Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха
Подборка наиболее важных документов по запросу Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Нужно ли малому предприятию сдавать отчетность в Росприроднадзор?
(Консультация эксперта, 2025)Отчетность предприятий, расположенных на территориях, в которых проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха
(Консультация эксперта, 2025)Отчетность предприятий, расположенных на территориях, в которых проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.2. О проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, упомянутых в ч. 2.2 комментируемой статьи, см. в ст. 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об охране атмосферного воздуха". Согласно указанной статье для территории населенного пункта или его части, на которой расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и иные объекты, влияющие на качество атмосферного воздуха, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в случаях превышения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха на территории населенного пункта или его части в целях сокращения или исключения выбросов загрязняющих веществ, а также в иных случаях для предотвращения такого превышения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.2. О проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, упомянутых в ч. 2.2 комментируемой статьи, см. в ст. 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об охране атмосферного воздуха". Согласно указанной статье для территории населенного пункта или его части, на которой расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и иные объекты, влияющие на качество атмосферного воздуха, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в случаях превышения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха на территории населенного пункта или его части в целях сокращения или исключения выбросов загрязняющих веществ, а также в иных случаях для предотвращения такого превышения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"Статья 22.1. Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"Статья 22.1. Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха
Приказ Минприроды России от 29.11.2019 N 813
"Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56955)Зарегистрировано в Минюсте России 24 декабря 2019 г. N 56955
"Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56955)Зарегистрировано в Минюсте России 24 декабря 2019 г. N 56955
Статья: Квотирование выбросов как способ снижения негативного воздействия на атмосферный воздух: проблемы реализации экспериментального правового режима
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)Ключевые слова: экспериментальный правовой режим, проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, квотирование выбросов, правовая охрана атмосферного воздуха, федеральный проект "Чистый воздух".
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)Ключевые слова: экспериментальный правовой режим, проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, квотирование выбросов, правовая охрана атмосферного воздуха, федеральный проект "Чистый воздух".
Статья: Правотворчество в сфере охраны окружающей среды: общая характеристика состояния и основные тенденции развития
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Первая тенденция проявляется неоднозначно. С одной стороны, анализ результатов правотворческой деятельности в сфере охраны окружающей среды позволяет сделать вывод о нарастании темпа экологизации российского законодательства - не только происходит расширение границ предметной сферы действия экологического законодательства (приняты нормы, регламентирующие общественные отношения по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, созданию лесопарковых зеленых поясов, проведению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и др.) и предусмотренного им правового инструментария (в природоохранную практику внедряются новые виды разрешительной документации (например, комплексное экологическое разрешение), формы, виды, приемы, способы и средства контрольной (надзорной) деятельности (например, система автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ), но и растет число экологизированных норм в иных отраслях законодательства (например, существенно выросло число составов экологических правонарушений в КоАП РФ).
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Первая тенденция проявляется неоднозначно. С одной стороны, анализ результатов правотворческой деятельности в сфере охраны окружающей среды позволяет сделать вывод о нарастании темпа экологизации российского законодательства - не только происходит расширение границ предметной сферы действия экологического законодательства (приняты нормы, регламентирующие общественные отношения по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, созданию лесопарковых зеленых поясов, проведению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и др.) и предусмотренного им правового инструментария (в природоохранную практику внедряются новые виды разрешительной документации (например, комплексное экологическое разрешение), формы, виды, приемы, способы и средства контрольной (надзорной) деятельности (например, система автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ), но и растет число экологизированных норм в иных отраслях законодательства (например, существенно выросло число составов экологических правонарушений в КоАП РФ).
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)По 31 декабря 2036 г. продлевается срок проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для ряда городских поселений и городских округов - участников эксперимента.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)По 31 декабря 2036 г. продлевается срок проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для ряда городских поселений и городских округов - участников эксперимента.
