Строения на землях сельхозназначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Строения на землях сельхозназначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 77 "Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ"Ссылка апеллянта на то, что на земельном участке располагаются объекты незавершенного строительства, отклонена судебной коллегией, поскольку строительство указанных объектов произведено с согласия Администрации, объекты предназначены для сельскохозяйственного производства, а положения пункта 2 статьи 77 ЗК РФ не исключают нахождения в составе земель сельскохозяйственного назначения земель, занятых объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил земельный налог, сделав вывод о неправомерном применении предпринимателем при исчислении земельного налога ставки 0,3, а не 1,5 процента. Суд установил, что налогоплательщик являлся собственником земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - "для дачного строительства". Налоговый орган предоставил данные осмотра, согласно которым земельные участки не огорожены забором, строения и сооружения отсутствуют, признаков земельных, строительных и планировочных работ не выявлено, на участках произрастает древесная и травяная растительность. Налоговый орган пришел к выводу, что земельные участки с видом разрешенного использования "для дачного строительства" приобретались предпринимателем не для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, а для использования в коммерческих целях. Суд признал доначисление земельного налога по ставке 1,5 процента правомерным, указав, что лицо, претендующее на уплату земельного налога по пониженной ставке, обязано представить достоверные и объективные доказательства, однозначно подтверждающие, что земельные участки используются им исключительно в указанных законом целях, а именно для дачного хозяйства и строительства, но не в предпринимательской деятельности. Налогоплательщик таких доказательств не представил. При решении вопроса о применимой налоговой ставке суд принял во внимание реализацию предпринимателем в течение трех лет более 1000 земельных участков, что исключает их использование в личных целях, не связанных с ведением предпринимательской деятельности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил земельный налог, сделав вывод о неправомерном применении предпринимателем при исчислении земельного налога ставки 0,3, а не 1,5 процента. Суд установил, что налогоплательщик являлся собственником земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - "для дачного строительства". Налоговый орган предоставил данные осмотра, согласно которым земельные участки не огорожены забором, строения и сооружения отсутствуют, признаков земельных, строительных и планировочных работ не выявлено, на участках произрастает древесная и травяная растительность. Налоговый орган пришел к выводу, что земельные участки с видом разрешенного использования "для дачного строительства" приобретались предпринимателем не для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, а для использования в коммерческих целях. Суд признал доначисление земельного налога по ставке 1,5 процента правомерным, указав, что лицо, претендующее на уплату земельного налога по пониженной ставке, обязано представить достоверные и объективные доказательства, однозначно подтверждающие, что земельные участки используются им исключительно в указанных законом целях, а именно для дачного хозяйства и строительства, но не в предпринимательской деятельности. Налогоплательщик таких доказательств не представил. При решении вопроса о применимой налоговой ставке суд принял во внимание реализацию предпринимателем в течение трех лет более 1000 земельных участков, что исключает их использование в личных целях, не связанных с ведением предпринимательской деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы и ограничения права собственности иностранных граждан на земельные участки
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Существуют препятствия и при реализации прав при возведении иностранным гражданином строения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, который в силу закона подлежит изъятию. Исходя из законной цели использования участка, оправданным будет вопрос, как собственник постройки сможет использовать возведенное строение в случае отчуждения земельного участка. Здесь ключевой дилеммой является не столько разработка и принятие правовых норм, сколько изменение подхода к возведению объектов недвижимости на земельном участке, необходимость изменения явочного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество на разрешительный. Хотя и это не сможет полностью разрешить проблему принадлежности иностранным гражданам определенных категорий земельных участков (их долей) при условии возведения на них строений и иных объектов недвижимости на праве собственности, поскольку, как уже отмечалось, в рамках пресекательного срока какие-либо требования к собственнику такого участка со стороны уполномоченных органов не могут быть предъявлены (при условии законного приобретения). Получается, что обременение земельного участка недвижимостью будет способствовать закреплению оседлости на этой территории иностранца и не противоречить действующим нормам законодательства. Возможно, имеет смысл изменить подход к совершению регистрационных действий - вносить соответствующую запись в Единый государственный реестр недвижимости. Тогда правовая природа этой записи может быть предметом новых дискуссий - она может быть рассмотрена как ограничение, обременение либо просто информация, характеризующая статус правообладателя такого участка.
