Существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является
Подборка наиболее важных документов по запросу Существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Вынесение решения по результатам выездной проверки без учета спорных уточненных деклараций не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не ведет к отмене решения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Вынесение решения по результатам выездной проверки без учета спорных уточненных деклараций не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не ведет к отмене решения.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, невручение вместе с актом проверки всего объема доказательств, положенных в обоснование принятого итогового решения, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом требований ст. ст. 100, 101 НК РФ и не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, невручение вместе с актом проверки всего объема доказательств, положенных в обоснование принятого итогового решения, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом требований ст. ст. 100, 101 НК РФ и не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 24.01.2023 N 03-02-07/5069 <О последствиях нарушения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе сроков их рассмотрения>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)Пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса устанавливает, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)Пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса устанавливает, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамВ такой ситуации налогоплательщик лишен возможности подготовить свои возражения и дать объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки. Это является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. А существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки - основание для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Об этом говорят и суды (Постановления ФАС Московского округа от 05.07.2010 N КА-А40/5795-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 N Ф04-883/2008(1734-А67-34), Ф04-883/2008(464-А67-34) (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 09.07.2008 N 8167/08) <5>).
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"73. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным, безусловным основанием признания решения налогового органа, принятого на основании статей 101 или 101.4 НК РФ, недействительным.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"73. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным, безусловным основанием признания решения налогового органа, принятого на основании статей 101 или 101.4 НК РФ, недействительным.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Интерес представляет еще одно положение упомянутого выше п. 14 ст. 101 НК РФ, предусматривающее, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа по результатам налоговой проверки. К таким существенным условиям относится, напомним, обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и/или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Поскольку НК РФ прямо указывает, что это является основанием для отмены решения налоговиков, то судебная практика тут однозначна.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Интерес представляет еще одно положение упомянутого выше п. 14 ст. 101 НК РФ, предусматривающее, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа по результатам налоговой проверки. К таким существенным условиям относится, напомним, обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и/или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Поскольку НК РФ прямо указывает, что это является основанием для отмены решения налоговиков, то судебная практика тут однозначна.
Готовое решение: Какие ошибки в ходе налоговой проверки, в том числе при составлении акта, могут стать основанием для отмены решения
(КонсультантПлюс, 2025)Безусловным основанием для отмены итогового решения по проверке является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 73 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
(КонсультантПлюс, 2025)Безусловным основанием для отмены итогового решения по проверке является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 73 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)В данном случае суд пришел к выводу о соблюдении ИФНС прав налогоплательщика и об отсутствии нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющегося основанием для отмены оспариваемого решения (Постановление АС ВВО от 09.08.2023 N Ф01-4894/2023 по делу N А43-3340/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)В данном случае суд пришел к выводу о соблюдении ИФНС прав налогоплательщика и об отсутствии нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющегося основанием для отмены оспариваемого решения (Постановление АС ВВО от 09.08.2023 N Ф01-4894/2023 по делу N А43-3340/2022).
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. К таким существенным условиям относится обеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. К таким существенным условиям относится обеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Статья: Возражения на акт налоговой проверки: как не сделать себе хуже
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 5)Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки. К таким существенным условиям относится, в частности, обеспечение налогоплательщику возможности представить объяснения.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 5)Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки. К таким существенным условиям относится, в частности, обеспечение налогоплательщику возможности представить объяснения.
Статья: Может ли акт проверки подписать не проводившее ее лицо
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)В рассматриваемой ситуации сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, составил справку о проведенной выездной налоговой проверке, а после этого уволился. В связи с этим акт проверки был подписан уже другим сотрудником. При этом в акте налоговой проверки имеется примечание, что сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, уволен. При таких обстоятельствах сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки, не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не влечет безусловного признания судом соответствующего решения инспекции недействительным. Факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, может указывать на нарушение требований внутреннего регламента, а не на нарушение прав проверяемого налогоплательщика, поскольку в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ право принятия решения о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не лицу, подписавшему акт налоговой проверки, а руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, уполномоченному принимать решение по вопросу о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения на основе анализа собранных материалов и предварительных предложений, изложенных в акте налоговой проверки.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)В рассматриваемой ситуации сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, составил справку о проведенной выездной налоговой проверке, а после этого уволился. В связи с этим акт проверки был подписан уже другим сотрудником. При этом в акте налоговой проверки имеется примечание, что сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, уволен. При таких обстоятельствах сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки, не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не влечет безусловного признания судом соответствующего решения инспекции недействительным. Факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, может указывать на нарушение требований внутреннего регламента, а не на нарушение прав проверяемого налогоплательщика, поскольку в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ право принятия решения о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не лицу, подписавшему акт налоговой проверки, а руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, уполномоченному принимать решение по вопросу о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения на основе анализа собранных материалов и предварительных предложений, изложенных в акте налоговой проверки.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Является ли несвоевременное вручение (передача) акта налоговой проверки нарушением, влекущим отмену решения по ее итогам
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению суда, нарушения сроков проведения выездной проверки, вручения акта проверки не являются существенными нарушениями процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Является ли несвоевременное вручение (передача) акта налоговой проверки нарушением, влекущим отмену решения по ее итогам
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению суда, нарушения сроков проведения выездной проверки, вручения акта проверки не являются существенными нарушениями процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.