуатации для объектов транспортной инфраструктуры беспилотного (автономного) транспорта также является одним из факторов, замедляющих процесс развития беспилотного (автономного) транспорта Российской Федерации. Действующее российское законодательство в сфере проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог не содержит специальных требований к автомобильным дорогам, предназначенным для движения беспилотного (автономного) транспорта. С учетом того что умные автомобильные дороги в техническом плане представляют собой более сложные конструкции по сравнению с автомобильными дорогами, очевидна необходимость утверждения перечня обязательных технологий дорожного проектирования, строительства, а также эксплуатации в связи с внедрением беспилотных (автономных) автомобилей. Обеспечение связи транспортных средств с транспортной инфраструктурой было обозначено в Европейском союзе в качестве приоритетной сферы для разработки и применения спецификаций и стандартов. Действующие нормативные правовые акты в сфере проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог не содержат специальных требований к автомобильным дорогам, предназначенным для движения беспилотного (автономного транспорта).
Нормативные акты
Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2000 N КАС00-530
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 09.11.2000 N ГКПИ00-1204, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 5, 13, 14, 15 и 17 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утв. Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26ц>- пункт 17 предусматривает, что для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить железной дороге технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 09.11.2000 N ГКПИ00-1204, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 5, 13, 14, 15 и 17 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утв. Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26ц>- пункт 17 предусматривает, что для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить железной дороге технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
Решение Верховного Суда РФ от 09.11.2000 N ГКПИ00-1204
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительными пунктов 5, 13, 14, 15 и 17 "Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", утв. Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26ц>Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода пользователь земли должен представить железной дороге технический план участка в масштабе с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительными пунктов 5, 13, 14, 15 и 17 "Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", утв. Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26ц>Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода пользователь земли должен представить железной дороге технический план участка в масштабе с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
Статья: Ремонт и содержание автодорог в 2023 - 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)- паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, изготовление технических планов автомобильных дорог;
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)- паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, изготовление технических планов автомобильных дорог;
Вопрос: О земельном налоге в отношении участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.
(Письмо ФНС России от 13.03.2024 N СД-4-21/2800@)В связи с изложенным предоставление налоговой льготы, в том числе выявление документированных сведений, подтверждающих размещение на земельном участке соответствующей автомобильной дороги (например, сведения из Единого государственного реестра недвижимости, реестра федерального имущества, технические планы, технические паспорта, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, т.п.), относится к компетенции налогового органа, уполномоченного рассматривать заявление о предоставлении налоговой льготы.
(Письмо ФНС России от 13.03.2024 N СД-4-21/2800@)В связи с изложенным предоставление налоговой льготы, в том числе выявление документированных сведений, подтверждающих размещение на земельном участке соответствующей автомобильной дороги (например, сведения из Единого государственного реестра недвижимости, реестра федерального имущества, технические планы, технические паспорта, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, т.п.), относится к компетенции налогового органа, уполномоченного рассматривать заявление о предоставлении налоговой льготы.
Статья: "Оборот" объекта капитального строительства
(Жаркова О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 1)В одном из писем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) <4>, подготовленном в ответ на запрос филиала, Росреестр не поддержал позицию филиала по вопросу отображения контура сооружения автомобильной дороги в случае подготовки технического плана. Филиал посчитал целесообразным применительно к автомобильным дорогам, расположенным в границах населенного пункта, определять контур сооружения в виде замкнутой линии, проходящей по "красной линии", установленной для такого объекта (то есть для земель общего пользования - О.Ж.). Однако, как ни странно, Росреестр не согласился с предложением филиала по чисто формальному основанию - п. 11 ст. 1 ГрК РФ относит к линейным объектам наряду с линиями электропередачи, линиями связи, трубопроводами и автомобильные дороги; типом основной характеристики линейного объекта является протяженность. Соответственно, контур автомобильной дороги должен быть отображен в техническом плане в виде разомкнутой линии, значение которой приводится в техническом плане в метрах. Иными словами, по мнению Росреестра, никакой разницы между дорогами в населенном пункте и автомобильными дорогами, правовое положение которых регулируется Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нет.
(Жаркова О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 1)В одном из писем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) <4>, подготовленном в ответ на запрос филиала, Росреестр не поддержал позицию филиала по вопросу отображения контура сооружения автомобильной дороги в случае подготовки технического плана. Филиал посчитал целесообразным применительно к автомобильным дорогам, расположенным в границах населенного пункта, определять контур сооружения в виде замкнутой линии, проходящей по "красной линии", установленной для такого объекта (то есть для земель общего пользования - О.Ж.). Однако, как ни странно, Росреестр не согласился с предложением филиала по чисто формальному основанию - п. 11 ст. 1 ГрК РФ относит к линейным объектам наряду с линиями электропередачи, линиями связи, трубопроводами и автомобильные дороги; типом основной характеристики линейного объекта является протяженность. Соответственно, контур автомобильной дороги должен быть отображен в техническом плане в виде разомкнутой линии, значение которой приводится в техническом плане в метрах. Иными словами, по мнению Росреестра, никакой разницы между дорогами в населенном пункте и автомобильными дорогами, правовое положение которых регулируется Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нет.