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Существуют препятствия и при реализации прав при возведении иностранным гражданином строения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, который в силу закона подлежит изъятию. Исходя из законной цели использования участка, оправданным будет вопрос, как собственник постройки сможет использовать возведенное строение в случае отчуждения земельного участка. Здесь ключевой дилеммой является не столько разработка и принятие правовых норм, сколько изменение подхода к возведению объектов недвижимости на земельном участке, необходимость изменения явочного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество на разрешительный. Хотя и это не сможет полностью разрешить проблему принадлежности иностранным гражданам определенных категорий земельных участков (их долей) при условии возведения на них строений и иных объектов недвижимости на праве собственности, поскольку, как уже отмечалось, в рамках пресекательного срока какие-либо требования к собственнику такого участка со стороны уполномоченных органов не могут быть предъявлены (при условии законного приобретения). Получается, что обременение земельного участка недвижимостью будет способствовать закреплению оседлости на этой территории иностранца и не противоречить действующим нормам законодательства. Возможно, имеет смысл изменить подход к совершению регистрационных действий - вносить соответствующую запись в Единый государственный реестр недвижимости. Тогда правовая природа этой записи может быть предметом новых дискуссий - она может быть рассмотрена как ограничение, обременение либо просто информация, характеризующая статус правообладателя такого участка.
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Вместе с тем, полагаем, важно не обобщать случаи для применения сделанного Министерством вывода. Он вполне мог быть продиктован какими-то подробностями конкретной ситуации, по которой был задан вопрос, потребовавший приведенного разъяснения (если, конечно, они были, но не приведены в Письме). Дело в том, что в Письме Минэнерго России акцент сделан на то, что солнечная батарея не относится к линейным объектам. При этом солнечные батареи выделены в самостоятельный вид объектов, размещение которых предполагает (и даже прямо влечет) использование земель и земельных участков без предоставления (см. ниже). Строения и сооружения могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения не только по признаку принадлежности к линейным объектам. Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Причем нужды сельского хозяйства рассматриваются в ЗК РФ вполне широко, поскольку в составе данной категории земель выделяются земли, занятые объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Следовательно, не только линейные объекты, указанные в ст. 78 ЗК РФ, но и другие объекты, имеющие пространственно-площадное расположение, также правомерно размещаются на землях сельскохозяйственного назначения, если такие объекты обеспечивают сельскохозяйственное производство.
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Вместе с тем, полагаем, важно не обобщать случаи для применения сделанного Министерством вывода. Он вполне мог быть продиктован какими-то подробностями конкретной ситуации, по которой был задан вопрос, потребовавший приведенного разъяснения (если, конечно, они были, но не приведены в Письме). Дело в том, что в Письме Минэнерго России акцент сделан на то, что солнечная батарея не относится к линейным объектам. При этом солнечные батареи выделены в самостоятельный вид объектов, размещение которых предполагает (и даже прямо влечет) использование земель и земельных участков без предоставления (см. ниже). Строения и сооружения могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения не только по признаку принадлежности к линейным объектам. Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Причем нужды сельского хозяйства рассматриваются в ЗК РФ вполне широко, поскольку в составе данной категории земель выделяются земли, занятые объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Следовательно, не только линейные объекты, указанные в ст. 78 ЗК РФ, но и другие объекты, имеющие пространственно-площадное расположение, также правомерно размещаются на землях сельскохозяйственного назначения, если такие объекты обеспечивают сельскохозяйственное производство.
