Субъекты коррупционных правонарушений



Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты коррупционных правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" предусматривает, что работники, замещающие в организациях по трудовому договору отдельные должности, включенные в соответствующие перечни, могут являться субъектами коррупционных правонарушений.
Статья: Прекращение права собственности лица, совершившего коррупционное правонарушение
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)
Частью 3 ст. 115 УПК РФ допускается наложение ареста на имущество, находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими материальную ответственность за их действия, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате совершения преступления подозреваемым, обвиняемым. Вероятно, суды полагают, что вопрос о привлечении третьих лиц при обращении имущества в доход государства в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ должен решаться аналогично. Однако гражданским законодательством для целей противодействия коррупции такой механизм не предусмотрен, следовательно, для рассмотрения данного вопроса необходимо обратиться к положениям ратифицированной Россией Конвенции ООН против коррупции. Данная Конвенция называет лишь должностных лиц субъектами коррупционных правонарушений, только упоминает о третьих лицах, которые также могут быть привлечены к участию в процессе по обращению имущества, предположительно имеющего коррупционное происхождение, в доход государства. Конвенция ООН против коррупции указывает на то, что национальным законодательством стран-участниц могут быть определены иные лица, которые несут ответственность на одинаковых с правонарушителем основаниях, доходы которых также подлежат контролю. Ни указанная Конвенция, ни российское законодательство не называет третьих лиц в качестве ответчиков по иску прокурора об обращении имущества, в отношении которого не доказана законность его происхождения, в доход государства, привлечение третьих лиц предусмотрено уголовным законом для целей конфискации. Из содержания нормы ч. 3 ст. 115 УПК РФ следует, что арест имущества, находящегося у третьего лица, применяется при совершении лицом преступления и ограничен целью обеспечения исполнения приговора суда в части конфискации, гражданского иска, взыскания штрафа, иных имущественных взысканий. За рамками предусмотренных уголовно-процессуальных ограничений фактическое владение спорным имуществом должностным лицом не позволяет государству вмешиваться в такое владение. Очевидно, что заимствование из нормы ст. 115 УПК РФ понятия "фактический владелец" для применения гражданско-правового механизма обращения в доход государства имущества, находящегося у третьих лиц, недопустимо. Как указывалось ранее, не следует отождествлять правовую природу конфискации и института обращения имущества в доход государства в порядке, предусмотренном подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ. Конфискация в уголовном праве является публично-правовой мерой, применяемой на основании обвинительного приговора суда. В административном праве конфискация представляет собой вид наказания за совершенное правонарушение и применяется на основании постановления суда по делу об административном правонарушении. Таким образом, конфискация применяется тогда, когда лицо уже имеет статус правонарушителя (преступника), в отличие от механизма обращения имущества в доход государства в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, представляющего собой превентивную меру, обеспечивающую баланс частных и публичных интересов, и предусматривающего возможность должностного лица доказывать законность происхождения спорного имущества. При конфискации вина лица в совершении правонарушения (преступления) уже установлена судом, в то время как при применении в отношении должностного лица меры, предусмотренной подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, на ответчика возлагается бремя доказывания, презумпция незаконности происхождения имущества опровержима. Следовательно, изъятие имущества в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, не являясь санкцией или специфической публично-правовой мерой, применяемой к лицу, совершившему преступное деяние, должно иметь более узкую сферу применения, чем конфискация, и не должно предполагать привлечение в качестве ответчиков лиц, не предусмотренных в законе, и возложение на них бремени доказывания. Однако в судебной практике, как отмечалось ранее, нередко обращается в доход государства имущество, находящееся у третьих лиц, не указанных в Законе от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ в качестве ответчиков.
показать больше документов

Нормативные акты

Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")
г) оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации или муниципальными служащими коррупционных правонарушений непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
показать больше документов