Статья: Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Таким образом, изначально позиция Минэкономразвития России была ориентирована скорее на регистрационное законодательство, чем на градостроительное. Независимо от того, требовалось или нет для раздела объекта недвижимости проведение строительных работ, предполагающих получение разрешения на строительство, для регистрации прав на новые объекты нужно было разрешение на ввод в эксплуатацию, а это означало, что раздел возможен лишь путем реконструкции. Такой подход крайне негативно сказывался на разделе жилых домов блокированной застройки, автомобильных дорог, инженерных сетей, для раздела которых строительных работ, регулируемых градостроительным законодательством, как правило, производить было не нужно. Однако впоследствии, возможно в связи со вступлением в силу Закона N 218-ФЗ, Минэкономразвития России заняло более гибкую позицию, указав, что если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не проводилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделах "Заключение кадастрового инженера" технических планов могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этих зданий <29>. Таким образом, Минэкономразвития России уже различает процедуру реконструкции как вид градостроительной деятельности и раздел как кадастровую процедуру. И более того, допускает раздел без реконструкции при наличии заключения кадастрового инженера о возможности раздела без проведения строительных работ. Регистрация прав на образованные объекты недвижимости в этом случае будет производиться на основании технических планов, подготовленных кадастровым инженером.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Таким образом, изначально позиция Минэкономразвития России была ориентирована скорее на регистрационное законодательство, чем на градостроительное. Независимо от того, требовалось или нет для раздела объекта недвижимости проведение строительных работ, предполагающих получение разрешения на строительство, для регистрации прав на новые объекты нужно было разрешение на ввод в эксплуатацию, а это означало, что раздел возможен лишь путем реконструкции. Такой подход крайне негативно сказывался на разделе жилых домов блокированной застройки, автомобильных дорог, инженерных сетей, для раздела которых строительных работ, регулируемых градостроительным законодательством, как правило, производить было не нужно. Однако впоследствии, возможно в связи со вступлением в силу Закона N 218-ФЗ, Минэкономразвития России заняло более гибкую позицию, указав, что если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не проводилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделах "Заключение кадастрового инженера" технических планов могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этих зданий <29>. Таким образом, Минэкономразвития России уже различает процедуру реконструкции как вид градостроительной деятельности и раздел как кадастровую процедуру. И более того, допускает раздел без реконструкции при наличии заключения кадастрового инженера о возможности раздела без проведения строительных работ. Регистрация прав на образованные объекты недвижимости в этом случае будет производиться на основании технических планов, подготовленных кадастровым инженером.
Вопрос: Какой порядок постановки на кадастровый учет автомобильной дороги?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Составляется технический план на основе документов, указанных в Требованиях к подготовке технического плана и составе содержащихся в нем сведений, утв. Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 (далее - Требования), в т.ч. на основе проектной документации или декларации об объекте недвижимости (автомобильной дороги, если проектная документация не сохранилась) с указанием протяженности автомобильной дороги, ее вида, степени готовности и т.п. Если дорога располагается в разных кадастровых округах, то технический план оформляется в виде одного документа с учетом кадастрового деления территории РФ (п. 78 Требований); также в техническом плане указываются кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположено сооружение (дорога).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Составляется технический план на основе документов, указанных в Требованиях к подготовке технического плана и составе содержащихся в нем сведений, утв. Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 (далее - Требования), в т.ч. на основе проектной документации или декларации об объекте недвижимости (автомобильной дороги, если проектная документация не сохранилась) с указанием протяженности автомобильной дороги, ее вида, степени готовности и т.п. Если дорога располагается в разных кадастровых округах, то технический план оформляется в виде одного документа с учетом кадастрового деления территории РФ (п. 78 Требований); также в техническом плане указываются кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположено сооружение (дорога).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив в совокупности в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, в том числе - технического паспорта, плана расположения спорного земельного участка к договору аренды, аэрофотосъемки, Яндекс.Карты, суды пришли к правильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 59:02:0902086:32 расположен в пределах сооружения - автомобильная дорога по ул. 6-ой Пятилетки, между тротуаром и дорожным полотном. Доказательств иного ответчиками не представлено.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив в совокупности в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, в том числе - технического паспорта, плана расположения спорного земельного участка к договору аренды, аэрофотосъемки, Яндекс.Карты, суды пришли к правильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 59:02:0902086:32 расположен в пределах сооружения - автомобильная дорога по ул. 6-ой Пятилетки, между тротуаром и дорожным полотном. Доказательств иного ответчиками не представлено.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)16. В ч. 16 комментируемой статьи говорится об информации, которая должна входить в технический план единого недвижимого комплекса, под которым понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (см. ст. 133.1 ГК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)16. В ч. 16 комментируемой статьи говорится об информации, которая должна входить в технический план единого недвижимого комплекса, под которым понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (см. ст. 133.1 ГК РФ).