Субъект административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъект административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда торгового места
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно условиям заключенного с обществом договора на размещение НТО правовое значение для одностороннего расторжения имеет факт нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции при осуществлении деятельности в нестационарном торговом объекте, вне зависимости от того, какое лицо является субъектом административного правонарушения - само общество или его арендатор.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно условиям заключенного с обществом договора на размещение НТО правовое значение для одностороннего расторжения имеет факт нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции при осуществлении деятельности в нестационарном торговом объекте, вне зависимости от того, какое лицо является субъектом административного правонарушения - само общество или его арендатор.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
(ред. от 04.11.2025)1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение антимонопольного законодательства лицами, осуществляющими функции по организации и проведению обязательных торгов, в том числе членами конкурсной комиссии, аукционной комиссии при проведении торгов? Являются ли члены комиссий субъектами административного правонарушения?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение антимонопольного законодательства лицами, осуществляющими функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, в том числе членами конкурсной комиссии, аукционной комиссии (далее - члены комиссий) при проведении торгов? Являются ли члены комиссий субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение антимонопольного законодательства лицами, осуществляющими функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, в том числе членами конкурсной комиссии, аукционной комиссии (далее - члены комиссий) при проведении торгов? Являются ли члены комиссий субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ?
Статья: Фактические основания и условия административной ответственности юридических лиц
(Мрыхина Д.В.)
("Современное право", 2025, N 8)В статье рассматриваются фактические основания и условия административной ответственности юридических лиц по законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях. Произведен анализ административно-деликтных норм, устанавливающих административную ответственность юридических лиц, и определена юридическая природа противоправных деяний физических лиц, за совершение которых юридические лица привлекаются к административной ответственности. Сформулировано суждение о том, что юридическое лицо не является субъектом административного правонарушения, а является только субъектом ответственности. Выявлена организационная и мотивационная связь совершенного физическим лицом противоправного деяния с юридическим лицом.
(Мрыхина Д.В.)
("Современное право", 2025, N 8)В статье рассматриваются фактические основания и условия административной ответственности юридических лиц по законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях. Произведен анализ административно-деликтных норм, устанавливающих административную ответственность юридических лиц, и определена юридическая природа противоправных деяний физических лиц, за совершение которых юридические лица привлекаются к административной ответственности. Сформулировано суждение о том, что юридическое лицо не является субъектом административного правонарушения, а является только субъектом ответственности. Выявлена организационная и мотивационная связь совершенного физическим лицом противоправного деяния с юридическим лицом.
Статья: Административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений: потенциальные новеллы КоАП РФ и их характеристика
(Попугаев Ю.И., Струков В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Что касается невыполнения защитного предписания или непрохождения коррекционной программы, то в данном случае к субъектам административного правонарушения относятся лица, в отношении которых вынесено защитное предписание, установлено обязательное прохождение специальной коррекционной программы, т.е. особенностью субъекта данного административно-наказуемого деяния является совершенное в прошлом противозаконное деяние в сфере семейного быта. Наличие такого признака субъекта, как предыдущее привлечение в течение года к административной ответственности, выступает как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.
(Попугаев Ю.И., Струков В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Что касается невыполнения защитного предписания или непрохождения коррекционной программы, то в данном случае к субъектам административного правонарушения относятся лица, в отношении которых вынесено защитное предписание, установлено обязательное прохождение специальной коррекционной программы, т.е. особенностью субъекта данного административно-наказуемого деяния является совершенное в прошлом противозаконное деяние в сфере семейного быта. Наличие такого признака субъекта, как предыдущее привлечение в течение года к административной ответственности, выступает как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.
