Субъекты смежных прав
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты смежных прав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданско-правовое положение сообладателя исключительного смежного права на совместное исполнение
(Мартьянова Е.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)I. Основание приобретения (возникновения) исключительного
(Мартьянова Е.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)I. Основание приобретения (возникновения) исключительного
Статья: Восстановление нарушенных смежных прав
(Кархалев Д.Н., Качур Н.Ф.)
("Современное право", 2023, N 11)К субъектам смежных прав относится исполнитель - гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, например артист-исполнитель: актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера. Исполнителями являются также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).
(Кархалев Д.Н., Качур Н.Ф.)
("Современное право", 2023, N 11)К субъектам смежных прав относится исполнитель - гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, например артист-исполнитель: актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера. Исполнителями являются также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Распространение информации посредством указанной системы, включая материалы, содержащие объекты авторских и смежных прав, определяет возможности использования таких результатов интеллектуальной деятельности, не свойственные их использованию вне информационно-телекоммуникационных сетей. Одновременно распространение информации в цифровой форме обусловливает наличие особенностей применения судами общей юрисдикции и арбитражными судами норм материального и процессуального права при рассмотрении споров о защите авторских и (или) смежных прав, касающихся, в частности, установления авторов (правообладателей) результатов интеллектуальной деятельности, определения субъектов нарушения авторских и (или) смежных прав, применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушение этих прав.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Распространение информации посредством указанной системы, включая материалы, содержащие объекты авторских и смежных прав, определяет возможности использования таких результатов интеллектуальной деятельности, не свойственные их использованию вне информационно-телекоммуникационных сетей. Одновременно распространение информации в цифровой форме обусловливает наличие особенностей применения судами общей юрисдикции и арбитражными судами норм материального и процессуального права при рассмотрении споров о защите авторских и (или) смежных прав, касающихся, в частности, установления авторов (правообладателей) результатов интеллектуальной деятельности, определения субъектов нарушения авторских и (или) смежных прав, применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушение этих прав.
Статья: Режиссеры-постановщики и особенности результатов их творческой деятельности
(Бузова Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)При этом режиссеру-постановщику спектакля в российском законодательстве отводят особое место среди субъектов смежных прав. В соответствии со ст. 1313 ГК РФ режиссер-постановщик спектакля относится к категории исполнителей наряду с артистами-исполнителями и дирижером, но в полной мере с ними не отождествляется.
(Бузова Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)При этом режиссеру-постановщику спектакля в российском законодательстве отводят особое место среди субъектов смежных прав. В соответствии со ст. 1313 ГК РФ режиссер-постановщик спектакля относится к категории исполнителей наряду с артистами-исполнителями и дирижером, но в полной мере с ними не отождествляется.
Статья: Базы данных и их гражданско-правовой режим
(Зиборов К.О.)
("Цивилист", 2024, N 3)В ст. 1303 ГК РФ говорится о том, что интеллектуальные права на содержание баз данных являются смежными с авторскими. Ключевое значение здесь имеет именно содержание баз данных, поскольку объектом смежных прав являются базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов. Отличительной особенностью смежного права от авторского будет их субъект. Как отмечалось ранее, субъектом авторского права является автор, составитель, в качестве которого могут выступать исключительно физические лица. Субъектом смежного права на базы данных признается ее изготовитель, то есть физическое или юридическое лицо, которое организовало создание базы данных. Изготовитель организует работу (деятельность) составителя, привлекая для этого человеческие, финансовые, материальные и иные ресурсы <22>.
(Зиборов К.О.)
("Цивилист", 2024, N 3)В ст. 1303 ГК РФ говорится о том, что интеллектуальные права на содержание баз данных являются смежными с авторскими. Ключевое значение здесь имеет именно содержание баз данных, поскольку объектом смежных прав являются базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов. Отличительной особенностью смежного права от авторского будет их субъект. Как отмечалось ранее, субъектом авторского права является автор, составитель, в качестве которого могут выступать исключительно физические лица. Субъектом смежного права на базы данных признается ее изготовитель, то есть физическое или юридическое лицо, которое организовало создание базы данных. Изготовитель организует работу (деятельность) составителя, привлекая для этого человеческие, финансовые, материальные и иные ресурсы <22>.
Статья: Субъекты интеллектуальных прав на компьютерную игру
(Карпенко А.А.)
