Тарифные группы потребителей электрической энергии
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифные группы потребителей электрической энергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2024 N 05АП-7643/2023 по делу N А51-21608/2021
Требование: О признании незаконными действий по одностороннему изменению существующих условий договора энергоснабжения, об обязании произвести перерасчет с учетом установленного договора энергоснабжения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из смысла указанных норм следует, что при отнесении потребителя к тарифной группе "население" или "прочие потребители" для оплаты электроэнергии установлению подлежит цель ее использования, а именно используется ли она для коммунально-бытовых нужд или в предпринимательских целях.
Требование: О признании незаконными действий по одностороннему изменению существующих условий договора энергоснабжения, об обязании произвести перерасчет с учетом установленного договора энергоснабжения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из смысла указанных норм следует, что при отнесении потребителя к тарифной группе "население" или "прочие потребители" для оплаты электроэнергии установлению подлежит цель ее использования, а именно используется ли она для коммунально-бытовых нужд или в предпринимательских целях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы формирования современной модели финансово-правового регулирования в условиях структурных преобразований экономики
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Подобным образом контроль за функционированием криптовалютного рынка происходит в Беларуси. Так, на основании Постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. N 62/57 в отдельную тарифную группу потребителей электроэнергии отнесены организации, осуществляющие цифровой майнинг.
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Подобным образом контроль за функционированием криптовалютного рынка происходит в Беларуси. Так, на основании Постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. N 62/57 в отдельную тарифную группу потребителей электроэнергии отнесены организации, осуществляющие цифровой майнинг.
Статья: Правовые вопросы цифровизации финансового контроля в России
(Запольский С.В., Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)Для сравнения следует отметить, что в Республике Казахстан применяется иная модель контроля за доходами участников криптовалютного рынка: она основана на введении платы за цифровой майнинг, исчисляемой исходя из фактических объемов потребленной электрической энергии, и установлении дифференцированных ставок налога на цифровой майнинг <19>. Аналогично контроль за функционированием криптовалютного рынка осуществляется в Республике Беларусь. Так, на основании Постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. N 62/57 организации, осуществляющие цифровой майнинг, отнесены в отдельную тарифную группу потребителей электроэнергии.
(Запольский С.В., Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)Для сравнения следует отметить, что в Республике Казахстан применяется иная модель контроля за доходами участников криптовалютного рынка: она основана на введении платы за цифровой майнинг, исчисляемой исходя из фактических объемов потребленной электрической энергии, и установлении дифференцированных ставок налога на цифровой майнинг <19>. Аналогично контроль за функционированием криптовалютного рынка осуществляется в Республике Беларусь. Так, на основании Постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. N 62/57 организации, осуществляющие цифровой майнинг, отнесены в отдельную тарифную группу потребителей электроэнергии.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 529
(ред. от 04.09.2015)
"О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)"5. Установить, что в 2006 году гарантирующие поставщики, а также энергосбытовые организации, к числу покупателей которых относятся граждане и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), участвуют в торговле электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки, по ценопринимающим заявкам на покупку электрической энергии.
(ред. от 04.09.2015)
"О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)"5. Установить, что в 2006 году гарантирующие поставщики, а также энергосбытовые организации, к числу покупателей которых относятся граждане и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), участвуют в торговле электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки, по ценопринимающим заявкам на покупку электрической энергии.
Постановление Правительства РФ от 28.07.2017 N 895
(ред. от 23.12.2024)
"О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)"
(вместе с "Правилами определения и применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)", "Правилами доведения на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)", "Правилами целевого использования средств, получаемых от применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), для достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), осуществления контроля за целевым использованием таких средств, перечисления безвозмездных целевых взносов в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, заключения соглашения (договора) о безвозмездных целевых взносах")При доведении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) предусматривается дифференциация цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в отношении покупателей (потребителей) электрической энергии (мощности) по уровням напряжения и критериям определения потребителей электрической энергии (мощности), не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 2062 "О критериях определения потребителей электрической энергии (мощности), не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)". При этом не допускается учет недополученной выручки (выпадающих доходов) от осуществления регулируемой деятельности по одной группе потребителей при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для другой группы потребителей.
(ред. от 23.12.2024)
"О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)"
(вместе с "Правилами определения и применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)", "Правилами доведения на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)", "Правилами целевого использования средств, получаемых от применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), для достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), осуществления контроля за целевым использованием таких средств, перечисления безвозмездных целевых взносов в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, заключения соглашения (договора) о безвозмездных целевых взносах")При доведении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) предусматривается дифференциация цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в отношении покупателей (потребителей) электрической энергии (мощности) по уровням напряжения и критериям определения потребителей электрической энергии (мощности), не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 2062 "О критериях определения потребителей электрической энергии (мощности), не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)". При этом не допускается учет недополученной выручки (выпадающих доходов) от осуществления регулируемой деятельности по одной группе потребителей при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для другой группы потребителей.
Статья: Некоторые проблемы стимулирования предпринимательской активности субъектов агробизнеса
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В настоящее время все сельхозтоваропроизводители относятся к группе "прочие потребители" и покупают электроэнергию по нерегулируемым ценам, тарифы для которых определяются в зависимости от уровня напряжения: чем ниже напряжение, тем дороже электроэнергия. Однако до сих пор данный вопрос не был решен в пользу аграриев. Напротив, Минэнерго РФ и Федеральная антимонопольная служба России не только не поддерживали предоставление льгот на электроэнергию для аграриев, опасаясь увеличения расходов на электроэнергию для других потребителей, а, напротив, предложили им перейти с розничного на оптовый рынок электроэнергии, на котором не потребуется платить сбытовой компании за поставки электроэнергии, а также использовать современные энергосберегающие технологии. Эти меры, может быть, и эффективные, но они требуют дополнительных финансовых расходов, которых у аграриев и так достаточно.
