Строительство объектов на землях сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство объектов на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 77 "Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ"Ссылка апеллянта на то, что на земельном участке располагаются объекты незавершенного строительства, отклонена судебной коллегией, поскольку строительство указанных объектов произведено с согласия Администрации, объекты предназначены для сельскохозяйственного производства, а положения пункта 2 статьи 77 ЗК РФ не исключают нахождения в составе земель сельскохозяйственного назначения земель, занятых объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции."
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Оплата дополнительного выпуска акций
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, внесение в качестве вклада... в оплату акций дополнительной эмиссии акционерного общества... находящихся в государственной собственности земельных участков... по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей сельскохозяйственного производства, строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, внесение в качестве вклада... в оплату акций дополнительной эмиссии акционерного общества... находящихся в государственной собственности земельных участков... по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей сельскохозяйственного производства, строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые технологии и искусственный интеллект как средства профилактики проявлений коррупции в контрольной (надзорной) деятельности: отечественный и зарубежный опыт
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Также большую роль в сокращении коррупционных рисков могут сыграть механизмы Интернета вещей (технологии передачи данных между объектами, в которые встроены средства и технологии взаимодействия друг с другом и внешними объектами), машинного обучения, используемые в рамках дистанционного контроля (мониторинга) без взаимодействия с контролируемыми лицами. В качестве подсистемы ГИС ТОР КНД была создана Платформа сбора данных (далее - ПСД), направленная на проведение дистанционного мониторинга объектов контроля в режиме реального времени. ПСД применяется в рамках реализации функций федерального и регионального государственного контроля (надзора) для выявления незаконных вырубок леса, зарастания сельскохозяйственных земель, нарушений строительства объектов, эксплуатации многоквартирных домов, выявления превышений предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах, состояния архивного фонда.
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Также большую роль в сокращении коррупционных рисков могут сыграть механизмы Интернета вещей (технологии передачи данных между объектами, в которые встроены средства и технологии взаимодействия друг с другом и внешними объектами), машинного обучения, используемые в рамках дистанционного контроля (мониторинга) без взаимодействия с контролируемыми лицами. В качестве подсистемы ГИС ТОР КНД была создана Платформа сбора данных (далее - ПСД), направленная на проведение дистанционного мониторинга объектов контроля в режиме реального времени. ПСД применяется в рамках реализации функций федерального и регионального государственного контроля (надзора) для выявления незаконных вырубок леса, зарастания сельскохозяйственных земель, нарушений строительства объектов, эксплуатации многоквартирных домов, выявления превышений предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах, состояния архивного фонда.
Статья: Правовое обеспечение строительства жилого дома на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 1)После издания Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" был в некоторой степени определен порядок передачи земельных долей, а также актуализировано ранее действовавшее законодательство <3>, однако введение земель сельскохозяйственного назначения в полноценный оборот в тот момент не было произведено. Только с появлением Земельного кодекса РФ, а также принятого на его основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" было введено понятие "земельная доля", кроме того, появилась возможность для осуществления сделок с земельными долями и проведения выдела земельных участков в счет земельных долей, определены особенности и ограничения при использовании и образовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения <4>. Однако и после вступления в силу указанных документов остался нерешенным один из важнейших для сельхозтоваропроизводителей вопрос: возможность строительства жилого дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения. Данная проблема была обусловлена тем, что перечень видов разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения был минимален и подразумевал приоритетное использование сельскохозяйственных земель для производства сельскохозяйственной продукции в связи с их высокой ценностью и с учетом применения приоритетного принципа неукоснительной сохранности сельскохозяйственных земель возможность строительства каких-либо объектов недвижимости, за исключением тех, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции (а для некоторых видов разрешенного использования и всех объектов капитального строительства), не предусматривалась.
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 1)После издания Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" был в некоторой степени определен порядок передачи земельных долей, а также актуализировано ранее действовавшее законодательство <3>, однако введение земель сельскохозяйственного назначения в полноценный оборот в тот момент не было произведено. Только с появлением Земельного кодекса РФ, а также принятого на его основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" было введено понятие "земельная доля", кроме того, появилась возможность для осуществления сделок с земельными долями и проведения выдела земельных участков в счет земельных долей, определены особенности и ограничения при использовании и образовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения <4>. Однако и после вступления в силу указанных документов остался нерешенным один из важнейших для сельхозтоваропроизводителей вопрос: возможность строительства жилого дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения. Данная проблема была обусловлена тем, что перечень видов разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения был минимален и подразумевал приоритетное использование сельскохозяйственных земель для производства сельскохозяйственной продукции в связи с их высокой ценностью и с учетом применения приоритетного принципа неукоснительной сохранности сельскохозяйственных земель возможность строительства каких-либо объектов недвижимости, за исключением тех, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции (а для некоторых видов разрешенного использования и всех объектов капитального строительства), не предусматривалась.
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Объем рубок лесных насаждений на лесном участке
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Объем рубок лесных насаждений на лесном участке
Статья: Изъятие как механизм вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в экономический и хозяйственный обороты
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения являются ключевыми позициями государственной сельскохозяйственной политики и успешного социально-экономического регионального развития страны. Российское земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как особо ценные и устанавливает приоритет их сохранения (см. [1]). Однако анализ земельного фонда показал, что за период с 2010 по 2020 год отмечается сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения на 4,6 процента, по сравнению с 1995 годом - на 42 процента. Для сравнения, по данным международных отчетов Продовольственной сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO), с 1990 по 2020 год площадь сельскохозяйственных земель в мире сократилась на 2,1 процента. В российской практике основными причинами сокращения земель сельскохозяйственного назначения являются их перевод в иные категории земель, установление их непригодности для осуществления сельскохозяйственного производства, изменение черты населенных пунктов и размещение на таких землях объектов социального, коммунально-бытового назначения. В результате около 30 процентов особо ценных пахотных земель выбыли под строительство капитальных объектов. Немаловажной проблемой является выбытие земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота по причине неиспользования в соответствии с их целевым назначением согласно установленным законодательным требованиям. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в 2016 году по целевому назначению не использовались сельскохозяйственные земли:
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения являются ключевыми позициями государственной сельскохозяйственной политики и успешного социально-экономического регионального развития страны. Российское земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как особо ценные и устанавливает приоритет их сохранения (см. [1]). Однако анализ земельного фонда показал, что за период с 2010 по 2020 год отмечается сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения на 4,6 процента, по сравнению с 1995 годом - на 42 процента. Для сравнения, по данным международных отчетов Продовольственной сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO), с 1990 по 2020 год площадь сельскохозяйственных земель в мире сократилась на 2,1 процента. В российской практике основными причинами сокращения земель сельскохозяйственного назначения являются их перевод в иные категории земель, установление их непригодности для осуществления сельскохозяйственного производства, изменение черты населенных пунктов и размещение на таких землях объектов социального, коммунально-бытового назначения. В результате около 30 процентов особо ценных пахотных земель выбыли под строительство капитальных объектов. Немаловажной проблемой является выбытие земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота по причине неиспользования в соответствии с их целевым назначением согласно установленным законодательным требованиям. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в 2016 году по целевому назначению не использовались сельскохозяйственные земли:
Ситуация: Как оформить договор дарения жилого дома (в том числе с земельным участком)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При регистрации прав на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, на созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества, а также на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения размер госпошлины составляет 700 руб. (пп. 24, 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При регистрации прав на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, на созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества, а также на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения размер госпошлины составляет 700 руб. (пп. 24, 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом проект рекультивации земель подготавливается либо в виде отдельного документа, либо в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом проект рекультивации земель подготавливается либо в виде отдельного документа, либо в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.