("Legal Bulletin", 2024, N 3)Далее разберемся с тем, что представляют из себя смежные права в контексте компьютерной игры. Исходя из общих положений ГК РФ о смежных правах под ними понимается вид интеллектуальных прав, появляющийся в результате использования объектов авторских прав <4>. По отношению к последним они являются вторичными, потому как не могут существовать без авторских. В контексте объекта нашего исследования в качестве смежных прав будет охраняться содержание базы данных. С 2008 года защита баз данных регулируется законодательством Российской Федерации как в рамках авторского права, так и в рамках смежных прав. Разграничение между этими видами прав происходит следующим образом: автором базы данных считается лицо, которое осуществило отбор и структурирование информации, составляющей ее содержание. По аналогии с авторством на производные и составные произведения авторское право признается на осуществленный исключительный порядок данных. В этом плане резонно провести сравнение автора производной (составной) видеоигры и автора базы данных, поскольку суть едина, различна лишь информация, с которой произведена работа. А вот непосредственно содержание базы данных охраняется смежным правом. Субъектом смежных прав на базу данных является ее изготовитель: гражданин или юридическое лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. В данном вопросе С.А. Ламанов указал на ошибочность использования термина "авторские права изготовителя" в ст. 1334 ГК РФ, поскольку это создает путаницу между смежными юридическими категориями. Следует учитывать, что даже если одно и то же лицо обладает одновременно авторскими и смежными правами на базу данных, оно имеет дифференцированный правовой статус: как автор (составитель) базы данных и как изготовитель базы данных, наделенный смежными правами. В этом контексте становится очевидным, что субъектом интеллектуальных прав на видеоигру может быть не только физическое лицо, но и организация, выпускающая такие игры [8, с. 24].
(Карпенко А.А.)
("Legal Bulletin", 2024, N 3)Далее разберемся с тем, что представляют из себя смежные права в контексте компьютерной игры. Исходя из общих положений ГК РФ о смежных правах под ними понимается вид интеллектуальных прав, появляющийся в результате использования объектов авторских прав <4>. По отношению к последним они являются вторичными, потому как не могут существовать без авторских. В контексте объекта нашего исследования в качестве смежных прав будет охраняться содержание базы данных. С 2008 года защита баз данных регулируется законодательством Российской Федерации как в рамках авторского права, так и в рамках смежных прав. Разграничение между этими видами прав происходит следующим образом: автором базы данных считается лицо, которое осуществило отбор и структурирование информации, составляющей ее содержание. По аналогии с авторством на производные и составные произведения авторское право признается на осуществленный исключительный порядок данных. В этом плане резонно провести сравнение автора производной (составной) видеоигры и автора базы данных, поскольку суть едина, различна лишь информация, с которой произведена работа. А вот непосредственно содержание базы данных охраняется смежным правом. Субъектом смежных прав на базу данных является ее изготовитель: гражданин или юридическое лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. В данном вопросе С.А. Ламанов указал на ошибочность использования термина "авторские права изготовителя" в ст. 1334 ГК РФ, поскольку это создает путаницу между смежными юридическими категориями. Следует учитывать, что даже если одно и то же лицо обладает одновременно авторскими и смежными правами на базу данных, оно имеет дифференцированный правовой статус: как автор (составитель) базы данных и как изготовитель базы данных, наделенный смежными правами. В этом контексте становится очевидным, что субъектом интеллектуальных прав на видеоигру может быть не только физическое лицо, но и организация, выпускающая такие игры [8, с. 24].
Статья: Договорные основания использования объектов смежных прав
(Петкилев П.И.)
("Цивилист", 2023, N 4)Н.В. Бузова обоснованно предлагает рассматривать две большие группы договоров с участием субъектов смежных прав. К первой группе она предлагает относить договоры "об оказании услуги в сфере индустрии творчества и шоу-бизнеса" <1>, а ко второй - договоры об использовании объектов смежных прав <2>. Представляется, что первая группа договоров, действительно, сама по себе не охватывает использования объектов смежных прав в том смысле, который Гражданский кодекс РФ вкладывает в содержание конкретного правомочия исключительного права, именуемого как использование объекта смежных прав.
(Петкилев П.И.)
