Суверенный фонд
Подборка наиболее важных документов по запросу Суверенный фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Российская организация выплачивает проценты резиденту Катара (организации), 100% акций которого принадлежит катарскому "Холдингу", 100% акций которого контролируется Управлением по инвестициям Катара, суверенным инвестиционным фондом Государства Катар. Какие документы нужны для освобождения процентов от налогов в РФ?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Российская организация выплачивает проценты резиденту Катара (организации), 100% акций которого принадлежит катарскому "Холдингу", 100% акций которого, в свою очередь, контролируется Управлением по инвестициям Катара, суверенным инвестиционным фондом Государства Катар. Какие документы нужны для освобождения процентов от налогов в РФ?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Российская организация выплачивает проценты резиденту Катара (организации), 100% акций которого принадлежит катарскому "Холдингу", 100% акций которого, в свою очередь, контролируется Управлением по инвестициям Катара, суверенным инвестиционным фондом Государства Катар. Какие документы нужны для освобождения процентов от налогов в РФ?
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1.3. В целях настоящей главы контролирующим лицом организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, признается лицо, доля участия которого в указанной организации составляет более 15 процентов и которое является физическим лицом, или государственным суверенным фондом, или организацией, чьи обыкновенные акции и (или) депозитарные расписки, удостоверяющие права на акции, допущены к обращению на российском организованном рынке ценных бумаг или на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, и доля обыкновенных акций и (или) депозитарных расписок, удостоверяющих права на акции, допущенных к обращению в совокупности по всем таким иностранным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала организации, или организацией, в которой прямо или косвенно участвует российское и (или) иностранное государство (если такое государство (территория) не включено в установленный статьей 25.13-1 настоящего Кодекса перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией), и доля такого участия составляет не менее 50 процентов. Доля участия в целях настоящего пункта определяется в соответствии со статьей 105.2 настоящего Кодекса (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми).
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1.3. В целях настоящей главы контролирующим лицом организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, признается лицо, доля участия которого в указанной организации составляет более 15 процентов и которое является физическим лицом, или государственным суверенным фондом, или организацией, чьи обыкновенные акции и (или) депозитарные расписки, удостоверяющие права на акции, допущены к обращению на российском организованном рынке ценных бумаг или на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, и доля обыкновенных акций и (или) депозитарных расписок, удостоверяющих права на акции, допущенных к обращению в совокупности по всем таким иностранным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала организации, или организацией, в которой прямо или косвенно участвует российское и (или) иностранное государство (если такое государство (территория) не включено в установленный статьей 25.13-1 настоящего Кодекса перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией), и доля такого участия составляет не менее 50 процентов. Доля участия в целях настоящего пункта определяется в соответствии со статьей 105.2 настоящего Кодекса (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми).
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1.5. Если иностранной организацией, указанной в пункте 1 настоящей статьи, или лицом, указанным в подпункте 2 пункта 1.2 настоящей статьи, является физическое лицо, или государственный суверенный фонд, или организация, чьи обыкновенные акции и (или) депозитарные расписки, удостоверяющие права на акции, допущены к обращению на российском организованном рынке ценных бумаг или на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, и доля обыкновенных акций и (или) депозитарных расписок, удостоверяющих права на акции, допущенных к обращению в совокупности по всем таким иностранным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала организации, или организация, в которой прямо участвует российское и (или) иностранное государство (если такое государство (территория) не включено в установленный статьей 25.13-1 настоящего Кодекса перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией) и доля такого участия, определенная с учетом положений статьи 105.2 настоящего Кодекса, составляет не менее 50 процентов, то такое лицо или такая организация признается лицом, имеющим фактическое право на доход, при условии представления этим лицом или этой организацией соответствующего письма-подтверждения о наличии фактического права на доход, а также документов, подтверждающих выполнение в отношении такой организации условий, установленных настоящим пунктом.