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В настоящее время все сельхозтоваропроизводители относятся к группе "прочие потребители" и покупают электроэнергию по нерегулируемым ценам, тарифы для которых определяются в зависимости от уровня напряжения: чем ниже напряжение, тем дороже электроэнергия. Однако до сих пор данный вопрос не был решен в пользу аграриев. Напротив, Минэнерго РФ и Федеральная антимонопольная служба России не только не поддерживали предоставление льгот на электроэнергию для аграриев, опасаясь увеличения расходов на электроэнергию для других потребителей, а, напротив, предложили им перейти с розничного на оптовый рынок электроэнергии, на котором не потребуется платить сбытовой компании за поставки электроэнергии, а также использовать современные энергосберегающие технологии. Эти меры, может быть, и эффективные, но они требуют дополнительных финансовых расходов, которых у аграриев и так достаточно.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обязательные требования к приборам учета на первом этапе (с 01.07.2020 по 31.12.2021) не изменяются. На втором этапе (с 01.01.2022) вступают в силу требования, предусматривающие установку "умных" приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям "умные" приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом счетчике. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя тем самым потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существует три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обязательные требования к приборам учета на первом этапе (с 01.07.2020 по 31.12.2021) не изменяются. На втором этапе (с 01.01.2022) вступают в силу требования, предусматривающие установку "умных" приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям "умные" приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом счетчике. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя тем самым потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существует три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).
Вопрос: Как устанавливаются тарифы на электроэнергию для организаций?
(Консультация эксперта, 2025)Однако следует иметь в виду, что правоприменительная практика обращает внимание на тот факт, что нерегулируемая цена представляет собой сумму нерегулируемых и регулируемых составляющих, определенных нормативными актами. Одной из регулируемых составляющих является ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, утверждаемая регулирующим органом. Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также начиная с расчетного периода, в котором применяются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, определяемые в виде формулы в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей (п. 86 Основных положений). Поэтому порядок определения тарифа для расчета за услуги по передаче электроэнергии зависит от уровня напряжения, определение которого осуществляется в соответствии с Методическими указаниями N 20-э/2. В свою очередь, нормативные предписания, установленные п. 15(2) Правил N 861, обязательны для субъектов розничного рынка электроэнергии вне зависимости от условий заключенного между ними договора (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.06.2020 N Ф01-11514/2020 по делу N А43-23161/2017).
(Консультация эксперта, 2025)Однако следует иметь в виду, что правоприменительная практика обращает внимание на тот факт, что нерегулируемая цена представляет собой сумму нерегулируемых и регулируемых составляющих, определенных нормативными актами. Одной из регулируемых составляющих является ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, утверждаемая регулирующим органом. Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также начиная с расчетного периода, в котором применяются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, определяемые в виде формулы в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей (п. 86 Основных положений). Поэтому порядок определения тарифа для расчета за услуги по передаче электроэнергии зависит от уровня напряжения, определение которого осуществляется в соответствии с Методическими указаниями N 20-э/2. В свою очередь, нормативные предписания, установленные п. 15(2) Правил N 861, обязательны для субъектов розничного рынка электроэнергии вне зависимости от условий заключенного между ними договора (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.06.2020 N Ф01-11514/2020 по делу N А43-23161/2017).
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Регулируются ли отношения по договору о передаче или транспортировке электроэнергии нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Проанализировав представленные сторонами в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с требованиями, установленными в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что Общество не доказало фактическое оказание Компании услуг по передаче электроэнергии в объеме, превышающем объем услуг, оплаченный Компанией. Суды установили, что расчет истца основан на противоречивых и искаженных данных, поскольку в нем завышены объемы переданной электроэнергии и неправильно определены некоторые тарифные группы потребителей. В объем услуг по передаче электроэнергии, предъявленный Обществом к оплате, включен объем потерь электроэнергии в сетях смежных сетевых организаций. Общество внесло изменения в сторону увеличения объема оказанных услуг в показатели, в отношении которых у сторон не имелось ранее каких-либо разногласий. Выявив ошибки в определении объема оказанных услуг, Общество скорректировало объем обязательств Компании в том периоде, в котором были выявлены ошибки, при этом не изменяло объем обязательств за спорный период, в котором были допущены такие ошибки.
Регулируются ли отношения по договору о передаче или транспортировке электроэнергии нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Проанализировав представленные сторонами в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с требованиями, установленными в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что Общество не доказало фактическое оказание Компании услуг по передаче электроэнергии в объеме, превышающем объем услуг, оплаченный Компанией. Суды установили, что расчет истца основан на противоречивых и искаженных данных, поскольку в нем завышены объемы переданной электроэнергии и неправильно определены некоторые тарифные группы потребителей. В объем услуг по передаче электроэнергии, предъявленный Обществом к оплате, включен объем потерь электроэнергии в сетях смежных сетевых организаций. Общество внесло изменения в сторону увеличения объема оказанных услуг в показатели, в отношении которых у сторон не имелось ранее каких-либо разногласий. Выявив ошибки в определении объема оказанных услуг, Общество скорректировало объем обязательств Компании в том периоде, в котором были выявлены ошибки, при этом не изменяло объем обязательств за спорный период, в котором были допущены такие ошибки.