Нормативные акты
Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)5) предметом ипотеки является земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, на который распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и на котором отсутствуют здание, строение, сооружение;
(ред. от 31.07.2025)
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)5) предметом ипотеки является земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, на который распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и на котором отсутствуют здание, строение, сооружение;
Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов
Статья: Некоторые аспекты взаимодействия органов государственной власти и специализированных муниципалитетов в сфере землепользования: особенности и пути решения проблемных вопросов
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Также муниципальные власти ЗАТО по объективным причинам лишены возможности совершения сделок с участками муниципальной земли сельскохозяйственного назначения, на которых находятся различные строения, а также переданными жителям ЗАТО для ведения садоводства, животноводства и огородничества. Эти ограничения в сфере землепользования, обусловленные спецификой правового статуса ЗАТО, с одной стороны, уменьшают полномочия муниципалитетов по вопросам оборота земель ЗАТО, а с другой стороны, сужают налоговую базу, поскольку земли под градообразующими объектами указанных населенных пунктов закрытого типа изъяты законодателем из оборота. (Например, в 2006 г. налог на доходы физических лиц составил 80% налоговых доходов бюджетов ЗАТО, а земельный налог - лишь 3,5% <2>. И это с учетом того, что размер ставки земельно-арендных платежей утверждается и контролируется муниципальными властями.)
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Также муниципальные власти ЗАТО по объективным причинам лишены возможности совершения сделок с участками муниципальной земли сельскохозяйственного назначения, на которых находятся различные строения, а также переданными жителям ЗАТО для ведения садоводства, животноводства и огородничества. Эти ограничения в сфере землепользования, обусловленные спецификой правового статуса ЗАТО, с одной стороны, уменьшают полномочия муниципалитетов по вопросам оборота земель ЗАТО, а с другой стороны, сужают налоговую базу, поскольку земли под градообразующими объектами указанных населенных пунктов закрытого типа изъяты законодателем из оборота. (Например, в 2006 г. налог на доходы физических лиц составил 80% налоговых доходов бюджетов ЗАТО, а земельный налог - лишь 3,5% <2>. И это с учетом того, что размер ставки земельно-арендных платежей утверждается и контролируется муниципальными властями.)
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Москве городская администрация пыталась в судебном порядке осуществить снос строений, используемых для организации рынка. Был нарушен вид разрешенного использования спорного земельного участка - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Суд признал, что размещение зданий, сооружений, иных строений для розничной реализации строительной продукции на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения не допускается, а также что является нарушением осуществление предпринимательской (коммерческой) деятельности на данном земельном участке - торговли и складирования строительных материалов. Несмотря на это, судом было отказано в удовлетворении требований о сносе объектов лишь по тому основанию, что они не являются недвижимым имуществом: была назначена строительно-техническая экспертиза, которая установила, что строения являются движимыми и некапитальными объектами <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Москве городская администрация пыталась в судебном порядке осуществить снос строений, используемых для организации рынка. Был нарушен вид разрешенного использования спорного земельного участка - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Суд признал, что размещение зданий, сооружений, иных строений для розничной реализации строительной продукции на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения не допускается, а также что является нарушением осуществление предпринимательской (коммерческой) деятельности на данном земельном участке - торговли и складирования строительных материалов. Несмотря на это, судом было отказано в удовлетворении требований о сносе объектов лишь по тому основанию, что они не являются недвижимым имуществом: была назначена строительно-техническая экспертиза, которая установила, что строения являются движимыми и некапитальными объектами <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно пп. 5 п. 5 ст. 55 ФЗ "Об ипотеке" удовлетворение требований залогодержателя во внесудебном порядке не допускается, если предметом ипотеки является земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, на который распространяется действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и на котором отсутствуют здание, строение, сооружение.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно пп. 5 п. 5 ст. 55 ФЗ "Об ипотеке" удовлетворение требований залогодержателя во внесудебном порядке не допускается, если предметом ипотеки является земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, на который распространяется действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и на котором отсутствуют здание, строение, сооружение.