(ред. от 17.11.2025)1.5. Если иностранной организацией, указанной в пункте 1 настоящей статьи, или лицом, указанным в подпункте 2 пункта 1.2 настоящей статьи, является физическое лицо, или государственный суверенный фонд, или организация, чьи обыкновенные акции и (или) депозитарные расписки, удостоверяющие права на акции, допущены к обращению на российском организованном рынке ценных бумаг или на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, и доля обыкновенных акций и (или) депозитарных расписок, удостоверяющих права на акции, допущенных к обращению в совокупности по всем таким иностранным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала организации, или организация, в которой прямо участвует российское и (или) иностранное государство (если такое государство (территория) не включено в установленный статьей 25.13-1 настоящего Кодекса перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией) и доля такого участия, определенная с учетом положений статьи 105.2 настоящего Кодекса, составляет не менее 50 процентов, то такое лицо или такая организация признается лицом, имеющим фактическое право на доход, при условии представления этим лицом или этой организацией соответствующего письма-подтверждения о наличии фактического права на доход, а также документов, подтверждающих выполнение в отношении такой организации условий, установленных настоящим пунктом.
Статья: Финансовый суверенитет государства: проблемы актуального правового контента
(Омелехина Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Так, при анализе позиции руководителей финансовых структур государства применительно к тем или иным видам финансовых отношений акцент делается на отдельных аспектах финансового суверенитета: для финансового органа - Министерства финансов РФ - на бюджетной устойчивости, бюджетной обеспеченности расходных обязательств публично-правовых образований и сдержанной долговой политике; для экономического блока - на самостоятельности принятия решений в финансовой сфере как части экономической сферы; для органа денежно-кредитного регулирования - Центрального банка РФ - на устойчивости банковской системы, самостоятельной платежной структуре, при этом суверенитет не рассматривается как автаркия; для контрольно-счетных органов - Счетной палаты РФ - на самостоятельности принятия решений в финансовой сфере, формировании суверенных фондов; для представителей банковского сектора - на многополярной системе расчетов <17>. Для целей обеспечения финансового суверенитета государства эксперты предлагают 12 инициатив в четырех ключевых стратегических направлениях: замене глобальной финансовой инфраструктуры и иностранного капитала; развитии передовых финансовых систем; установлении точек перехода для более эффективного взаимодействия с мировым финансовым рынком и интеграции новых форм финансов и альтернативной системы финансовых операций <18>.
(Омелехина Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Так, при анализе позиции руководителей финансовых структур государства применительно к тем или иным видам финансовых отношений акцент делается на отдельных аспектах финансового суверенитета: для финансового органа - Министерства финансов РФ - на бюджетной устойчивости, бюджетной обеспеченности расходных обязательств публично-правовых образований и сдержанной долговой политике; для экономического блока - на самостоятельности принятия решений в финансовой сфере как части экономической сферы; для органа денежно-кредитного регулирования - Центрального банка РФ - на устойчивости банковской системы, самостоятельной платежной структуре, при этом суверенитет не рассматривается как автаркия; для контрольно-счетных органов - Счетной палаты РФ - на самостоятельности принятия решений в финансовой сфере, формировании суверенных фондов; для представителей банковского сектора - на многополярной системе расчетов <17>. Для целей обеспечения финансового суверенитета государства эксперты предлагают 12 инициатив в четырех ключевых стратегических направлениях: замене глобальной финансовой инфраструктуры и иностранного капитала; развитии передовых финансовых систем; установлении точек перехода для более эффективного взаимодействия с мировым финансовым рынком и интеграции новых форм финансов и альтернативной системы финансовых операций <18>.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> О Фонде национального благосостояния см. подробнее: Поветкина Н.А. Правовой режим и значение суверенных фондов Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. N 6 (234). С. 100 - 115; Ее же. Правовой режим суверенных фондов Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. N 7. С. 105.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> О Фонде национального благосостояния см. подробнее: Поветкина Н.А. Правовой режим и значение суверенных фондов Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. N 6 (234). С. 100 - 115; Ее же. Правовой режим суверенных фондов Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. N 7. С. 105.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)И здесь можно согласиться с мнением Л. Фицджеорг-Паркер, одного из редакторов журнала "Euromoney", о том, что наиболее очевидной причиной появления российских металлургических компаний в качестве лидеров "зеленого" финансирования и внедрения критериев ESG является собственность <37>. Большинство российских компаний металлургической отрасли котируются на международном рынке с крупными акционерами в частном секторе. Это означает, что в отличие от компаний энергетического сектора, где доминирует государство, у них есть стимулы для максимизации стоимости, что приводит к необходимости удовлетворять требования западных инвесторов в отношении подотчетности ESG. По всем направлениям российские металлургические и горнодобывающие компании сообщают о резком росте интереса к темам устойчивого развития в течение последних двух-трех лет, причем наибольшее давление оказывают европейские инвесторы и суверенные фонды благосостояния (sovereign wealth funds).
