Субъекты профилактики правонарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты профилактики правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Органы местного самоуправления в системе субъектов профилактики правонарушений
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3
Статья: К вопросу о формах и сущности взаимодействия полиции с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам профилактики правонарушений и защиты безопасности личности, государства и общества
(Ефимов А.А., Трусов А.И., Губарева Т.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6
(Ефимов А.А., Трусов А.И., Губарева Т.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
(ред. от 08.08.2024)
"Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
Статья: Прокурорская деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Правовые и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений, среди которых указаны и органы прокуратуры Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Правовые и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений, среди которых указаны и органы прокуратуры Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".
Статья: К вопросу участия добровольцев (волонтеров) в реализации Федерального закона от 06.02.2023 N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации"
(Хасанова С.К.)
("Российский судья", 2024, N 1)Нельзя не согласиться с мнением П.В. Голодова, что в целях создания полноценной службы пробации вопросы организации взаимодействия ее субъектов, а также иных субъектов профилактики правонарушений и ресоциализации осужденных и лиц, отбывших наказания, требуют тщательной регламентации <5>. Это также можно отнести к определению полномочий волонтеров в ходе осуществления социального сопровождения лиц, в отношении которых применяется пробация.
(Хасанова С.К.)
("Российский судья", 2024, N 1)Нельзя не согласиться с мнением П.В. Голодова, что в целях создания полноценной службы пробации вопросы организации взаимодействия ее субъектов, а также иных субъектов профилактики правонарушений и ресоциализации осужденных и лиц, отбывших наказания, требуют тщательной регламентации <5>. Это также можно отнести к определению полномочий волонтеров в ходе осуществления социального сопровождения лиц, в отношении которых применяется пробация.
Статья: Концепция сервисной модели полиции Казахстана: опыт региональной апробации
(Биекенов Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)Первый пилотный проект "Внедрение сервисных подходов обеспечения безопасности" был запущен в 2019 г. в г. Караганде и направлен на вовлечение всех субъектов профилактики правонарушений, местного сообщества в процесс обеспечения общественной безопасности, который в настоящее время тиражирован во всех регионах страны.
(Биекенов Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)Первый пилотный проект "Внедрение сервисных подходов обеспечения безопасности" был запущен в 2019 г. в г. Караганде и направлен на вовлечение всех субъектов профилактики правонарушений, местного сообщества в процесс обеспечения общественной безопасности, который в настоящее время тиражирован во всех регионах страны.
Статья: Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В частности, законодательство о государственном контроле (надзоре) не оперирует такими категориями, как "правовая грамотность", "правовое просвещение", "правосознание" (хотя развитие правосознания традиционно воспринимается теорией с учетом его особой роли в процессе реализации норм права и обеспечения законности). Не совпадает содержание ключевых категорий "профилактика" и "предупреждение" правонарушений (нарушений обязательных требований), не вполне понятно соотношение подлежащих использованию контролирующими органами (являющимися субъектами профилактики правонарушений и по смыслу вышеназванного Федерального закона) форм профилактического воздействия и мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований (профилактических мероприятий).
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В частности, законодательство о государственном контроле (надзоре) не оперирует такими категориями, как "правовая грамотность", "правовое просвещение", "правосознание" (хотя развитие правосознания традиционно воспринимается теорией с учетом его особой роли в процессе реализации норм права и обеспечения законности). Не совпадает содержание ключевых категорий "профилактика" и "предупреждение" правонарушений (нарушений обязательных требований), не вполне понятно соотношение подлежащих использованию контролирующими органами (являющимися субъектами профилактики правонарушений и по смыслу вышеназванного Федерального закона) форм профилактического воздействия и мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований (профилактических мероприятий).
Статья: К вопросу о значимости профилактики правонарушений в области дорожного движения
(Антонов С.Н.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Ключевые слова: обеспечение безопасности дорожного движения, профилактика правонарушений, субъекты профилактики правонарушений, предупреждение нарушений Правил дорожного движения, предупреждение дорожно-транспортных происшествий, причины и условия совершения правонарушений.
(Антонов С.Н.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Ключевые слова: обеспечение безопасности дорожного движения, профилактика правонарушений, субъекты профилактики правонарушений, предупреждение нарушений Правил дорожного движения, предупреждение дорожно-транспортных происшествий, причины и условия совершения правонарушений.
Статья: Информационное обеспечение деятельности субъектов ранней профилактики преступности
(Каширина О.Н.)
("Законность", 2021, N 7)Статьей 31 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" закреплены положения, касающиеся информационного обеспечения отдельных субъектов ранней профилактики. Отмечено, что в СМИ, учредителями которых являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Федерации или органы местного самоуправления, публикуются материалы о деятельности в сфере профилактики правонарушений. В целях информационного обеспечения профилактики правонарушений, ее публичности и открытости субъектами профилактики правонарушений и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет могут создаваться специальные сайты, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации могут использоваться официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления.
(Каширина О.Н.)
