Субъекты коррупционных правонарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты коррупционных правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" предусматривает, что работники, замещающие в организациях по трудовому договору отдельные должности, включенные в соответствующие перечни, могут являться субъектами коррупционных правонарушений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" предусматривает, что работники, замещающие в организациях по трудовому договору отдельные должности, включенные в соответствующие перечни, могут являться субъектами коррупционных правонарушений.
Статья: Прекращение права собственности лица, совершившего коррупционное правонарушение
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)Частью 3 ст. 115 УПК РФ допускается наложение ареста на имущество, находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими материальную ответственность за их действия, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате совершения преступления подозреваемым, обвиняемым. Вероятно, суды полагают, что вопрос о привлечении третьих лиц при обращении имущества в доход государства в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ должен решаться аналогично. Однако гражданским законодательством для целей противодействия коррупции такой механизм не предусмотрен, следовательно, для рассмотрения данного вопроса необходимо обратиться к положениям ратифицированной Россией Конвенции ООН против коррупции. Данная Конвенция называет лишь должностных лиц субъектами коррупционных правонарушений, только упоминает о третьих лицах, которые также могут быть привлечены к участию в процессе по обращению имущества, предположительно имеющего коррупционное происхождение, в доход государства. Конвенция ООН против коррупции указывает на то, что национальным законодательством стран-участниц могут быть определены иные лица, которые несут ответственность на одинаковых с правонарушителем основаниях, доходы которых также подлежат контролю. Ни указанная Конвенция, ни российское законодательство не называет третьих лиц в качестве ответчиков по иску прокурора об обращении имущества, в отношении которого не доказана законность его происхождения, в доход государства, привлечение третьих лиц предусмотрено уголовным законом для целей конфискации. Из содержания нормы ч. 3 ст. 115 УПК РФ следует, что арест имущества, находящегося у третьего лица, применяется при совершении лицом преступления и ограничен целью обеспечения исполнения приговора суда в части конфискации, гражданского иска, взыскания штрафа, иных имущественных взысканий. За рамками предусмотренных уголовно-процессуальных ограничений фактическое владение спорным имуществом должностным лицом не позволяет государству вмешиваться в такое владение. Очевидно, что заимствование из нормы ст. 115 УПК РФ понятия "фактический владелец" для применения гражданско-правового механизма обращения в доход государства имущества, находящегося у третьих лиц, недопустимо. Как указывалось ранее, не следует отождествлять правовую природу конфискации и института обращения имущества в доход государства в порядке, предусмотренном подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ. Конфискация в уголовном праве является публично-правовой мерой, применяемой на основании обвинительного приговора суда. В административном праве конфискация представляет собой вид наказания за совершенное правонарушение и применяется на основании постановления суда по делу об административном правонарушении. Таким образом, конфискация применяется тогда, когда лицо уже имеет статус правонарушителя (преступника), в отличие от механизма обращения имущества в доход государства в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, представляющего собой превентивную меру, обеспечивающую баланс частных и публичных интересов, и предусматривающего возможность должностного лица доказывать законность происхождения спорного имущества. При конфискации вина лица в совершении правонарушения (преступления) уже установлена судом, в то время как при применении в отношении должностного лица меры, предусмотренной подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, на ответчика возлагается бремя доказывания, презумпция незаконности происхождения имущества опровержима. Следовательно, изъятие имущества в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, не являясь санкцией или специфической публично-правовой мерой, применяемой к лицу, совершившему преступное деяние, должно иметь более узкую сферу применения, чем конфискация, и не должно предполагать привлечение в качестве ответчиков лиц, не предусмотренных в законе, и возложение на них бремени доказывания. Однако в судебной практике, как отмечалось ранее, нередко обращается в доход государства имущество, находящееся у третьих лиц, не указанных в Законе от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ в качестве ответчиков.
