Существенные недостатки протокола об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Существенные недостатки протокола об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28.5 "Сроки составления протокола об административном правонарушении" КоАП РФ"Суды приняли во внимание разъяснения, приведенные в абзаце третьем пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из которых не является существенным недостатком протокола об административном правонарушении, влекущим незаконность постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку такой срок не является пресекательным."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административное делопроизводство
(КонсультантПлюс, 2025)...в присутствии представителя общества... в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении. Поскольку в протоколе об административном правонарушении... выявлены существенные недостатки, которые не могли быть восполнены при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ вынесено определение... о возвращении протокола об административном правонарушении.
(КонсультантПлюс, 2025)...в присутствии представителя общества... в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении. Поскольку в протоколе об административном правонарушении... выявлены существенные недостатки, которые не могли быть восполнены при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ вынесено определение... о возвращении протокола об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Существенным недостатком протокола является отсутствие в нем обязательных и иных сведений, имеющих значение для конкретного дела. Те сведения, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, являются несущественными (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
(КонсультантПлюс, 2025)Существенным недостатком протокола является отсутствие в нем обязательных и иных сведений, имеющих значение для конкретного дела. Те сведения, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, являются несущественными (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 28.2 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)6. Относится ли к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении наличие в нем неоговоренных исправлений?
(КонсультантПлюс, 2025)6. Относится ли к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении наличие в нем неоговоренных исправлений?
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
(ред. от 04.11.2025)2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Одной из причин отмены постановления по делу об административном правонарушении является недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. Принятие такого решения может быть обусловлено существенными нарушениями процессуального характера, в том числе неграмотным и необъективным составлением протокола об административном правонарушении, составлением его неуполномоченным должностным лицом; составлением протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и не извещенного о месте и времени его составления, и др. Таким образом, существенные недостатки протокола об административном правонарушении, выявленные на стадии пересмотра, могут повлечь отмену постановления и прекращение производства по делу. Кроме того, к отмене постановления может привести недоказанность факта правонарушения или хотя бы одного из элементов его состава.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Одной из причин отмены постановления по делу об административном правонарушении является недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. Принятие такого решения может быть обусловлено существенными нарушениями процессуального характера, в том числе неграмотным и необъективным составлением протокола об административном правонарушении, составлением его неуполномоченным должностным лицом; составлением протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и не извещенного о месте и времени его составления, и др. Таким образом, существенные недостатки протокола об административном правонарушении, выявленные на стадии пересмотра, могут повлечь отмену постановления и прекращение производства по делу. Кроме того, к отмене постановления может привести недоказанность факта правонарушения или хотя бы одного из элементов его состава.
Статья: К вопросу о закреплении приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В представленной статье авторами доказывается необходимость закрепления приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении. Делается акцент на том, что протоколом об административном правонарушении в случае его неправильного составления нарушаются права граждан, связанные с эмоциональными страданиями, вызванными ущемлением такого нематериального блага, как достоинство личности, и репутационными потерями, а также право указанных лиц на судебную защиту. Обосновывается, что при наличии существенных недостатков протокола об административном правонарушении гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд для признания протокола незаконным.
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В представленной статье авторами доказывается необходимость закрепления приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении. Делается акцент на том, что протоколом об административном правонарушении в случае его неправильного составления нарушаются права граждан, связанные с эмоциональными страданиями, вызванными ущемлением такого нематериального блага, как достоинство личности, и репутационными потерями, а также право указанных лиц на судебную защиту. Обосновывается, что при наличии существенных недостатков протокола об административном правонарушении гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд для признания протокола незаконным.