Существенные нарушения условий контракта по 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Существенные нарушения условий контракта по 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Подряд для государственных или муниципальных нужд: Заказчик хочет расторгнуть контракт
(КонсультантПлюс, 2025)О взыскании законной неустойки (ч. 6, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)О взыскании законной неустойки (ч. 6, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из содержания частей 8, 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ суды правильно усмотрели, что основанием к расторжению контракта... может являться не любое нарушение... участником условий контракта, а именно существенное применительно к статье 450 ГК РФ, под которым надлежит понимать такое нарушение, которое является непреодолимым и неустранимым в разумный срок и объективно лишает заказчика того, на что он вправе был рассчитывать при заключении контракта, и которое влечет за собой препятствия последнему в осуществлении своей деятельности или исполнении своих обязательств перед третьими лицами..."
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из содержания частей 8, 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ суды правильно усмотрели, что основанием к расторжению контракта... может являться не любое нарушение... участником условий контракта, а именно существенное применительно к статье 450 ГК РФ, под которым надлежит понимать такое нарушение, которое является непреодолимым и неустранимым в разумный срок и объективно лишает заказчика того, на что он вправе был рассчитывать при заключении контракта, и которое влечет за собой препятствия последнему в осуществлении своей деятельности или исполнении своих обязательств перед третьими лицами..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор судебной практики по вопросам применения запрета на допуск иностранных промышленных товаров
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)Правовая оценка судов: отказ производителей в передаче товара поставщику не может являться основанием для освобождения его от предусмотренной действующим законодательством РФ ответственности. Довод о том, что заказчику предлагались аналогичные товары других российских производителей из числа включенных в РРПП, подлежит отклонению: действия поставщика нельзя назвать добросовестным поведением, изменение существенных условий контракта является нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ <28>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)Правовая оценка судов: отказ производителей в передаче товара поставщику не может являться основанием для освобождения его от предусмотренной действующим законодательством РФ ответственности. Довод о том, что заказчику предлагались аналогичные товары других российских производителей из числа включенных в РРПП, подлежит отклонению: действия поставщика нельзя назвать добросовестным поведением, изменение существенных условий контракта является нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ <28>.
Готовое решение: Как внести изменения в закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда можно изменять существенные условия контракта, и требования, которые необходимо при этом соблюдать, закреплены, в частности, в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. За нарушение этих норм могут наказать по ч. 3 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Для должностных лиц санкция составит до 50 тыс. руб., для юрлиц - до 300 тыс. руб. Если это же нарушение повлекло дополнительный расход бюджетных средств, увеличение цены контракта или уменьшение объема закупки, штраф будет назначен в соответствии с ч. 4 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Например, для должностных лиц он составит 1% цены контракта, но не менее 50 тыс. руб. и не более 200 тыс. руб.
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда можно изменять существенные условия контракта, и требования, которые необходимо при этом соблюдать, закреплены, в частности, в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. За нарушение этих норм могут наказать по ч. 3 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Для должностных лиц санкция составит до 50 тыс. руб., для юрлиц - до 300 тыс. руб. Если это же нарушение повлекло дополнительный расход бюджетных средств, увеличение цены контракта или уменьшение объема закупки, штраф будет назначен в соответствии с ч. 4 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Например, для должностных лиц он составит 1% цены контракта, но не менее 50 тыс. руб. и не более 200 тыс. руб.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Статья: Включение в реестр недобросовестных поставщиков - специальная мера юридической ответственности
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем предпринимались действия, направленные на заключение контракта и исполнение обязательств, что подтверждает отсутствие умысла на уклонение от заключения контракта и свидетельствует об отсутствии недобросовестности поведения участника закупки. В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем предпринимались действия, направленные на заключение контракта и исполнение обязательств, что подтверждает отсутствие умысла на уклонение от заключения контракта и свидетельствует об отсутствии недобросовестности поведения участника закупки. В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В контракт с единственным поставщиком включаются те же существенные условия, что и в иные контракты. Однако в случаях, предусмотренных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, можно не соблюдать ряд требований и заключить контракт в простой письменной форме по Гражданскому кодексу РФ. Это правило применимо также к контрактам, заключаемым при проведении закупок по пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559. Учтите, что их заключение имеет и иные особенности (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 1 указанного Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)В контракт с единственным поставщиком включаются те же существенные условия, что и в иные контракты. Однако в случаях, предусмотренных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, можно не соблюдать ряд требований и заключить контракт в простой письменной форме по Гражданскому кодексу РФ. Это правило применимо также к контрактам, заключаемым при проведении закупок по пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559. Учтите, что их заключение имеет и иные особенности (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 1 указанного Постановления).