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)Частью 3 ст. 115 УПК РФ допускается наложение ареста на имущество, находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими материальную ответственность за их действия, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате совершения преступления подозреваемым, обвиняемым. Вероятно, суды полагают, что вопрос о привлечении третьих лиц при обращении имущества в доход государства в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ должен решаться аналогично. Однако гражданским законодательством для целей противодействия коррупции такой механизм не предусмотрен, следовательно, для рассмотрения данного вопроса необходимо обратиться к положениям ратифицированной Россией Конвенции ООН против коррупции. Данная Конвенция называет лишь должностных лиц субъектами коррупционных правонарушений, только упоминает о третьих лицах, которые также могут быть привлечены к участию в процессе по обращению имущества, предположительно имеющего коррупционное происхождение, в доход государства. Конвенция ООН против коррупции указывает на то, что национальным законодательством стран-участниц могут быть определены иные лица, которые несут ответственность на одинаковых с правонарушителем основаниях, доходы которых также подлежат контролю. Ни указанная Конвенция, ни российское законодательство не называет третьих лиц в качестве ответчиков по иску прокурора об обращении имущества, в отношении которого не доказана законность его происхождения, в доход государства, привлечение третьих лиц предусмотрено уголовным законом для целей конфискации. Из содержания нормы ч. 3 ст. 115 УПК РФ следует, что арест имущества, находящегося у третьего лица, применяется при совершении лицом преступления и ограничен целью обеспечения исполнения приговора суда в части конфискации, гражданского иска, взыскания штрафа, иных имущественных взысканий. За рамками предусмотренных уголовно-процессуальных ограничений фактическое владение спорным имуществом должностным лицом не позволяет государству вмешиваться в такое владение. Очевидно, что заимствование из нормы ст. 115 УПК РФ понятия "фактический владелец" для применения гражданско-правового механизма обращения в доход государства имущества, находящегося у третьих лиц, недопустимо. Как указывалось ранее, не следует отождествлять правовую природу конфискации и института обращения имущества в доход государства в порядке, предусмотренном подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ. Конфискация в уголовном праве является публично-правовой мерой, применяемой на основании обвинительного приговора суда. В административном праве конфискация представляет собой вид наказания за совершенное правонарушение и применяется на основании постановления суда по делу об административном правонарушении. Таким образом, конфискация применяется тогда, когда лицо уже имеет статус правонарушителя (преступника), в отличие от механизма обращения имущества в доход государства в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, представляющего собой превентивную меру, обеспечивающую баланс частных и публичных интересов, и предусматривающего возможность должностного лица доказывать законность происхождения спорного имущества. При конфискации вина лица в совершении правонарушения (преступления) уже установлена судом, в то время как при применении в отношении должностного лица меры, предусмотренной подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, на ответчика возлагается бремя доказывания, презумпция незаконности происхождения имущества опровержима. Следовательно, изъятие имущества в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, не являясь санкцией или специфической публично-правовой мерой, применяемой к лицу, совершившему преступное деяние, должно иметь более узкую сферу применения, чем конфискация, и не должно предполагать привлечение в качестве ответчиков лиц, не предусмотренных в законе, и возложение на них бремени доказывания. Однако в судебной практике, как отмечалось ранее, нередко обращается в доход государства имущество, находящееся у третьих лиц, не указанных в Законе от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ в качестве ответчиков.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")г) оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации или муниципальными служащими коррупционных правонарушений непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")г) оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации или муниципальными служащими коррупционных правонарушений непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Однако Конвенция говорит только о должностных лицах как субъектах коррупционных правонарушений и лишь упоминает третьих лиц, которые могут быть затронуты мерами, направленными против нарушителей.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Однако Конвенция говорит только о должностных лицах как субъектах коррупционных правонарушений и лишь упоминает третьих лиц, которые могут быть затронуты мерами, направленными против нарушителей.
Статья: К вопросу особенностей реализации государственной антикоррупционной политики в странах Центральной Азии
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Власов В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)- характер понимания коррупции, привязанный не к конкретным полномочиям, а к влиянию субъекта коррупционных правонарушений;
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Власов В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)- характер понимания коррупции, привязанный не к конкретным полномочиям, а к влиянию субъекта коррупционных правонарушений;
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Субъект дисциплинарного проступка - это центральный элемент его состава, в качестве которого в юридической литературе признаются только физические лица, не обладающие дисциплинарно-юрисдикционными полномочиями в конкретных дисциплинарно-деликтных отношениях, состоящие в устойчивых юридически оформленных служебных отношениях и наделенные соответствующими служебными правами и обязанностями <8>. Это в полной мере применимо и к субъектам коррупционных правонарушений, при этом взыскания за коррупционные правонарушения, как и взыскания за совершение дисциплинарных проступков, налагаются на служащих по общему правилу только в рамках служебного подчинения (исключения существуют лишь для отдельных дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих).
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Субъект дисциплинарного проступка - это центральный элемент его состава, в качестве которого в юридической литературе признаются только физические лица, не обладающие дисциплинарно-юрисдикционными полномочиями в конкретных дисциплинарно-деликтных отношениях, состоящие в устойчивых юридически оформленных служебных отношениях и наделенные соответствующими служебными правами и обязанностями <8>. Это в полной мере применимо и к субъектам коррупционных правонарушений, при этом взыскания за коррупционные правонарушения, как и взыскания за совершение дисциплинарных проступков, налагаются на служащих по общему правилу только в рамках служебного подчинения (исключения существуют лишь для отдельных дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих).
Статья: Соотношение понятий "коррупция", "коррупционные преступления" и "взяточничество" по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан
(Чекмезова Е.И., Ермекова З.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)<3> Форма N 3-К. Отчет о коррупционных преступлениях, лицах их совершивших, осужденных, движении уголовных дел о коррупционных преступлениях и о субъектах коррупционных правонарушений за январь - ноябрь 2022 г. URL: https://qamqor.gov.kz/crimestat/statistics (дата обращения: 08.07.2023).
