Строительство лесных дорог
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство лесных дорог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 63.1 "Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц" ЛК РФ"Таким образом, в соответствии с указанными законоположениями ответчик как лицо, использующее лес для строительства и/или реконструкции автомобильных дорог, обязан осуществлять не только мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению, но и последующему в течение трех лет после посадки агротехническому уходу за лесными насаждениями (рыхление почвы, уничтожение или предупреждение появления нежелательной растительности и другие мероприятия, направленные на повышение приживаемости саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и улучшение условий их роста и пр.) и мероприятия по агротехническому уходу может осуществляться ответчиком как лично, так и с привлечением на возмездной и договорной основе соответствующих организаций."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" ЛК РФ"Таким образом, в соответствии с указанными законоположениями ответчик как лицо, использующее лес для строительства и/или реконструкции автомобильных дорог, обязан осуществлять не только мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению, но и последующему в течение трех лет после посадки агротехническому уходу за лесными насаждениями (рыхление почвы, уничтожение или предупреждение появления нежелательной растительности и другие мероприятия, направленные на повышение приживаемости саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и улучшение условий их роста и пр.) и мероприятия по агротехническому уходу может осуществляться ответчиком как лично, так и с привлечением на возмездной и договорной основе соответствующих организаций."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)К собственным нуждам относятся личные, бытовые и иные не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности нужды. Исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ, собственные нужды не могут быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности ни напрямую (например, реализация песка или щебня третьим лицам с целью извлечения прибыли), ни косвенно (к примеру, добыча песка для поддержания имеющихся дорог, для строительства лесных дорог с последующим использованием возведенной лесной инфраструктуры для заготовки и транспортировки древесины).
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)К собственным нуждам относятся личные, бытовые и иные не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности нужды. Исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ, собственные нужды не могут быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности ни напрямую (например, реализация песка или щебня третьим лицам с целью извлечения прибыли), ни косвенно (к примеру, добыча песка для поддержания имеющихся дорог, для строительства лесных дорог с последующим использованием возведенной лесной инфраструктуры для заготовки и транспортировки древесины).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Основным аргументом для передачи дела на дальнейшее рассмотрение стало то, что строительство лесных дорог, для которого и были использованы имеющиеся на лесном участке общераспространенные полезные ископаемые, является подготовительной частью технологического процесса заготовки древесины и входит в обязанности арендатора лесного участка.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Основным аргументом для передачи дела на дальнейшее рассмотрение стало то, что строительство лесных дорог, для которого и были использованы имеющиеся на лесном участке общераспространенные полезные ископаемые, является подготовительной частью технологического процесса заготовки древесины и входит в обязанности арендатора лесного участка.
Нормативные акты
Статья: Правовые коллизии фрагментарного природопользования: судебная практика
(Шуплецова Ю.И., Овсянников Н.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Верховный Суд РФ удовлетворил кассационную жалобу Минприроды и отказал в удовлетворении требований истца об использовании общераспространенных полезных ископаемых согласно статье 19 Закона о недрах для собственных нужд - строительства лесных дорог. Аргументы, высказанные в обоснование позиции, положенной в основу решения Верховного Суда РФ, можно сформулировать следующим образом:
(Шуплецова Ю.И., Овсянников Н.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Верховный Суд РФ удовлетворил кассационную жалобу Минприроды и отказал в удовлетворении требований истца об использовании общераспространенных полезных ископаемых согласно статье 19 Закона о недрах для собственных нужд - строительства лесных дорог. Аргументы, высказанные в обоснование позиции, положенной в основу решения Верховного Суда РФ, можно сформулировать следующим образом:
Статья: Актуальные проблемы аренды лесных участков
