Тарифное регулирование ТКО
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифное регулирование ТКО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 424 "Цена" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Истец, являясь региональным оператором, осуществляющим деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, обратился с иском о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг по вывозу ТКО.
(Арбитражный суд Уральского округа)Истец, являясь региональным оператором, осуществляющим деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, обратился с иском о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг по вывозу ТКО.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24.6 "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Более того, суды не приняли во внимание, что услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки (далее - НВВ), должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы обращения с отходами (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Утверждаются ли долгосрочные параметры регулирования при формировании тарифов на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Вопрос: Об учете НДС при регулировании тарифов в области обращения с ТКО.
(Письмо Минфина России от 23.05.2023 N 03-07-03/46996)Вопрос: Пунктом 7 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, предусмотрено, что тарифы устанавливаются без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
(Письмо Минфина России от 23.05.2023 N 03-07-03/46996)Вопрос: Пунктом 7 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, предусмотрено, что тарифы устанавливаются без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Статья: Договор на утилизацию отходов в системе договоров на оказание экологических услуг
(Ткачук Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Существенное расхождение между регулированием тарифов на ТКО и свободной ценой на дополнительные экологические услуги приводит к тому, что операторы по обращению с отходами сталкиваются с финансовым дисбалансом и не всегда готовы расширять ассортимент своих услуг <19>. Предприятия и физические лица не всегда осведомлены о существовании более широкого спектра экологических услуг, в том числе возможности получать сразу комплекс (от мониторинга до утилизации), что тормозит спрос на интегрированные договоры <20>.
(Ткачук Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Существенное расхождение между регулированием тарифов на ТКО и свободной ценой на дополнительные экологические услуги приводит к тому, что операторы по обращению с отходами сталкиваются с финансовым дисбалансом и не всегда готовы расширять ассортимент своих услуг <19>. Предприятия и физические лица не всегда осведомлены о существовании более широкого спектра экологических услуг, в том числе возможности получать сразу комплекс (от мониторинга до утилизации), что тормозит спрос на интегрированные договоры <20>.
Статья: Проблемы совершенствования законодательства об отходах: расширенная ответственность производителя
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2024, N 6)<14> Цхакая Н.Д., Шпектор И.А., Ершов А.Г., Седогин М.П., Цхакая Д.Н. Региональный оператор и тарифное регулирование погубят отрасль // Твердые бытовые отходы. 2019. N 2 (152). С. 44 - 46; N 3 (153). С. 31 - 33.
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2024, N 6)<14> Цхакая Н.Д., Шпектор И.А., Ершов А.Г., Седогин М.П., Цхакая Д.Н. Региональный оператор и тарифное регулирование погубят отрасль // Твердые бытовые отходы. 2019. N 2 (152). С. 44 - 46; N 3 (153). С. 31 - 33.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 30.05.2024 N 03-07-07/50134 <Об освобождении от НДС услуг по обращению с ТКО в 2025 году>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Причем вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Причем вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.