(Чекмезова Е.И., Ермекова З.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)<3> Форма N 3-К. Отчет о коррупционных преступлениях, лицах их совершивших, осужденных, движении уголовных дел о коррупционных преступлениях и о субъектах коррупционных правонарушений за январь - ноябрь 2022 г. URL: https://qamqor.gov.kz/crimestat/statistics (дата обращения: 08.07.2023).
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Закавказья
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Грибанова А.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)- предусматривается разграничение административной и дисциплинарной ответственности. Так, для гражданских служащих предусмотрена только дисциплинарная ответственность, при этом иные субъекты коррупционных правонарушений несут административную ответственность;
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Грибанова А.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)- предусматривается разграничение административной и дисциплинарной ответственности. Так, для гражданских служащих предусмотрена только дисциплинарная ответственность, при этом иные субъекты коррупционных правонарушений несут административную ответственность;
Статья: Вопросы квалификации коррупционных преступлений
(Хотькина О.К.)
("Современное право", 2021, N 11)Уголовно-правовые признаки субъекта преступления указаны в статьях 19 - 21 УК РФ. Субъект, обладающий этими признаками, обычно называют общим субъектом преступления. Однако следует обратить внимание на то, что субъектами коррупционных преступлений являются только физические лица, в отличие от субъектов коррупционных правонарушений, коими могут являться и юридические лица (ст. 19.28 КоАП РФ). Границей возраста для квалификации коррупционных преступлений является достижение 16-летия, однако в случае совершения таких преступлений, как хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (п. "в" ч. 3, п. "а" ч. 4 ст. 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (п. "в" ч. 2, п. "а" и "б" ч. 3, ч. 4 ст. 229 УК РФ), достаточно достижения субъектом 14-летнего возраста, так как данные составы указаны в ч. 2 ст. 20 УК РФ. Но поскольку такие преступления совершаются специальным субъектом, облеченным служебными полномочиями или обладающим служебным положением, вытекающим из его статуса служащего, то вряд ли на практике возможны ситуации подобного снижения возраста до 14 лет.
(Хотькина О.К.)
("Современное право", 2021, N 11)Уголовно-правовые признаки субъекта преступления указаны в статьях 19 - 21 УК РФ. Субъект, обладающий этими признаками, обычно называют общим субъектом преступления. Однако следует обратить внимание на то, что субъектами коррупционных преступлений являются только физические лица, в отличие от субъектов коррупционных правонарушений, коими могут являться и юридические лица (ст. 19.28 КоАП РФ). Границей возраста для квалификации коррупционных преступлений является достижение 16-летия, однако в случае совершения таких преступлений, как хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (п. "в" ч. 3, п. "а" ч. 4 ст. 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (п. "в" ч. 2, п. "а" и "б" ч. 3, ч. 4 ст. 229 УК РФ), достаточно достижения субъектом 14-летнего возраста, так как данные составы указаны в ч. 2 ст. 20 УК РФ. Но поскольку такие преступления совершаются специальным субъектом, облеченным служебными полномочиями или обладающим служебным положением, вытекающим из его статуса служащего, то вряд ли на практике возможны ситуации подобного снижения возраста до 14 лет.
Статья: Передовые практики противодействия коррупции в Республике Беларусь
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Для обеспечения единства правоприменительной практики введены определения терминов "организационно-распорядительные обязанности" и "административно-хозяйственные обязанности". К первому виду обязанностей отнесены полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий. Ко второму виду обязанностей отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом, реализацией имущества и организации его учета и контроля за ним. Такое разграничение позволяет точнее квалифицировать субъекта коррупционного правонарушения при привлечении лица к ответственности.
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Для обеспечения единства правоприменительной практики введены определения терминов "организационно-распорядительные обязанности" и "административно-хозяйственные обязанности". К первому виду обязанностей отнесены полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий. Ко второму виду обязанностей отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом, реализацией имущества и организации его учета и контроля за ним. Такое разграничение позволяет точнее квалифицировать субъекта коррупционного правонарушения при привлечении лица к ответственности.
Статья: Применение законодательства об обращении в доход государства имущества, полученного в результате нарушения законодательства о противодействии коррупции
(Скловский К.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)Однако Конвенция говорит только о должностных лицах как субъектах коррупционных правонарушений и лишь упоминает третьих лиц, которые могут быть затронуты мерами, направленными против нарушителей.
(Скловский К.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)Однако Конвенция говорит только о должностных лицах как субъектах коррупционных правонарушений и лишь упоминает третьих лиц, которые могут быть затронуты мерами, направленными против нарушителей.