("Цивилист", 2023, N 4)Н.В. Бузова обоснованно предлагает рассматривать две большие группы договоров с участием субъектов смежных прав. К первой группе она предлагает относить договоры "об оказании услуги в сфере индустрии творчества и шоу-бизнеса" <1>, а ко второй - договоры об использовании объектов смежных прав <2>. Представляется, что первая группа договоров, действительно, сама по себе не охватывает использования объектов смежных прав в том смысле, который Гражданский кодекс РФ вкладывает в содержание конкретного правомочия исключительного права, именуемого как использование объекта смежных прав.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Так, постулируется взыскание компенсации за нарушение исключительных прав. С другой стороны, неправомерное удаление или изменение информации, например об имени, наименовании организатора сложного объекта, издателя, изготовителя аудиовизуального произведения, фонограммы или базы данных, влечет нарушение соответствующих организационных авторских и смежных прав. Названные субъекты могут распорядиться своими исключительными правами, но "исторически" сохраняют за собой юридически обеспеченную возможность на самоидентификацию <1> как организаторы, инвесторы и в целом лица, непосредственно причастные к созданию объектов. Это положение "работает" на укрепление репутации и предполагает бессрочный рекламный эффект (имущественный аспект в неимущественных, по сути, организационных отношениях). У нового правообладателя (в случае отчуждения монополии) вряд ли появится безусловный интерес (и юридическая возможность) отстаивать не принадлежащее ему организационное право. В то же время часть четвертая ГК (п. 2 ст. 1300, ст. 1310) включает в сферу действия компенсаторной защиты неправомерное удаление или изменение информации об авторском праве и смежных правах в целом, а не элементарное покушение на атрибуцию, посвященную исключительному праву. Контуры системного противоречия определенно просматриваются.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Так, постулируется взыскание компенсации за нарушение исключительных прав. С другой стороны, неправомерное удаление или изменение информации, например об имени, наименовании организатора сложного объекта, издателя, изготовителя аудиовизуального произведения, фонограммы или базы данных, влечет нарушение соответствующих организационных авторских и смежных прав. Названные субъекты могут распорядиться своими исключительными правами, но "исторически" сохраняют за собой юридически обеспеченную возможность на самоидентификацию <1> как организаторы, инвесторы и в целом лица, непосредственно причастные к созданию объектов. Это положение "работает" на укрепление репутации и предполагает бессрочный рекламный эффект (имущественный аспект в неимущественных, по сути, организационных отношениях). У нового правообладателя (в случае отчуждения монополии) вряд ли появится безусловный интерес (и юридическая возможность) отстаивать не принадлежащее ему организационное право. В то же время часть четвертая ГК (п. 2 ст. 1300, ст. 1310) включает в сферу действия компенсаторной защиты неправомерное удаление или изменение информации об авторском праве и смежных правах в целом, а не элементарное покушение на атрибуцию, посвященную исключительному праву. Контуры системного противоречия определенно просматриваются.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Субъектами смежных прав признаются: исполнитель - автор исполнения, изготовитель фонограмм (звуковой записи), организация эфирного и кабельного вещания. За всеми обладателями смежных прав закрепляется исключительное право на принадлежащий им объект смежных прав. Интеллектуальные права изготовителя фонограммы включают право на указание имени (наименования) на материальных носителях фонограмм (их упаковке), право на защиту записи от искажения и право на опубликование фонограммы, выпуск в обращение.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Субъектами смежных прав признаются: исполнитель - автор исполнения, изготовитель фонограмм (звуковой записи), организация эфирного и кабельного вещания. За всеми обладателями смежных прав закрепляется исключительное право на принадлежащий им объект смежных прав. Интеллектуальные права изготовителя фонограммы включают право на указание имени (наименования) на материальных носителях фонограмм (их упаковке), право на защиту записи от искажения и право на опубликование фонограммы, выпуск в обращение.
Статья: Концепт "исчезающего автора" и концепция отсутствующего автора результатов, созданных технологиями искусственного интеллекта
(Рахматулина Р.Ш.)
("Гражданское право", 2025, N 1)К объектам с отсутствующим автором можно отнести произведения, перешедшие в общественное достояние, которые никогда не публиковались, но которые могут быть обнародованы благодаря публикатору (ст. 1337 ГК РФ). При этом публикатор как субъект смежных прав может опубликовать произведение не только известного автора, но и неизвестного впервые, если на произведении стоит дата его создания и есть возможность установить его переход в общественное достояние.
(Рахматулина Р.Ш.)
