Субсидиарная ответственность бюджетного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность бюджетного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 399 ГК РФ "Субсидиарная ответственность"2.1.4. Собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам из публичного договора энергоснабжения, даже если учреждение не находится в процедуре ликвидации (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 123.22 "Государственное учреждение и муниципальное учреждение" ГК РФ"Вместе с тем, судом первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что исходя из буквального толкования абзаца 2 указанного пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что субсидиарная ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам возникает исключительно у собственника имущества бюджетного учреждения и при определенных правовых основаниях, установленных законодателем."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О выборе бюджетным учреждением способа распоряжения правом требования кредитора о привлечении к субсидиарной ответственности должника при неисполнении обязательств по контракту.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 02-02-09/78823)Вопрос: О выборе бюджетным учреждением способа распоряжения правом требования кредитора о привлечении к субсидиарной ответственности должника при неисполнении обязательств по контракту.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 02-02-09/78823)Вопрос: О выборе бюджетным учреждением способа распоряжения правом требования кредитора о привлечении к субсидиарной ответственности должника при неисполнении обязательств по контракту.
Готовое решение: Что такое автономное учреждение, какие права оно имеет и как ими распоряжается
(КонсультантПлюс, 2025)Так, собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам или вытекают из публичного договора (при ликвидации учреждения), если для их исполнения недостаточно имущества учреждения, на которое можно обратить взыскание (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам или вытекают из публичного договора (при ликвидации учреждения), если для их исполнения недостаточно имущества учреждения, на которое можно обратить взыскание (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<543> По сути, с этим согласился и Конституционный Суд РФ, признавший своим Постановлением от 12 мая 2020 г. N 23-П не соответствующей Конституции РФ до сих пор действующую редакцию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, которая "исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из договора".
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<543> По сути, с этим согласился и Конституционный Суд РФ, признавший своим Постановлением от 12 мая 2020 г. N 23-П не соответствующей Конституции РФ до сих пор действующую редакцию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, которая "исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из договора".
Статья: Развитие системы юридических лиц в Гражданском кодексе РФ 1994 года
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Некоторые муниципальные учреждения и их учредители использовали такую ситуацию для ухода от ответственности перед кредиторами, в частности при ликвидации учреждений, не подлежащих банкротству (п. 1 ст. 65 ГК РФ), в связи с чем Конституционный Суд РФ признал неконституционным п. 5 ст. 123.22 ГК РФ <23>. После этого п. 5 и 6 ст. 123.22 ГК РФ были дополнены положениями о субсидиарной ответственности учредителей бюджетных и автономных учреждений, но только в случаях их ликвидации и недостатка имущества, на которое возможно обратить взыскание, и лишь по обязательствам учреждений, вытекающих из заключенных ими публичных договоров, но не другим обязательствам <24>. В результате для публичных собственников имущества учреждений субсидиарная ответственность по обязательствам последних по-прежнему остается крайне ограниченной в отличие от аналогичной ответственности собственников имущества частных учреждений, что вряд ли можно признать соответствующим конституционному принципу равной правовой защиты частной и публичной собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Некоторые муниципальные учреждения и их учредители использовали такую ситуацию для ухода от ответственности перед кредиторами, в частности при ликвидации учреждений, не подлежащих банкротству (п. 1 ст. 65 ГК РФ), в связи с чем Конституционный Суд РФ признал неконституционным п. 5 ст. 123.22 ГК РФ <23>. После этого п. 5 и 6 ст. 123.22 ГК РФ были дополнены положениями о субсидиарной ответственности учредителей бюджетных и автономных учреждений, но только в случаях их ликвидации и недостатка имущества, на которое возможно обратить взыскание, и лишь по обязательствам учреждений, вытекающих из заключенных ими публичных договоров, но не другим обязательствам <24>. В результате для публичных собственников имущества учреждений субсидиарная ответственность по обязательствам последних по-прежнему остается крайне ограниченной в отличие от аналогичной ответственности собственников имущества частных учреждений, что вряд ли можно признать соответствующим конституционному принципу равной правовой защиты частной и публичной собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
Статья: Имущественная обособленность как признак юридического лица: теория и практика (по страницам классики и судебных актов)
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Готовое решение: Как ликвидировать автономное учреждение
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность, в частности, в случае, если имущества ликвидируемого автономного учреждения недостаточно для удовлетворения требований, вытекающих из публичного договора (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность, в частности, в случае, если имущества ликвидируемого автономного учреждения недостаточно для удовлетворения требований, вытекающих из публичного договора (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).
Статья: Типы действия норм права во времени
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Например, в 2010 г. на момент заключения бюджетным учреждением и ООО государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта пункт 2 статьи 120 ГК РФ устанавливал субсидиарную ответственность собственника имущества бюджетного учреждения при недостаточности денежных средств учреждения, однако впоследствии, с 1 января 2011 г., такая ответственность собственника имущества учреждения была исключена <16>. В 2018 г. ООО обратилось в арбитражный суд с иском к собственнику имущества учреждения об уплате задолженности по исполнительному листу в порядке субсидиарной ответственности. ВС РФ пояснил, что, несмотря на то что нормативно этот вид ответственности устранен, для исключения гражданско-правовой ответственности в таких случаях требуется "прямое указание законодателя на... применение закона с обратной силой к уже существующим отношениям" <17>.
