Структура следственного комитета
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура следственного комитета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие органов предварительного расследования и суда. Статья 2. Уголовно-судебное право о следствии предварительном и судебном: критерии доверия общества (в том числе профессионального сообщества) к результатам предварительного расследования и судебной деятельности; посредники в коммуникационной системе "следователь - суд"; особенности коммуникационной практики между следователем и судом по конкретным делам
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 4)Мы же писали, что в наши дни в соответствии со ст. 151 УПК РФ органы предварительного расследования делятся на две "следственные армии" (многочисленную, около 50 000 человек - в системе МВД России (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) и гораздо менее многочисленную (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) - в системе ФСБ России), а также фактически "следственную гвардию" - около 25 000 человек в структуре Следственного комитета РФ (п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) <20>.
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 4)Мы же писали, что в наши дни в соответствии со ст. 151 УПК РФ органы предварительного расследования делятся на две "следственные армии" (многочисленную, около 50 000 человек - в системе МВД России (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) и гораздо менее многочисленную (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) - в системе ФСБ России), а также фактически "следственную гвардию" - около 25 000 человек в структуре Следственного комитета РФ (п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) <20>.
Статья: Предварительное расследование: реформы продолжаются
(Чабукиани О.А.)
("Российский следователь", 2022, N 8)Реформа предварительного расследования современного этапа продолжается. Существенный вектор развития был задан в 1992 году после одобрения Верховным Советом РСФСР Концепции судебной реформы. Дискуссии не утихают до настоящего времени. 5 июня 2007 г. существенно был реформирован следственный аппарат, Федеральным законом РФ N 87-ФЗ следователи прокуратуры были выведены из-под процессуального контроля со стороны прокуроров, путем создания Следственного комитета при прокуратуре. Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ следственный комитет был выведен в отдельную структуру - Следственный комитет РФ. Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ, а от 5 апреля 2016 г. N 156 - Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. Это сказалось и на упразднении соответствующих следственных подразделений. Дальнейшее реформирование органов уголовного преследования неизбежно, так как в юридической литературе неоднократно обсуждаются вопросы возвращения полицейского дознания, восстановления протокольной формы досудебной подготовки материалов, единого следственного органа, в том числе возможность восстановления должности следственного судьи.
(Чабукиани О.А.)
("Российский следователь", 2022, N 8)Реформа предварительного расследования современного этапа продолжается. Существенный вектор развития был задан в 1992 году после одобрения Верховным Советом РСФСР Концепции судебной реформы. Дискуссии не утихают до настоящего времени. 5 июня 2007 г. существенно был реформирован следственный аппарат, Федеральным законом РФ N 87-ФЗ следователи прокуратуры были выведены из-под процессуального контроля со стороны прокуроров, путем создания Следственного комитета при прокуратуре. Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ следственный комитет был выведен в отдельную структуру - Следственный комитет РФ. Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ, а от 5 апреля 2016 г. N 156 - Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. Это сказалось и на упразднении соответствующих следственных подразделений. Дальнейшее реформирование органов уголовного преследования неизбежно, так как в юридической литературе неоднократно обсуждаются вопросы возвращения полицейского дознания, восстановления протокольной формы досудебной подготовки материалов, единого следственного органа, в том числе возможность восстановления должности следственного судьи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"2. Создание, реорганизация и упразднение военных следственных органов Следственного комитета, определение их структуры и штатов осуществляются Председателем Следственного комитета в пределах своей компетенции.
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"2. Создание, реорганизация и упразднение военных следственных органов Следственного комитета, определение их структуры и штатов осуществляются Председателем Следственного комитета в пределах своей компетенции.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)В протоколе осмотра места происшествия должны быть отражены общие и специальные сведения о месте происшествия <1>. В некоторых следственных отделах на транспорте Следственного комитета Российской Федерации следователи разработали самостоятельную структуру протокола осмотра места происшествия. Например, по делам о происшествиях на железнодорожном транспорте в протоколе фиксируются: расположение места происшествия; наименование пути сообщения; количество железнодорожных путей, их назначение, профиль, состояние; при сходе подвижного железнодорожного состава указываются расположение локомотива и вагонов, а также их повреждения; средства регулирования движения; освещение, а также условия, ухудшающие видимость; несанкционированные переходы; наличие видеокамер наружного наблюдения на месте происшествия; данные о трупе; привязка отдельных участков места происшествия к зданиям, улицам, населенным пунктам и иным стационарным точкам; привязка по GPS и ГЛОНАСС; метеоданные в момент происшествия и в промежуток времени между ним и осмотром.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)В протоколе осмотра места происшествия должны быть отражены общие и специальные сведения о месте происшествия <1>. В некоторых следственных отделах на транспорте Следственного комитета Российской Федерации следователи разработали самостоятельную структуру протокола осмотра места происшествия. Например, по делам о происшествиях на железнодорожном транспорте в протоколе фиксируются: расположение места происшествия; наименование пути сообщения; количество железнодорожных путей, их назначение, профиль, состояние; при сходе подвижного железнодорожного состава указываются расположение локомотива и вагонов, а также их повреждения; средства регулирования движения; освещение, а также условия, ухудшающие видимость; несанкционированные переходы; наличие видеокамер наружного наблюдения на месте происшествия; данные о трупе; привязка отдельных участков места происшествия к зданиям, улицам, населенным пунктам и иным стационарным точкам; привязка по GPS и ГЛОНАСС; метеоданные в момент происшествия и в промежуток времени между ним и осмотром.
Статья: "Особо важные дела": уголовно-процессуальный смысл
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 3)Типовая структура следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (далее - регионального следственного органа) <1> предусматривает наличие отдела (отделения) по расследованию особо важных дел. Название этого структурного подразделения указывает на ту категорию уголовных дел, расследование которой формирует основную его компетенцию, - особо важные дела. Данный термин коррелирует и с названием ряда должностей, образующих верхний уровень следственной профессиональной иерархии. Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" предусмотрены должности (старшего) следователя по особо важным делам (при Председателе Следственного комитета Российской Федерации). Соответственно, для того чтобы определить эту системообразующую категорию, необходимо ответить на вопрос, какие уголовные дела являются особо важными. Однако ни в одном нормативном правовом акте легального определения такого понятия нет.
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 3)Типовая структура следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (далее - регионального следственного органа) <1> предусматривает наличие отдела (отделения) по расследованию особо важных дел. Название этого структурного подразделения указывает на ту категорию уголовных дел, расследование которой формирует основную его компетенцию, - особо важные дела. Данный термин коррелирует и с названием ряда должностей, образующих верхний уровень следственной профессиональной иерархии. Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" предусмотрены должности (старшего) следователя по особо важным делам (при Председателе Следственного комитета Российской Федерации). Соответственно, для того чтобы определить эту системообразующую категорию, необходимо ответить на вопрос, какие уголовные дела являются особо важными. Однако ни в одном нормативном правовом акте легального определения такого понятия нет.
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)9. Дмитриева Л.А. Идентичность и качество жизни в структуре психологической безопасности сотрудника Следственного комитета Российской Федерации // Российский следователь. 2014. N 14. С. 23 - 26.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)9. Дмитриева Л.А. Идентичность и качество жизни в структуре психологической безопасности сотрудника Следственного комитета Российской Федерации // Российский следователь. 2014. N 14. С. 23 - 26.