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) устанавливает комплексный подход, что требует от арендатора широкого применения инвестиций не только в освоении арендованных лесных участков, но и создание транспортной, производственно-энергетической и социальной инфраструктуры, осуществления затратных лесовосстановительных мероприятий. Учитывая, что в настоящее время подавляющее большинство лесных ресурсов находится в труднодоступных местах, весьма серьезную статью расходов лесозаготовителей составляет строительство лесных дорог, которое в России в отличие от зарубежных стран (например, Финляндии) осуществляется за счет частных арендаторов лесных участков. Из этого следует, что для эффективного освоения подобных проблемных лесных участков и тем более лесовосстановительных мероприятий арендатор должен располагать очень существенными денежными средствами, спецтехникой, штатом соответствующих специалистов. В связи с этим при проведении подобных аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков очень важной является реальность исполнения арендатором всего комплекса экономических и экологических мероприятий на долговременной основе. В условиях финансовой нестабильности экономические трудности сейчас испытывает в основном малый бизнес, для финансовой несостоятельности которого критическими могут оказаться самые незначительные изменения рыночной конъюнктуры. Учитывая, что минимальный срок договора аренды лесного участка для лесозаготовки составляет десять лет в соответствии с п. 3 ст. 72 ЛК РФ, логично предположить, что именно крупный бизнес может быть более надежным исполнителем договоров аренды лесных участков на долговременной основе, который в состоянии инвестировать существенные средства в строительство лесных дорог и осуществить необходимый достаточно затратный комплекс мероприятий по восстановлению леса. Это следует учитывать при проведении антимонопольной политики государства, которая не должна сводиться к учету поверхностных формальных и вульгарно экономических факторов. В частности, при оценке конкуренции и доминирования на рынке лесозаготовки антимонопольные органы должны адекватно оценивать факторы, влияющие на формирование лотов аукционов, на заключение договоров аренды лесных участков, в том числе экономические и экологические интересы государства на объединение нескольких лесных участков в один лот с точки зрения инвестиционной привлекательности и необходимости освоения лесных ресурсов на основе комплексного подхода.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) устанавливает комплексный подход, что требует от арендатора широкого применения инвестиций не только в освоении арендованных лесных участков, но и создание транспортной, производственно-энергетической и социальной инфраструктуры, осуществления затратных лесовосстановительных мероприятий. Учитывая, что в настоящее время подавляющее большинство лесных ресурсов находится в труднодоступных местах, весьма серьезную статью расходов лесозаготовителей составляет строительство лесных дорог, которое в России в отличие от зарубежных стран (например, Финляндии) осуществляется за счет частных арендаторов лесных участков. Из этого следует, что для эффективного освоения подобных проблемных лесных участков и тем более лесовосстановительных мероприятий арендатор должен располагать очень существенными денежными средствами, спецтехникой, штатом соответствующих специалистов. В связи с этим при проведении подобных аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков очень важной является реальность исполнения арендатором всего комплекса экономических и экологических мероприятий на долговременной основе. В условиях финансовой нестабильности экономические трудности сейчас испытывает в основном малый бизнес, для финансовой несостоятельности которого критическими могут оказаться самые незначительные изменения рыночной конъюнктуры. Учитывая, что минимальный срок договора аренды лесного участка для лесозаготовки составляет десять лет в соответствии с п. 3 ст. 72 ЛК РФ, логично предположить, что именно крупный бизнес может быть более надежным исполнителем договоров аренды лесных участков на долговременной основе, который в состоянии инвестировать существенные средства в строительство лесных дорог и осуществить необходимый достаточно затратный комплекс мероприятий по восстановлению леса. Это следует учитывать при проведении антимонопольной политики государства, которая не должна сводиться к учету поверхностных формальных и вульгарно экономических факторов. В частности, при оценке конкуренции и доминирования на рынке лесозаготовки антимонопольные органы должны адекватно оценивать факторы, влияющие на формирование лотов аукционов, на заключение договоров аренды лесных участков, в том числе экономические и экологические интересы государства на объединение нескольких лесных участков в один лот с точки зрения инвестиционной привлекательности и необходимости освоения лесных ресурсов на основе комплексного подхода.