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Например, в 2010 г. на момент заключения бюджетным учреждением и ООО государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта пункт 2 статьи 120 ГК РФ устанавливал субсидиарную ответственность собственника имущества бюджетного учреждения при недостаточности денежных средств учреждения, однако впоследствии, с 1 января 2011 г., такая ответственность собственника имущества учреждения была исключена <16>. В 2018 г. ООО обратилось в арбитражный суд с иском к собственнику имущества учреждения об уплате задолженности по исполнительному листу в порядке субсидиарной ответственности. ВС РФ пояснил, что, несмотря на то что нормативно этот вид ответственности устранен, для исключения гражданско-правовой ответственности в таких случаях требуется "прямое указание законодателя на... применение закона с обратной силой к уже существующим отношениям" <17>.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 4 комментируемой статьи установлено, что убытки, причиненные в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением, подлежат возмещению в полном объеме за счет бюджетного учреждения. При этом в ч. 5 данной статьи предусмотрено, что субъект РФ, то есть собственник имущества бюджетного учреждения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. В прежней (первоначальной) редакции данных частей говорилось о нарушениях, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, но Законом 2020 г. N 269-ФЗ это уточнение исключено.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 4 комментируемой статьи установлено, что убытки, причиненные в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением, подлежат возмещению в полном объеме за счет бюджетного учреждения. При этом в ч. 5 данной статьи предусмотрено, что субъект РФ, то есть собственник имущества бюджетного учреждения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. В прежней (первоначальной) редакции данных частей говорилось о нарушениях, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, но Законом 2020 г. N 269-ФЗ это уточнение исключено.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (Российская Федерация, субъект РФ или соответствующее муниципальное образование). У бюджетной медицинской организации априори отсутствует риск несостоятельности (банкротства) и, соответственно, экономические стимулы к сокращению случаев причинения вреда при медицинском вмешательстве и количества претензий пациентов. Как следствие, у данной категории субъектов медицинской деятельности отсутствует потребность в страховании своей ответственности за причинение вреда пациентам. Регулярно взыскивая с государственных и муниципальных больниц значительные суммы компенсации морального вреда в пользу пострадавших пациентов (до 2019 г. еще и в совокупности с штрафными санкциями), суды оказывают лишь незначительный эффект на повышение безопасности медицинских услуг. В конечном счете эти взыскания обременяют лишь соответствующий бюджет. Показателен следующий пример.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (Российская Федерация, субъект РФ или соответствующее муниципальное образование). У бюджетной медицинской организации априори отсутствует риск несостоятельности (банкротства) и, соответственно, экономические стимулы к сокращению случаев причинения вреда при медицинском вмешательстве и количества претензий пациентов. Как следствие, у данной категории субъектов медицинской деятельности отсутствует потребность в страховании своей ответственности за причинение вреда пациентам. Регулярно взыскивая с государственных и муниципальных больниц значительные суммы компенсации морального вреда в пользу пострадавших пациентов (до 2019 г. еще и в совокупности с штрафными санкциями), суды оказывают лишь незначительный эффект на повышение безопасности медицинских услуг. В конечном счете эти взыскания обременяют лишь соответствующий бюджет. Показателен следующий пример.
Статья: Возражения против иска о понуждении к заключению договора
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Возражение ответчика о том, что истец явно не сможет исполнить обязательство из основного договора, будет отклонено, если исполнение ответчика представляет собой крайне значимое благо, например направлено на защиту от реальной угрозы возникновения техногенной и (или) экологической катастрофы либо гибели людей. В этом случае интересы ответчика защищаются иными способами (приоритетная очередь в реестре текущих кредиторов; возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения). В остальных случаях ответчик по общему правилу должен иметь возможность заявить возражение о том, что истец со всей очевидностью нарушит обязательство из будущего договора.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Возражение ответчика о том, что истец явно не сможет исполнить обязательство из основного договора, будет отклонено, если исполнение ответчика представляет собой крайне значимое благо, например направлено на защиту от реальной угрозы возникновения техногенной и (или) экологической катастрофы либо гибели людей. В этом случае интересы ответчика защищаются иными способами (приоритетная очередь в реестре текущих кредиторов; возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения). В остальных случаях ответчик по общему правилу должен иметь возможность заявить возражение о том, что истец со всей очевидностью нарушит обязательство из будущего договора.
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Субсидиарная ответственность. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). При недостаточности средств субсидиарную ответственность несет ГРБС, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Субсидиарная ответственность. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). При недостаточности средств субсидиарную ответственность несет ГРБС, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).
Готовое решение: Каков порядок ликвидации бюджетного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Требования кредиторов удовлетворяются за счет имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание (п. 31 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539). Если такого имущества недостаточно, то собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный гражданам, а также по обязательствам учреждения, вытекающим из публичного договора (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Требования кредиторов удовлетворяются за счет имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание (п. 31 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539). Если такого имущества недостаточно, то собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный гражданам, а также по обязательствам учреждения, вытекающим из публичного договора (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).