Статья: Обзор изменений, внесенных в Закон N 44-ФЗ в апреле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 5)4. Законом N 104-ФЗ вносятся изменения в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, которые несколько упростят поставщикам (подрядчикам, исполнителям) попадание в РНП. Если сейчас туда включают информацию "о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", то с 1 июля 2022 г. - "о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами".
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 5)4. Законом N 104-ФЗ вносятся изменения в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, которые несколько упростят поставщикам (подрядчикам, исполнителям) попадание в РНП. Если сейчас туда включают информацию "о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", то с 1 июля 2022 г. - "о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами".
Статья: Обзор изменений в Законе N 44-ФЗ, вступивших в силу в июле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Кроме того, вступили в силу изменения в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, согласно которым в РНП наряду с информацией об "уклонистах" включается информация "о поставщиках, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами" [ранее - "о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов"]. Это заставило многих специалистов в сфере закупок задаться вопросом: неужели теперь нужно информировать ФАС России о каждом случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту?
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Кроме того, вступили в силу изменения в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, согласно которым в РНП наряду с информацией об "уклонистах" включается информация "о поставщиках, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами" [ранее - "о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов"]. Это заставило многих специалистов в сфере закупок задаться вопросом: неужели теперь нужно информировать ФАС России о каждом случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту?
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков и рейтинг участников закупок
(Ден Де Ун)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Согласно ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС России) уполномочена на размещение информации в реестре недобросовестных поставщиков, интегрированном в Единую информационной систему в сфере закупок <1>. В указанный реестр включаются сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), которые уклонялись от заключения государственных контрактов, о лицах, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда, а также в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по причине существенного нарушения ими условий контрактов <2>.
(Ден Де Ун)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Согласно ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС России) уполномочена на размещение информации в реестре недобросовестных поставщиков, интегрированном в Единую информационной систему в сфере закупок <1>. В указанный реестр включаются сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), которые уклонялись от заключения государственных контрактов, о лицах, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда, а также в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по причине существенного нарушения ими условий контрактов <2>.
Ситуация: Как по соглашению сторон расторгнуть частично исполненный контракт, заключенный по Закону N 44-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуется заключать соглашение, если поставщик допустил существенное нарушение условий контракта (например, неоднократно нарушал сроки поставки). Сведения о таких поставщиках включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2, 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). О существенных нарушениях договора поставки см. Готовое решение.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуется заключать соглашение, если поставщик допустил существенное нарушение условий контракта (например, неоднократно нарушал сроки поставки). Сведения о таких поставщиках включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2, 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). О существенных нарушениях договора поставки см. Готовое решение.
Готовое решение: Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт по соглашению сторон
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, если поставщик допустил существенное нарушение условий контракта, заключать соглашение о расторжении контракта не стоит. Расторгните контракт в одностороннем порядке или по решению суда.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, если поставщик допустил существенное нарушение условий контракта, заключать соглашение о расторжении контракта не стоит. Расторгните контракт в одностороннем порядке или по решению суда.
Готовое решение: Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт в судебном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)Если суд расторгнет контракт в связи с существенным нарушением его условий, сведения о поставщике будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если суд расторгнет контракт в связи с существенным нарушением его условий, сведения о поставщике будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Об изменении цены контракта в ходе его исполнения при изменении в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на закупаемые товары, работы, услуги.
(Письмо Минфина России от 28.07.2023 N 24-06-06/71080)Учитывая, что изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения дополнительного соглашения, внесение изменений в существенные условия контракта должно происходить в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
(Письмо Минфина России от 28.07.2023 N 24-06-06/71080)Учитывая, что изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения дополнительного соглашения, внесение изменений в существенные условия контракта должно происходить в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Статья: Право на удаление положительной информации, размещенной в сети Интернет
(Архиереев Н.В.)
("Российский судья", 2020, N 12)Очевидно, что положительные отзывы могут негативно сказаться на деловой репутации клиентов компании, если эта компания имеет или приобретала негативную репутацию. Использование в продукции комплектующих ненадежного поставщика, поставляющего контрафактную продукцию или имеющую высокую степень брака, может испортить репутацию любого известного производителя продукции. К примеру, не случайно создан реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), для того чтобы все знали, что лицо уклонилось от заключения контракта либо контракт с таким лицом расторгнут в связи с существенным нарушением им условий контрактов <7>.
(Архиереев Н.В.)
("Российский судья", 2020, N 12)Очевидно, что положительные отзывы могут негативно сказаться на деловой репутации клиентов компании, если эта компания имеет или приобретала негативную репутацию. Использование в продукции комплектующих ненадежного поставщика, поставляющего контрафактную продукцию или имеющую высокую степень брака, может испортить репутацию любого известного производителя продукции. К примеру, не случайно создан реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), для того чтобы все знали, что лицо уклонилось от заключения контракта либо контракт с таким лицом расторгнут в связи с существенным нарушением им условий контрактов <7>.