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)В целях обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в отдельных городских поселениях и городских округах, в том числе входящих в Арктическую зону РФ (Норильск, Красноярский край), проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. В связи с этим прокурорам следует обратить внимание на исполнение поднадзорными органами и организациями требований Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)В целях обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в отдельных городских поселениях и городских округах, в том числе входящих в Арктическую зону РФ (Норильск, Красноярский край), проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. В связи с этим прокурорам следует обратить внимание на исполнение поднадзорными органами и организациями требований Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
Статья: Оценка эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности в России
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Закрепленные в Законе об охране окружающей среды специальные эколого-правовые ограничения экономической деятельности раскрываются и конкретизируются в иных законодательных актах природоохранного и иного характера - в Федеральных законах "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), "Об охране атмосферного воздуха", "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (далее - Закон о квотировании выбросов) и др. Так, Законом об отходах детализирована обязанность хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, пройти лицензирование такой деятельности, Законом о квотировании выбросов в рамках проведения эксперимента по квотированию выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в 12 крупных промышленных центрах России (Братск, Красноярск, Липецк и др.) закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность на квотируемых объектах, по разработке планов мероприятий по достижению квот выбросов.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Закрепленные в Законе об охране окружающей среды специальные эколого-правовые ограничения экономической деятельности раскрываются и конкретизируются в иных законодательных актах природоохранного и иного характера - в Федеральных законах "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), "Об охране атмосферного воздуха", "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (далее - Закон о квотировании выбросов) и др. Так, Законом об отходах детализирована обязанность хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, пройти лицензирование такой деятельности, Законом о квотировании выбросов в рамках проведения эксперимента по квотированию выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в 12 крупных промышленных центрах России (Братск, Красноярск, Липецк и др.) закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность на квотируемых объектах, по разработке планов мероприятий по достижению квот выбросов.
Статья: ESG-принципы и гринвошинг: правовые проблемы дифференциации
(Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Например, это может быть реализовано посредством зачета выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем проведения компенсационных мер, например путем восстановления лесных лесонасаждений, строительства метрополитена и даже выдачи бесплатных медицинских путевок гражданам, однако в настоящее время практика применения компенсационных мер приостановлена. Ранее данная практика была официально использована в экспериментальном режиме в городах - участниках эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха согласно Федеральному закону от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" <19>, согласно Постановлению Правительства РФ от 24.12.2019 N 1792 "Об утверждении требований к перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха на каждой территории эксперимента по квотированию выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха" <20>, однако Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 N 1353 <21> Постановление Правительства РФ о компенсационных мероприятиях было признано утратившим силу.
(Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Например, это может быть реализовано посредством зачета выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем проведения компенсационных мер, например путем восстановления лесных лесонасаждений, строительства метрополитена и даже выдачи бесплатных медицинских путевок гражданам, однако в настоящее время практика применения компенсационных мер приостановлена. Ранее данная практика была официально использована в экспериментальном режиме в городах - участниках эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха согласно Федеральному закону от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" <19>, согласно Постановлению Правительства РФ от 24.12.2019 N 1792 "Об утверждении требований к перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха на каждой территории эксперимента по квотированию выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха" <20>, однако Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 N 1353 <21> Постановление Правительства РФ о компенсационных мероприятиях было признано утратившим силу.
Статья: Стратегия экологической безопасности России: итоги и перспективы
(Козодубов А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)<17> Так, мероприятие по формированию сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая инструментальные обследования загрязнения атмосферного воздуха... (поз. 14 Плана) - до 5 апреля 2021 г., а разработка мер по противодействию загрязнению территорий и акваторий, по внедрению международного передового опыта в российскую практику (поз. 25) - ежегодно, до 5 апреля (начиная с 2020 г.).
(Козодубов А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)<17> Так, мероприятие по формированию сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая инструментальные обследования загрязнения атмосферного воздуха... (поз. 14 Плана) - до 5 апреля 2021 г., а разработка мер по противодействию загрязнению территорий и акваторий, по внедрению международного передового опыта в российскую практику (поз. 25) - ежегодно, до 5 апреля (начиная с 2020 г.).
Статья: Эколого-правовые проблемы и подходы к стратегированию в области пространственного развития Российской Федерации
(Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Важным, с нашей точки зрения, является сопоставление механизмов обеспечения экологической безопасности и "пространственного развития". В Стратегии экологической безопасности в числе таких механизмов выделены: проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также экологической экспертизы и экспертизы проектной документации, экспертизы промышленной безопасности; лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей; нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды; внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии; применение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий (их частей) городов, иных населенных пунктов с учетом расположенных на этих территориях стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды.
(Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Важным, с нашей точки зрения, является сопоставление механизмов обеспечения экологической безопасности и "пространственного развития". В Стратегии экологической безопасности в числе таких механизмов выделены: проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также экологической экспертизы и экспертизы проектной документации, экспертизы промышленной безопасности; лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей; нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды; внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии; применение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий (их частей) городов, иных населенных пунктов с учетом расположенных на этих территориях стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды.