Тарифы управляющей компании
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифы управляющей компании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как определяется размер платы за содержание жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Порядок определения размера платы для собственников помещений при управлении МКД управляющей организацией
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Порядок определения размера платы для собственников помещений при управлении МКД управляющей организацией
Ситуация: Как устанавливаются тарифы на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, если в МКД не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный или иной специализированный кооператив (далее соответственно - ТСЖ, ЖК), размер платы за содержание жилого помещения устанавливается на срок не менее года решением общего собрания собственников помещений в МКД. При управлении МКД управляющей организацией решение принимается с учетом предложений управляющей организации, в которых должен содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ; п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, если в МКД не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный или иной специализированный кооператив (далее соответственно - ТСЖ, ЖК), размер платы за содержание жилого помещения устанавливается на срок не менее года решением общего собрания собственников помещений в МКД. При управлении МКД управляющей организацией решение принимается с учетом предложений управляющей организации, в которых должен содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ; п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"31. При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"31. При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
(ред. от 04.11.2025)7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)В связи с развитием рынка ценных бумаг, в т.ч. за счет цифровизации экономики, предложим задуматься о необходимости принятия как общей нормы о специальном правовом статусе доверительного управляющего, причем упор рекомендуем сделать именно на специальных знаниях. Одним из вариантов решения проблемы явилось бы создание саморегулируемых организаций или ассоциаций доверительных управляющих ценными бумагами с ограничением тарифов в отношении наследуемого имущества.
("Проспект", 2025)В связи с развитием рынка ценных бумаг, в т.ч. за счет цифровизации экономики, предложим задуматься о необходимости принятия как общей нормы о специальном правовом статусе доверительного управляющего, причем упор рекомендуем сделать именно на специальных знаниях. Одним из вариантов решения проблемы явилось бы создание саморегулируемых организаций или ассоциаций доверительных управляющих ценными бумагами с ограничением тарифов в отношении наследуемого имущества.
Ситуация: Кто должен платить за обслуживание домофона в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если договором управления МКД в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества такое обслуживание не предусмотрено, то для начисления соответствующей платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в МКД и заключение договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона. При этом тариф на обслуживание домофона, а также порядок внесения платы за такое обслуживание устанавливается в договоре, заключенном организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, с собственниками помещений в МКД или, по поручению последних, с управляющей организацией (п. 1 ч. 2 ст. 154, п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 11.04.2016 N 10686-АТ/04).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если договором управления МКД в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества такое обслуживание не предусмотрено, то для начисления соответствующей платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в МКД и заключение договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона. При этом тариф на обслуживание домофона, а также порядок внесения платы за такое обслуживание устанавливается в договоре, заключенном организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, с собственниками помещений в МКД или, по поручению последних, с управляющей организацией (п. 1 ч. 2 ст. 154, п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 11.04.2016 N 10686-АТ/04).
Вопрос: Об НДС при реализации управляющей организацией жилищно-коммунальных услуг по тарифам, утвержденным для г. Москвы.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 03-07-11/61108)Вопрос: Правительство г. Москвы Постановлением от 06.12.2024 N 2797-ПП утвердило тарифы ЖКХ на содержание и ремонт жилых помещений.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 03-07-11/61108)Вопрос: Правительство г. Москвы Постановлением от 06.12.2024 N 2797-ПП утвердило тарифы ЖКХ на содержание и ремонт жилых помещений.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- в случае превышения стоимости указанных работ (услуг), предъявленной управляющими организациями и ТСЖ потребителям по установленным тарифам, над стоимостью данных работ (услуг), приобретенных у соответствующих организаций, разницу между ценой реализации и ценой приобретения таких работ (услуг) необходимо облагать НДС в общем порядке.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- в случае превышения стоимости указанных работ (услуг), предъявленной управляющими организациями и ТСЖ потребителям по установленным тарифам, над стоимостью данных работ (услуг), приобретенных у соответствующих организаций, разницу между ценой реализации и ценой приобретения таких работ (услуг) необходимо облагать НДС в общем порядке.
Статья: Проблемы защиты прав собственников многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (финансово-правовой аспект)
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Ключевые слова: ресурсоснабжающая организация, индивидуальный тепловой пункт, отказ от исполнения договоров ресурсоснабжения, прямые договоры, управляющая компания, тариф, финансовое право.
