Страна происхождения товара где указать по 44ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Страна происхождения товара где указать по 44ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 43 Закона N 44-ФЗЧасть выводов основана на ст. ст. 51, 66 Закона 44-ФЗ, но актуальна, поскольку регулирование не изменилось
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 N 16АП-2841/2023 по делу N А15-6041/2022
Требование: О признании недействительным решения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем исключения из реестра недобросовестных поставщиков сведений.
Решение: Требование удовлетворено.Вопреки доводам апеллянта, обстоятельства рассматриваемого дела не свидетельствуют об уклонении Общества от исполнения контракта. Оснований для вывода о недобросовестном поведении Общества при направлении им в адрес Фонда дополнительного соглашения не имеется. Напротив, Обществом в установленный срок подписан контракт, из содержания протокола разногласий и письма о заключении дополнительного соглашения следует, что Общество намеревалось исполнить контракт. Согласно подпункту "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ заказчик включает проект контракта информацию, указанную в предложении участника закупки в отношении объекта закупки. Однако заказчиком при выполнении проекта контракта ошибочно была включена информация о стране происхождения товара, отсутствующая в заявке поставщика, в отношении комплектующих поставляемого по контракту товара.
Требование: О признании недействительным решения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем исключения из реестра недобросовестных поставщиков сведений.
Решение: Требование удовлетворено.Вопреки доводам апеллянта, обстоятельства рассматриваемого дела не свидетельствуют об уклонении Общества от исполнения контракта. Оснований для вывода о недобросовестном поведении Общества при направлении им в адрес Фонда дополнительного соглашения не имеется. Напротив, Обществом в установленный срок подписан контракт, из содержания протокола разногласий и письма о заключении дополнительного соглашения следует, что Общество намеревалось исполнить контракт. Согласно подпункту "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ заказчик включает проект контракта информацию, указанную в предложении участника закупки в отношении объекта закупки. Однако заказчиком при выполнении проекта контракта ошибочно была включена информация о стране происхождения товара, отсутствующая в заявке поставщика, в отношении комплектующих поставляемого по контракту товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить контракт с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях Закон N 44-ФЗ не требует указывать страну происхождения товара в контракте с единственным поставщиком. Однако, если такой контракт подлежит регистрации в реестре контрактов, рекомендуем указать наименование страны происхождения товара в тексте контракта или приложениях к нему, поскольку эти сведения вам потребуется внести в реестр (п. 6 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Это целесообразно сделать, чтобы на этапе внесения сведений в реестр контрактов вам не пришлось запрашивать у поставщика дополнительные сведения.
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях Закон N 44-ФЗ не требует указывать страну происхождения товара в контракте с единственным поставщиком. Однако, если такой контракт подлежит регистрации в реестре контрактов, рекомендуем указать наименование страны происхождения товара в тексте контракта или приложениях к нему, поскольку эти сведения вам потребуется внести в реестр (п. 6 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Это целесообразно сделать, чтобы на этапе внесения сведений в реестр контрактов вам не пришлось запрашивать у поставщика дополнительные сведения.
Готовое решение: Каков порядок приемки товаров (работ, услуг) при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ не требует подтверждать страну происхождения товара при электронном актировании. Он указывает лишь на необходимость отразить ее в документе об электронной приемке (пп. "в" п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ не требует подтверждать страну происхождения товара при электронном актировании. Он указывает лишь на необходимость отразить ее в документе об электронной приемке (пп. "в" п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Готовое решение: Как действовать заказчику, если на закупку услуг по сопровождению программного обеспечения заявился участник без права оказания таких услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Не указана страна происхождения товара. Если в вашу закупку входит не только сопровождение ПО, но и поставка дополнительных технологически и функционально связанных программ, участник обязан указать наименование страны происхождения товара согласно ОКСМ (пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Не указана страна происхождения товара. Если в вашу закупку входит не только сопровождение ПО, но и поставка дополнительных технологически и функционально связанных программ, участник обязан указать наименование страны происхождения товара согласно ОКСМ (пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: О включении в описание объекта закупки требований или указаний в отношении товарных знаков товара, а также применении позиций каталога товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 23.09.2025 N 24-06-09/92031)Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
(Письмо Минфина России от 23.09.2025 N 24-06-09/92031)Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вопрос: О вопросах, связанных с предоставлением национального режима при закупках товаров, работ, услуг, в том числе лекарственных препаратов.
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 24-06-06/72389)5. Согласно абзацу пятому подпункта "б" пункта 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - дополнительные требования), при формировании предложения в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, формируется с использованием электронной площадки (путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки - в "структурированном виде") номер реестровой записи (при наличии такого номера) из реестра российской промышленной продукции в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в позициях 1 - 145 приложения N 1 к Постановлению N 1875, позициях 1 - 433 приложения N 2 к Постановлению N 1875, если при осуществлении закупки применяются запрет и (или) ограничение, предусмотренные пунктом 1 к Постановлению N 1875, и в соответствии с абзацем четвертым подпункта 31 дополнительных требований страной происхождения товара указана Российская Федерация.