Статья: Особенности квалификации административных правонарушений, связанных с управлением многоквартирными домами
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Можно сделать вывод, что круг субъектов административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 и ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, совпадает. В него входят множество субъектов, среди которых организации и индивидуальные предприниматели, действующие на основании лицензии, и их должностные лица. Лица же, которые в соответствии с жилищным законодательством (ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ) могут организовать реализацию процесса управления многоквартирными домами без лицензии, субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, не являются, поскольку им не свойственен тот вид деятельности (предпринимательской), о котором идет речь в диспозиции указанной нормы.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Можно сделать вывод, что круг субъектов административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 и ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, совпадает. В него входят множество субъектов, среди которых организации и индивидуальные предприниматели, действующие на основании лицензии, и их должностные лица. Лица же, которые в соответствии с жилищным законодательством (ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ) могут организовать реализацию процесса управления многоквартирными домами без лицензии, субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, не являются, поскольку им не свойственен тот вид деятельности (предпринимательской), о котором идет речь в диспозиции указанной нормы.
Ситуация: Как уплатить административный штраф, в том числе штраф ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером правонарушения и его последствиями, а также личностью и имущественным положением правонарушителя - физического лица, возможно назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного за правонарушение нормами КоАП РФ и составляющего для граждан не менее 10 000 руб. (либо предусмотренного нормами закона субъекта РФ об административных правонарушениях и составляющего для граждан не менее 4 000 руб.). При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером правонарушения и его последствиями, а также личностью и имущественным положением правонарушителя - физического лица, возможно назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного за правонарушение нормами КоАП РФ и составляющего для граждан не менее 10 000 руб. (либо предусмотренного нормами закона субъекта РФ об административных правонарушениях и составляющего для граждан не менее 4 000 руб.). При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Ситуация: Какой административный штраф установлен за безбилетный проезд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административный штраф за безбилетный проезд устанавливается законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Например, в Москве за безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования, метро установлен административный штраф в размере 2 000 руб.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административный штраф за безбилетный проезд устанавливается законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Например, в Москве за безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования, метро установлен административный штраф в размере 2 000 руб.
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)субъектом малого и среднего предпринимательства - юрлицом, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
(КонсультантПлюс, 2025)субъектом малого и среднего предпринимательства - юрлицом, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Несмотря на это, инспекторы, имеющие специальные звания, в отличие от инспекторов - гражданских служащих входят в группу особых субъектов административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ инспекторы, имеющие специальные звания, равно как военнослужащие, сотрудники Следственного комитета РФ, граждане, призванные на военные сборы, по общему для них правилу за совершение административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность. В порядке исключения они подвержены административной ответственности на общих основаниях за совершение отдельных правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ. Стоит заметить, что в этом перечне отсутствуют статьи, устанавливающие административную ответственность за деяния, нарушающие требования законодательства о государственном контроле (надзоре) или требования, связанные с контрольно-надзорной деятельностью (о внесении сведений в государственные информационные системы, о рассмотрении обращений граждан и организаций, о защите персональных данных и др.).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Несмотря на это, инспекторы, имеющие специальные звания, в отличие от инспекторов - гражданских служащих входят в группу особых субъектов административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ инспекторы, имеющие специальные звания, равно как военнослужащие, сотрудники Следственного комитета РФ, граждане, призванные на военные сборы, по общему для них правилу за совершение административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность. В порядке исключения они подвержены административной ответственности на общих основаниях за совершение отдельных правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ. Стоит заметить, что в этом перечне отсутствуют статьи, устанавливающие административную ответственность за деяния, нарушающие требования законодательства о государственном контроле (надзоре) или требования, связанные с контрольно-надзорной деятельностью (о внесении сведений в государственные информационные системы, о рассмотрении обращений граждан и организаций, о защите персональных данных и др.).
Статья: Незаконная предпринимательская деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектами административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектами административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Статья: Административная ответственность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения (см., например, Комовкина Л.С., Власова В.С. К вопросу административной ответственности за нарушения валютного законодательства // Российский следователь. 2014. N 4. С. 43 - 47). Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения (см., например, Комовкина Л.С., Власова В.С. К вопросу административной ответственности за нарушения валютного законодательства // Российский следователь. 2014. N 4. С. 43 - 47). Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).