("Законность", 2021, N 7)Статьей 31 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" закреплены положения, касающиеся информационного обеспечения отдельных субъектов ранней профилактики. Отмечено, что в СМИ, учредителями которых являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Федерации или органы местного самоуправления, публикуются материалы о деятельности в сфере профилактики правонарушений. В целях информационного обеспечения профилактики правонарушений, ее публичности и открытости субъектами профилактики правонарушений и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет могут создаваться специальные сайты, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации могут использоваться официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья: Некоторые проблемы ресоциализации мигрантов в Российской Федерации
(Сальников В.П., Воронков К.И., Гутман М.Ю.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Современные миграционные потоки имеют тенденцию к постоянному увеличению, вовлекая все большее число людей, устремившихся из экономически бедных государств в более развитые страны <6>. Довольно часто возникает ситуация, когда люди, переехавшие на постоянное место жительства в другую страну, испытывают различные проблемы и оказываются в тяжелой жизненной ситуации. Поэтому государство и гражданское общество должны протянуть руку помощи тем гражданам, которые хотели бы вернуться к нормальной жизни, но не могут сделать это самостоятельно. В отношении таких людей необходимо проводить ресоциализацию. Ее понятие, данное отечественным законодателем, распространяется только на лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера, и закреплено в Федеральном законе "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", в ст. 25: "Ресоциализация представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера" <7>. Для цивилизованного общества очень важно, чтобы преступления не совершались, а предотвращались <8>. Полагаем, что законодатель использует данный термин неоправданно узко, ограничивая его, по сути, только постпенитенциарной сферой применения и распространяя только на лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. Кроме этого, О.Ю. Мацукевич также считает, что в ресоциализации нуждаются лица, которые испытывают нарушения микросоциальных связей и вынуждены приспосабливаться к кардинально изменившимся условиям жизни, - так называемые "дезадаптанты": лица со стойкими нарушениями здоровья, дети, ставшие сиротами, наркозависимые, алкозависимые, лица, отбывшие уголовное наказание, мигранты, бездомные <9>, пожилые люди <10> и др.
(Сальников В.П., Воронков К.И., Гутман М.Ю.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Современные миграционные потоки имеют тенденцию к постоянному увеличению, вовлекая все большее число людей, устремившихся из экономически бедных государств в более развитые страны <6>. Довольно часто возникает ситуация, когда люди, переехавшие на постоянное место жительства в другую страну, испытывают различные проблемы и оказываются в тяжелой жизненной ситуации. Поэтому государство и гражданское общество должны протянуть руку помощи тем гражданам, которые хотели бы вернуться к нормальной жизни, но не могут сделать это самостоятельно. В отношении таких людей необходимо проводить ресоциализацию. Ее понятие, данное отечественным законодателем, распространяется только на лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера, и закреплено в Федеральном законе "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", в ст. 25: "Ресоциализация представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера" <7>. Для цивилизованного общества очень важно, чтобы преступления не совершались, а предотвращались <8>. Полагаем, что законодатель использует данный термин неоправданно узко, ограничивая его, по сути, только постпенитенциарной сферой применения и распространяя только на лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. Кроме этого, О.Ю. Мацукевич также считает, что в ресоциализации нуждаются лица, которые испытывают нарушения микросоциальных связей и вынуждены приспосабливаться к кардинально изменившимся условиям жизни, - так называемые "дезадаптанты": лица со стойкими нарушениями здоровья, дети, ставшие сиротами, наркозависимые, алкозависимые, лица, отбывшие уголовное наказание, мигранты, бездомные <9>, пожилые люди <10> и др.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> Ресоциализация - комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> Ресоциализация - комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера.
Статья: Ответственность за травлю (буллинг)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время исходя из предоставленных законодательством полномочий школа объективно не может быть субъектом профилактики правонарушений несовершеннолетних. Учебные учреждения не располагают реальными возможностями по поддержанию дисциплины, не могут отчислить правонарушителя, не определен порядок их взаимодействия с органами внутренних дел. Лишь после решения этих проблем можно будет поставить вопрос об ответственности работников образования за факты буллинга в школе и возникновение хулиганских группировок. В настоящее время такая ответственность является не чем иным, как объективным вменением.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время исходя из предоставленных законодательством полномочий школа объективно не может быть субъектом профилактики правонарушений несовершеннолетних. Учебные учреждения не располагают реальными возможностями по поддержанию дисциплины, не могут отчислить правонарушителя, не определен порядок их взаимодействия с органами внутренних дел. Лишь после решения этих проблем можно будет поставить вопрос об ответственности работников образования за факты буллинга в школе и возникновение хулиганских группировок. В настоящее время такая ответственность является не чем иным, как объективным вменением.
Статья: К вопросу о противодействии розничной продаже алкогольной продукции несовершеннолетним лицам
(Ефимов А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Очевидно, что деятельность инспекторов ПДН неизбежно должна осуществляться во взаимодействии с другими субъектами профилактики, в связи с чем фундаментально важно обеспечивать высокий уровень взаимодействия всех заинтересованных и уполномоченных субъектов профилактики правонарушений, в том числе по противодействию продаже алкогольной продукции несовершеннолетним.
(Ефимов А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Очевидно, что деятельность инспекторов ПДН неизбежно должна осуществляться во взаимодействии с другими субъектами профилактики, в связи с чем фундаментально важно обеспечивать высокий уровень взаимодействия всех заинтересованных и уполномоченных субъектов профилактики правонарушений, в том числе по противодействию продаже алкогольной продукции несовершеннолетним.