("Гражданское право", 2025, N 1)К объектам с отсутствующим автором можно отнести произведения, перешедшие в общественное достояние, которые никогда не публиковались, но которые могут быть обнародованы благодаря публикатору (ст. 1337 ГК РФ). При этом публикатор как субъект смежных прав может опубликовать произведение не только известного автора, но и неизвестного впервые, если на произведении стоит дата его создания и есть возможность установить его переход в общественное достояние.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В отношении исполняемых музыкальных произведений права субъектов смежных прав при направлении подобных отчетов соблюдаются не всегда. Так, при рассмотрении Московским городским судом 18.10.2013 дела N 11-34784 было установлено, что в торговых залах известного ритейлера исполнялись произведения автора, который одновременно является и исполнителем, и изготовителем фонограмм. Последнему перечислялось вознаграждение через Российское авторское общество (РАО) как автору произведений с направлением соответствующих отчетов. Между тем вознаграждение за использование смежных прав как исполнителю и изготовителю фонограмм через Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) не перечислялось и соответствующие отчеты не направлялись. В связи с этим суд взыскал компенсации за каждый факт использования фонограммы по минимальному тарифу, установленному ст. 1311 ГК РФ (10 000 руб.).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В отношении исполняемых музыкальных произведений права субъектов смежных прав при направлении подобных отчетов соблюдаются не всегда. Так, при рассмотрении Московским городским судом 18.10.2013 дела N 11-34784 было установлено, что в торговых залах известного ритейлера исполнялись произведения автора, который одновременно является и исполнителем, и изготовителем фонограмм. Последнему перечислялось вознаграждение через Российское авторское общество (РАО) как автору произведений с направлением соответствующих отчетов. Между тем вознаграждение за использование смежных прав как исполнителю и изготовителю фонограмм через Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) не перечислялось и соответствующие отчеты не направлялись. В связи с этим суд взыскал компенсации за каждый факт использования фонограммы по минимальному тарифу, установленному ст. 1311 ГК РФ (10 000 руб.).
Статья: Защита авторских и (или) смежных прав в сети Интернет: текущая ситуация и тенденции совершенствования
(Лепешин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)Ведущий научный сотрудник Российского государственного университета правосудия к. ю. н. Н.В. Бузова подняла актуальную тему субъектов смежных прав, отдельно остановившись на лицах, которых законодательство не относит к субъектам смежных прав, но которые осуществляют схожую с ними деятельность. Например, в определенных театральных постановках зрители сами становятся частью исполнения, иначе говоря - реализуют некоторые функции исполнителя. Этот случай требует осмысления, поскольку ставит вопросы о роли и влиянии такого исполнителя на заключение сделок о передаче прав на созданный объект - запись театральной постановки.
(Лепешин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)Ведущий научный сотрудник Российского государственного университета правосудия к. ю. н. Н.В. Бузова подняла актуальную тему субъектов смежных прав, отдельно остановившись на лицах, которых законодательство не относит к субъектам смежных прав, но которые осуществляют схожую с ними деятельность. Например, в определенных театральных постановках зрители сами становятся частью исполнения, иначе говоря - реализуют некоторые функции исполнителя. Этот случай требует осмысления, поскольку ставит вопросы о роли и влиянии такого исполнителя на заключение сделок о передаче прав на созданный объект - запись театральной постановки.
Статья: К вопросу о правовом статусе суфлера
(Мартьянова Е.Ю., Карабатова В.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)- из положений Римской конвенции следует, что вопрос о составе лиц, относимых к числу исполнителей, может быть уточнен в рамках национальных правопорядков. Так, несмотря на то что дирижер, режиссер-постановщик не названы в Римской конвенции в качестве субъектов смежных прав, они признаются в качестве исполнителей во многих правопорядках [3]. Таким образом, с позиций международного права отсутствует нормативное препятствие для включения суфлера в число субъектов смежных прав.
(Мартьянова Е.Ю., Карабатова В.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)- из положений Римской конвенции следует, что вопрос о составе лиц, относимых к числу исполнителей, может быть уточнен в рамках национальных правопорядков. Так, несмотря на то что дирижер, режиссер-постановщик не названы в Римской конвенции в качестве субъектов смежных прав, они признаются в качестве исполнителей во многих правопорядках [3]. Таким образом, с позиций международного права отсутствует нормативное препятствие для включения суфлера в число субъектов смежных прав.