Тарифное регулирование в электроэнергетике
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифное регулирование в электроэнергетике (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения против порядка управления: Организация оспаривает привлечение к ответственности по ст. 19.7.1 КоАП РФ за непредставление или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 2.9, ч. 1, 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, ст. ст. 21, 23.1, 23.2, 24 Закона об электроэнергетике, ст. ст. 8, 10 Закона о теплоснабжении, раздел V Закона о госконтроле, п. п. 41, 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, гл. VI Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, п. п. 2, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, п. п. 2, 12, 17, 18, 19 Правил государственного регулирования цен в электроэнергетике, п. 23 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 2.9, ч. 1, 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, ст. ст. 21, 23.1, 23.2, 24 Закона об электроэнергетике, ст. ст. 8, 10 Закона о теплоснабжении, раздел V Закона о госконтроле, п. п. 41, 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, гл. VI Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, п. п. 2, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, п. п. 2, 12, 17, 18, 19 Правил государственного регулирования цен в электроэнергетике, п. 23 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об основных направлениях государственного регулирования цен и их влиянии на развитие предпринимательской деятельности в современных условиях
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Отдельные товарные рынки, например различных видов энергии, в том числе и электрической, находятся в состоянии государственного регулирования цен на них, а также перекрестного субсидирования. Одним из таких является рынок электроэнергетики, ценовое регулирование услуг на котором составляет важный пласт в объеме его правового регулирования <1>.
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Отдельные товарные рынки, например различных видов энергии, в том числе и электрической, находятся в состоянии государственного регулирования цен на них, а также перекрестного субсидирования. Одним из таких является рынок электроэнергетики, ценовое регулирование услуг на котором составляет важный пласт в объеме его правового регулирования <1>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Исполнительный орган субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов в течение 10 рабочих дней со дня выявления факта несоответствия юридического лица, в отношении которого установлен тариф для расчетов с территориальной сетевой организацией, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям принимает решение об отмене (признании утратившим силу) со дня наступления такого факта решения об установлении (пересмотре, корректировке) тарифа для расчетов с территориальной сетевой организацией.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Исполнительный орган субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов в течение 10 рабочих дней со дня выявления факта несоответствия юридического лица, в отношении которого установлен тариф для расчетов с территориальной сетевой организацией, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям принимает решение об отмене (признании утратившим силу) со дня наступления такого факта решения об установлении (пересмотре, корректировке) тарифа для расчетов с территориальной сетевой организацией.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 23. Принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 23. Принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике помимо ценового регулирования в условиях естественной монополии, осуществляемого в соответствии с законодательством о естественных монополиях, подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям. В связи с этим Приказом ФАС России от 30 июня 2022 г. N 490/22 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике помимо ценового регулирования в условиях естественной монополии, осуществляемого в соответствии с законодательством о естественных монополиях, подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям. В связи с этим Приказом ФАС России от 30 июня 2022 г. N 490/22 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 были утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике вместе с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 были утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике вместе с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Статья: Реализация полномочий прокурора в нормотворческом процессе как один из наиболее эффективных способов защиты интересов граждан
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" допускается установление цен (тарифов) на электрическую энергию, "поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей", на уровне, отличном от установленного для других категорий потребителей. При этом при установлении регулируемых цен субъектам электроэнергетики подлежат возмещению экономически обоснованные затраты, в том числе с учетом частичного или полного их возмещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" допускается установление цен (тарифов) на электрическую энергию, "поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей", на уровне, отличном от установленного для других категорий потребителей. При этом при установлении регулируемых цен субъектам электроэнергетики подлежат возмещению экономически обоснованные затраты, в том числе с учетом частичного или полного их возмещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии: особенности заключения
(Синицын С.А., Дьяконова М.О., Кабытов П.П.)
("Юрист", 2023, N 4)Соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности являются новым механизмом регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, основанным на принципе согласованности цен (тарифов) между субъектами электроэнергетики и органами публичной власти.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О., Кабытов П.П.)
("Юрист", 2023, N 4)Соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности являются новым механизмом регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, основанным на принципе согласованности цен (тарифов) между субъектами электроэнергетики и органами публичной власти.
Статья: Методика инвестиционного комплаенса электросетевых компаний
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Отличиями инвестиционного комплаенса от других форм контроля является направленность на выявление и нейтрализацию факторов комплаенс-рисков и проверку соблюдения требований законодательства в общих и отраслевых вопросах инвестирования. Основные законодательные документы, которые необходимо учитывать в ходе проведения инвестиционного комплаенса электросетевых компаний: Стратегия электросетевого комплекса Российской Федерации <2>, стратегия ПАО "Россети", прогнозы потребления электроэнергии регионов с учетом договоров на технологическое присоединение, единая отраслевая политика и общесистемные документы, Постановление Правительства РФ "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" <3>, Постановление Правительства РФ "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" <4>, Постановление Правительства РФ "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии" <5>.
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Отличиями инвестиционного комплаенса от других форм контроля является направленность на выявление и нейтрализацию факторов комплаенс-рисков и проверку соблюдения требований законодательства в общих и отраслевых вопросах инвестирования. Основные законодательные документы, которые необходимо учитывать в ходе проведения инвестиционного комплаенса электросетевых компаний: Стратегия электросетевого комплекса Российской Федерации <2>, стратегия ПАО "Россети", прогнозы потребления электроэнергии регионов с учетом договоров на технологическое присоединение, единая отраслевая политика и общесистемные документы, Постановление Правительства РФ "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" <3>, Постановление Правительства РФ "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" <4>, Постановление Правительства РФ "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии" <5>.
Статья: Отдельные особенности рассмотрения и разрешения дел в сфере конкуренции
(Синицын С.А., Дьяконова М.О., Печегина П.Д.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)В связи с этим обоснованным и преднамеренным видится сохранение в действующей редакции п. 10 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике положения о том, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде <19>. К таким спорам, например, относятся споры об оспаривании отказа в государственном регулировании, споры о признании незаконными приказов ФАС России об отмене приказов региональных органов тарифного регулирования, иные споры, связанные с нарушением прав конкретных лиц, в том числе об оспаривании действий регулирующих органов, которые впоследствии через проведение нормативно определенных процедур (таких как заседание правления департамента, которое является не органом управления регулятора, а специфическим органом с участием лиц, привлеченных из состава других субъектов, - ФАС России, НП "Совет рынка" и т.д.) кладутся в основу тарифных решений. Указанные категории споров, как возникающие в связи с осуществлением органом публичной власти своих полномочий в отношении хозяйствующего субъекта и имеющие экономический характер, относятся к компетенции арбитражных судов.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О., Печегина П.Д.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)В связи с этим обоснованным и преднамеренным видится сохранение в действующей редакции п. 10 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике положения о том, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде <19>. К таким спорам, например, относятся споры об оспаривании отказа в государственном регулировании, споры о признании незаконными приказов ФАС России об отмене приказов региональных органов тарифного регулирования, иные споры, связанные с нарушением прав конкретных лиц, в том числе об оспаривании действий регулирующих органов, которые впоследствии через проведение нормативно определенных процедур (таких как заседание правления департамента, которое является не органом управления регулятора, а специфическим органом с участием лиц, привлеченных из состава других субъектов, - ФАС России, НП "Совет рынка" и т.д.) кладутся в основу тарифных решений. Указанные категории споров, как возникающие в связи с осуществлением органом публичной власти своих полномочий в отношении хозяйствующего субъекта и имеющие экономический характер, относятся к компетенции арбитражных судов.