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 24-06-06/72389)5. Согласно абзацу пятому подпункта "б" пункта 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - дополнительные требования), при формировании предложения в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, формируется с использованием электронной площадки (путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки - в "структурированном виде") номер реестровой записи (при наличии такого номера) из реестра российской промышленной продукции в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в позициях 1 - 145 приложения N 1 к Постановлению N 1875, позициях 1 - 433 приложения N 2 к Постановлению N 1875, если при осуществлении закупки применяются запрет и (или) ограничение, предусмотренные пунктом 1 к Постановлению N 1875, и в соответствии с абзацем четвертым подпункта 31 дополнительных требований страной происхождения товара указана Российская Федерация.
Статья: Обзор затруднений, возникающих у заказчиков при осуществлении "закупок с полки"
(Чернюк Е., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)1. Как следует из подп. "в" п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, участники закупок указывают в своих предварительных предложениях наименование страны происхождения товаров, предлагаемых к поставке. Законодатель не уточнил, что страну происхождения товара необходимо указать в соответствии с Общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира (ОКСМ). Поэтому, в отличие от остальных способов определения поставщика, в случае "закупки с полки" указание страны происхождения товара не в соответствии с ОКСМ не будет являться основанием для отклонения заявки.
(Чернюк Е., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)1. Как следует из подп. "в" п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, участники закупок указывают в своих предварительных предложениях наименование страны происхождения товаров, предлагаемых к поставке. Законодатель не уточнил, что страну происхождения товара необходимо указать в соответствии с Общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира (ОКСМ). Поэтому, в отличие от остальных способов определения поставщика, в случае "закупки с полки" указание страны происхождения товара не в соответствии с ОКСМ не будет являться основанием для отклонения заявки.
Вопрос: О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 24-06-09/98674)В случае если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 24-06-09/98674)В случае если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Последние изменения: Реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Определено, в частности, что при проведении строительной закупки путем открытого конкурса в электронной форме по правилам, предусмотренным ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, не надо при направлении информации о заключении контракта указывать страну происхождения товаров (п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084). Напомним: правила, предусмотренные ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, применяются до 1 января 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Определено, в частности, что при проведении строительной закупки путем открытого конкурса в электронной форме по правилам, предусмотренным ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, не надо при направлении информации о заключении контракта указывать страну происхождения товаров (п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084). Напомним: правила, предусмотренные ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, применяются до 1 января 2024 г.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке бензина по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, не нужно. Наименование страны происхождения товара участник указывает в заявке в силу пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. Требовать документального подтверждения указанных в заявке сведений о наименовании страны происхождения товара в случае закупки бензина заказчик не вправе (ч. 3 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, не нужно. Наименование страны происхождения товара участник указывает в заявке в силу пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. Требовать документального подтверждения указанных в заявке сведений о наименовании страны происхождения товара в случае закупки бензина заказчик не вправе (ч. 3 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: В первой части заявки одного из участников электронного аукциона не указана страна происхождения предлагаемого к поставке товара. Должны ли мы отклонить заявку?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Одни контрольные органы отмечают в своих решениях, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность указывать страну происхождения товара посредством функционала электронной площадки, в отличие, например, от:
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Одни контрольные органы отмечают в своих решениях, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность указывать страну происхождения товара посредством функционала электронной площадки, в отличие, например, от:
Готовое решение: Как закупить медицинские изделия по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)приглашении и документации - если проводите закупку закрытым способом (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72, п. 1 ч. 2 ст. 73, ч. 1 ст. 74, п. 1 ч. 1 ст. 75, ч. 1 ст. 76 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)приглашении и документации - если проводите закупку закрытым способом (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72, п. 1 ч. 2 ст. 73, ч. 1 ст. 74, п. 1 ч. 1 ст. 75, ч. 1 ст. 76 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)При этом положения п. 3, 10 ПП РФ N 1875, касающиеся подтверждения страны происхождения, распространяют свое действие и на этап исполнения контракта, что прямо следует из совокупного истолкования п. 2 ч. 2 и ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ. В указанных нормах содержится прямая отсылка на ПП РФ N 1875 в части терминологии "товар российского происхождения", а также запрет на поставку иного товара (с неподтвержденной страной происхождения), если контрактом предусмотрена поставка товара российского происхождения.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)При этом положения п. 3, 10 ПП РФ N 1875, касающиеся подтверждения страны происхождения, распространяют свое действие и на этап исполнения контракта, что прямо следует из совокупного истолкования п. 2 ч. 2 и ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ. В указанных нормах содержится прямая отсылка на ПП РФ N 1875 в части терминологии "товар российского происхождения", а также запрет на поставку иного товара (с неподтвержденной страной происхождения), если контрактом предусмотрена поставка товара российского происхождения.