Строительство без генподрядчика

Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство без генподрядчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 346.16 "Порядок определения расходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
По мнению ИФНС, налогоплательщик (заказчик-застройщик, генподрядчик) неправомерно учел расходы по договорам долевого участия в строительстве при отсутствии раздельного учета средств целевого финансирования.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Доначисляя налог на прибыль, налоговый орган указал на неправомерный учет расходов на приобретение работ у ряда контрагентов в связи с созданием налогоплательщиком формального документооборота. Суд установил, что в договорах субподряда на выполнение строительно-монтажных и отделочных работ, заключенных налогоплательщиком с контрагентами, отсутствует указание точного предмета договоров, что не дает возможности достоверно определить факт и качество выполнения работ, в договорах также не предусмотрены штрафные санкции для субподрядчиков (ни пени за нарушение сроков, ни штрафы за невыполнение работ), отсутствуют акты приема-передачи строительных материалов, передаваемых контрагентам для выполнения работ, имеются расхождения между договорами субподряда и договором генерального подряда. Суд признал правомерным доначисление налога на прибыль, поскольку установленные обстоятельства свидетельствуют о фиктивном характере финансово-хозяйственных операций общества с контрагентами, а также о том, что основной целью совершения налогоплательщиком операций с фиктивными контрагентами являются неуплата НДС и уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании документов от имени данных организаций при отсутствии реальных хозяйственных операций.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)
В силу п. 1 ст. 751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. В рамках отечественного правопорядка на уровне судебной практики обязанность по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ распространяется среди прочего и на заказчика. Объясняется это тем, что на заказчике лежит обязанность осуществления контроля за деятельностью подрядчика <1>. В связи с этим на заказчике лежит огромное бремя по соблюдению всех публично-правовых требований <2>. Отметим, что уже сам массив и строгость публичных требований к заказчику позволяют говорить о том, что идея генерального подряда, при которой заказчик отстраняется и нанимает генподрядчика или иное лицо, которое будет ответственно за строительство, не очень реализуется в условиях отечественного правопорядка. Это не касается частноправового регулирования до той поры, пока на заказчика не возлагают ответственность за подрядчиков. В России это устанавливается п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде": "Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ). О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания". При этом Постановление Пленума под подрядчиком, разумеется, понимает среди прочего и субподрядчика, с которым у заказчика, как правило, нет прямых договорных отношений. Как ни странно, обоснование привлечения заказчика к солидарной ответственности с генподрядчиком (субподрядчиком) за причинение последним вреда окружающей среде, как видится, ВС РФ находит именно в их взаимосвязанности. Иными словами, в силу совместной деятельности заказчика, генподрядчика, субподрядчика возникают дополнительные гарантии для третьих лиц. Как представляется, это, несомненно, является определенным отходом от принципа относительности и в принципе противоречит в какой-то мере природе генподрядных отношений. Не вполне понятны политико-правовые причины такого решения в случае, когда заказчик в принципе никакого отношения к строительству не имеет, однако нанимает генподрядчика, чтобы последний как раз и занялся строительством, чтобы переложить на него все бремя реализации проекта. Некоторые специалисты связывают данное обременение заказчика с его вещно-правовой позицией по отношению к земельному участку, на котором располагается строительная площадка, однако, видится, данный факт не является самодостаточной причиной для подобных политико-правовых решений.

Нормативные акты