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Ключевые слова: ресурсоснабжающая организация, индивидуальный тепловой пункт, отказ от исполнения договоров ресурсоснабжения, прямые договоры, управляющая компания, тариф, финансовое право.
Статья: Госдума приняла Закон о защите прав жильцов многоквартирных домов
(Ерошкина Ю., Маняхина Н.)
("Жилищное право", 2025, N 7)В любом случае данные изменения действительно пойдут на пользу в первую очередь жильцам многоквартирных домов. В настоящее время таким жителям часто приходится обращаться за защитой своих прав на получение информации, например, о том, какие именно тарифы устанавливают управляющие организации и как именно управляющие организации расходуют полученные денежные средства, в административном или судебном порядке. В Москве органом по контролю над деятельностью управляющих организация является Мосжилинспекция.
(Ерошкина Ю., Маняхина Н.)
("Жилищное право", 2025, N 7)В любом случае данные изменения действительно пойдут на пользу в первую очередь жильцам многоквартирных домов. В настоящее время таким жителям часто приходится обращаться за защитой своих прав на получение информации, например, о том, какие именно тарифы устанавливают управляющие организации и как именно управляющие организации расходуют полученные денежные средства, в административном или судебном порядке. В Москве органом по контролю над деятельностью управляющих организация является Мосжилинспекция.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- в случае превышения стоимости указанных работ (услуг), предъявленной управляющими организациями и ТСЖ потребителям по установленным тарифам, над стоимостью данных работ (услуг), приобретенных у соответствующих организаций, разницу между ценой реализации и ценой приобретения таких работ (услуг) необходимо облагать НДС в общем порядке.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- в случае превышения стоимости указанных работ (услуг), предъявленной управляющими организациями и ТСЖ потребителям по установленным тарифам, над стоимостью данных работ (услуг), приобретенных у соответствующих организаций, разницу между ценой реализации и ценой приобретения таких работ (услуг) необходимо облагать НДС в общем порядке.
Статья: Экономическая экспертиза как средство доказывания в делах о банкротстве - тенденции и уроки современной практики
(Акулов А.Я., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Например, в рамках дела о банкротстве крупного акционерного общества - региональной управляющей компании ЖКХ, которая накопила задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и бюджетом в сумме более одного миллиарда рублей, судом была назначена судебная экспертиза для выяснения причин банкротства должника. При этом руководители компании утверждали, что основной причиной банкротства управляющей компании стали низкие тарифы на услуги ЖКХ, которые не покрывали минимально необходимые затраты на техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда.
(Акулов А.Я., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Например, в рамках дела о банкротстве крупного акционерного общества - региональной управляющей компании ЖКХ, которая накопила задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и бюджетом в сумме более одного миллиарда рублей, судом была назначена судебная экспертиза для выяснения причин банкротства должника. При этом руководители компании утверждали, что основной причиной банкротства управляющей компании стали низкие тарифы на услуги ЖКХ, которые не покрывали минимально необходимые затраты на техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда.
Вопрос: На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме определяются условия договора с управляющей организацией, в частности утверждаются тарифы на содержание общего имущества МКД. Каким должен быть кворум голосов для утверждения таких тарифов, чтобы принятое решение было правомочным?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме принимается решение о заключении договора управления многоквартирным домом с конкретной управляющей организацией и определении условий такого договора, в частности утверждаются тарифы на содержание общего имущества МКД. Каким должен быть кворум голосов для утверждения таких тарифов, чтобы принятое решение было правомочным?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме принимается решение о заключении договора управления многоквартирным домом с конкретной управляющей организацией и определении условий такого договора, в частности утверждаются тарифы на содержание общего имущества МКД. Каким должен быть кворум голосов для утверждения таких тарифов, чтобы принятое решение было правомочным?
Статья: О некоторых вопросах определения границ балансовой принадлежности и расчетов по приборам учета при заключении государственных контрактов на поставку коммунальных услуг с воинской частью (на примере государственного контракта электроснабжения)
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)2) по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов с момента выявления таких объектов, в том числе по определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (электрической энергии), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)2) по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов с момента выявления таких объектов, в том числе по определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (электрической энергии), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.