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)И здесь можно согласиться с мнением Л. Фицджеорг-Паркер, одного из редакторов журнала "Euromoney", о том, что наиболее очевидной причиной появления российских металлургических компаний в качестве лидеров "зеленого" финансирования и внедрения критериев ESG является собственность <37>. Большинство российских компаний металлургической отрасли котируются на международном рынке с крупными акционерами в частном секторе. Это означает, что в отличие от компаний энергетического сектора, где доминирует государство, у них есть стимулы для максимизации стоимости, что приводит к необходимости удовлетворять требования западных инвесторов в отношении подотчетности ESG. По всем направлениям российские металлургические и горнодобывающие компании сообщают о резком росте интереса к темам устойчивого развития в течение последних двух-трех лет, причем наибольшее давление оказывают европейские инвесторы и суверенные фонды благосостояния (sovereign wealth funds).
Статья: Правовое регулирование формирования и управления "подушкой безопасности" как инструмента антикризисной политики государства
(Горбунова Е.Н.)
("Юрист", 2024, N 9)Так как Россия богата природными ресурсами и доля налоговых платежей от их реализации во времена создания суверенного фонда составляла почти 90% бюджета, руководством страны принято решение о создании "подушки безопасности" в виде бюджетного резерва.
(Горбунова Е.Н.)
("Юрист", 2024, N 9)Так как Россия богата природными ресурсами и доля налоговых платежей от их реализации во времена создания суверенного фонда составляла почти 90% бюджета, руководством страны принято решение о создании "подушки безопасности" в виде бюджетного резерва.
Статья: К вопросу о соотношении понятий "бюджетный фонд" и "публичный фонд" в российском финансовом праве
(Шевченко Е.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)<16> Комягин Д.Л., Шевченко Е.Е. Суверенные фонды в Российской Федерации: происхождение, формирование и управление // Публично-правовые исследования. 2016. N 2. С. 55 - 84.
(Шевченко Е.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)<16> Комягин Д.Л., Шевченко Е.Е. Суверенные фонды в Российской Федерации: происхождение, формирование и управление // Публично-правовые исследования. 2016. N 2. С. 55 - 84.
Статья: К вопросу об эффективном использовании нефтегазовых доходов Фонда национального благосостояния
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)Это означает, что Российская Федерация сталкивается с важной задачей распределения денежных средств, получаемых от продажи сырья. В настоящее время эти средства направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ), который является суверенным фондом страны. Фонд национального благосостояния создан для обеспечения финансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и для поддержания финансовой устойчивости федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда. Главным источником средств для формирования этого фонда являются дополнительные доходы от нефти и газа, поступающие в федеральный бюджет.
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)Это означает, что Российская Федерация сталкивается с важной задачей распределения денежных средств, получаемых от продажи сырья. В настоящее время эти средства направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ), который является суверенным фондом страны. Фонд национального благосостояния создан для обеспечения финансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и для поддержания финансовой устойчивости федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда. Главным источником средств для формирования этого фонда являются дополнительные доходы от нефти и газа, поступающие в федеральный бюджет.