Тарифное регулирование коммунальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифное регулирование коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аренды нежилого помещения по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Цена контракта является твердой и может быть изменена по соглашению сторон лишь в случае изменения регулируемых цен (тарифов) на коммунальные услуги...
(КонсультантПлюс, 2025)...Цена контракта является твердой и может быть изменена по соглашению сторон лишь в случае изменения регулируемых цен (тарифов) на коммунальные услуги...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии бюджетным учреждениям и иным некоммерческим организациям
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление бюджетному учреждению субсидии на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на коммунальные услуги населению за счет средств субъекта РФ, а не учредителя законно
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление бюджетному учреждению субсидии на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на коммунальные услуги населению за счет средств субъекта РФ, а не учредителя законно
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Антимонопольные органы играют существенную роль при заключении, изменении и реализации концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - коммунальные концессии) согласно Федеральному закону "О концессионных соглашениях" <1> (далее - Закон о концессиях). Такая роль, по мнению экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, обусловлена тем, что "значительная часть отношений, связанных с созданием новых инфраструктурных объектов, подпадает под регулирование смежного с концессионным законодательства о госзакупках, тарифного законодательства в различных отраслях экономики" <2>. Применительно к коммунальным концессиям, в рамках которых концессионер осуществляет свою деятельность по тарифам, устанавливаемым на основании долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в концессионном соглашении, указанная роль также предопределена тем, что в 2015 г. Федеральная служба по тарифам была упразднена <3> и ее полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги организаций коммунального комплекса переданы Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России).
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Антимонопольные органы играют существенную роль при заключении, изменении и реализации концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - коммунальные концессии) согласно Федеральному закону "О концессионных соглашениях" <1> (далее - Закон о концессиях). Такая роль, по мнению экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, обусловлена тем, что "значительная часть отношений, связанных с созданием новых инфраструктурных объектов, подпадает под регулирование смежного с концессионным законодательства о госзакупках, тарифного законодательства в различных отраслях экономики" <2>. Применительно к коммунальным концессиям, в рамках которых концессионер осуществляет свою деятельность по тарифам, устанавливаемым на основании долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в концессионном соглашении, указанная роль также предопределена тем, что в 2015 г. Федеральная служба по тарифам была упразднена <3> и ее полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги организаций коммунального комплекса переданы Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Статья: Злоупотребление конструкцией юридического лица посредством разделения бизнеса - проблема и ее последствия
(Журиков И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Также приобрела популярность схема серийного создания и последующего "бросания" юрлиц с накопившимися долгами в коммунальной сфере. Таким образом нередко компенсировалась убыточность тарифов и (или) неплатежеспособность населения при расчетах за коммунальные услуги, по крайней мере по объяснениям создателей таких цепочек. Недостаток тарифного регулирования и последствия нерасчетов за коммунальные услуги как бы перекладывались на поставщиков и подрядчиков (с которыми не рассчитывалось очередное коммунальное общество), а не на население.
(Журиков И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Также приобрела популярность схема серийного создания и последующего "бросания" юрлиц с накопившимися долгами в коммунальной сфере. Таким образом нередко компенсировалась убыточность тарифов и (или) неплатежеспособность населения при расчетах за коммунальные услуги, по крайней мере по объяснениям создателей таких цепочек. Недостаток тарифного регулирования и последствия нерасчетов за коммунальные услуги как бы перекладывались на поставщиков и подрядчиков (с которыми не рассчитывалось очередное коммунальное общество), а не на население.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1.1. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом положений ч. 9 комментируемой статьи. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии. Речь, в частности, идет об утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 Правилах. При этом следует иметь в виду, что установление тарифов на коммунальные услуги указанное Постановление не регулирует.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1.1. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом положений ч. 9 комментируемой статьи. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии. Речь, в частности, идет об утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 Правилах. При этом следует иметь в виду, что установление тарифов на коммунальные услуги указанное Постановление не регулирует.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Например, в письме Минфина России от 25.06.2021 N 03-03-06/1/50353 указано, что субсидии, предоставленные в качестве компенсации убытка, полученного организацией от реализации коммунальных услуг по регулируемому тарифу, учитываются налогоплательщиком в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Например, в письме Минфина России от 25.06.2021 N 03-03-06/1/50353 указано, что субсидии, предоставленные в качестве компенсации убытка, полученного организацией от реализации коммунальных услуг по регулируемому тарифу, учитываются налогоплательщиком в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Статья: О некоторых вопросах защиты публичных интересов при рассмотрении арбитражными судами споров, вытекающих из договоров энергоснабжения
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 1)В гражданском обороте электрическая энергия, тепловая энергия, газ, вода (услуги водоотведения) являются объектами гражданских прав, и к порядку их обращения применяются общие положения обязательственного и частного права. В то же время указанные правоотношения в силу их исключительной жизненной важности для широкого круга потребителей и населения регулируются нормами публичного права, которые учитывают их особенности и социальную значимость (тарифное регулирование, отдельные правила оказания коммунальных услуг).
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 1)В гражданском обороте электрическая энергия, тепловая энергия, газ, вода (услуги водоотведения) являются объектами гражданских прав, и к порядку их обращения применяются общие положения обязательственного и частного права. В то же время указанные правоотношения в силу их исключительной жизненной важности для широкого круга потребителей и населения регулируются нормами публичного права, которые учитывают их особенности и социальную значимость (тарифное регулирование, отдельные правила оказания коммунальных услуг).
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)По общему правилу полученные субсидии учитываются в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ, во внереализационных доходах. Но субсидии, полученные в рамках возмездного договора, учитываются не в составе внереализационных доходов, а в составе выручки от реализации (письмо Минфина России от 28 октября 2019 года N 03-03-06/1/82634). Также в составе выручки учитывают государственные субсидии предприятия ЖКХ, которые, как правило, предоставляют коммунальные услуги по регулируемым тарифам с учетом льгот, предусмотренных определенным категориям граждан. При оказании коммунальных услуг на таких условиях организации несут убытки, так как недополучают выручку по оказанным услугам. С целью возмещения недополученной выручки они по решению властей получают субсидии из бюджета на разницу между базовой ценой (тарифом) и фактической ценой реализации.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)По общему правилу полученные субсидии учитываются в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ, во внереализационных доходах. Но субсидии, полученные в рамках возмездного договора, учитываются не в составе внереализационных доходов, а в составе выручки от реализации (письмо Минфина России от 28 октября 2019 года N 03-03-06/1/82634). Также в составе выручки учитывают государственные субсидии предприятия ЖКХ, которые, как правило, предоставляют коммунальные услуги по регулируемым тарифам с учетом льгот, предусмотренных определенным категориям граждан. При оказании коммунальных услуг на таких условиях организации несут убытки, так как недополучают выручку по оказанным услугам. С целью возмещения недополученной выручки они по решению властей получают субсидии из бюджета на разницу между базовой ценой (тарифом) и фактической ценой реализации.