Страхование работников мчс
Подборка наиболее важных документов по запросу Страхование работников мчс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.03.2024 N 88-9314/2024 (УИД 08RS0010-01-2023-000451-68)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании назначить пенсию; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Правом на досрочную пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы, сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено в части.Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают исключительно работники государственной противопожарной службы МЧС России. Аналогичное право для работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании назначить пенсию; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Правом на досрочную пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы, сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено в части.Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают исключительно работники государственной противопожарной службы МЧС России. Аналогичное право для работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 по делу N 88-12949/2023 (УИД 03RS0015-01-2022-000680-98)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на досрочное назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периодов работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец подал заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако получил отказ, мотивированный отсутствием требуемого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Отказывая в удовлетворении заявленных требований П. о включении периодов его службы в должности пожарного и командира отделения с 28 августа 1979 года по 19 апреля 1981 года и с 16 августа 1983 года по 21 августа 1986 года, суд исходил из того, что истец проходил службу в ОВПО-2 МВД БАССР, однако, досрочная пенсия по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не предусмотрено. При этом суд указал, что отряд военизированной пожарной охраны Управления пожарной охраны МВД БАССР, в период прохождения службы истцом, относился к противопожарной службе субъекта Российской Федерации. Также суд указал, что специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 и по статье 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не суммируется.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на досрочное назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периодов работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец подал заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако получил отказ, мотивированный отсутствием требуемого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Отказывая в удовлетворении заявленных требований П. о включении периодов его службы в должности пожарного и командира отделения с 28 августа 1979 года по 19 апреля 1981 года и с 16 августа 1983 года по 21 августа 1986 года, суд исходил из того, что истец проходил службу в ОВПО-2 МВД БАССР, однако, досрочная пенсия по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не предусмотрено. При этом суд указал, что отряд военизированной пожарной охраны Управления пожарной охраны МВД БАССР, в период прохождения службы истцом, относился к противопожарной службе субъекта Российской Федерации. Также суд указал, что специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 и по статье 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не суммируется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как получить страховое возмещение по договору каско?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если это возможно и необходимо, например при ДТП согласно Правилам дорожного движения, вызовите на место происшествия сотрудника ГИБДД. При наступлении иных страховых случаев - другие компетентные органы, к примеру МВД, МЧС.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если это возможно и необходимо, например при ДТП согласно Правилам дорожного движения, вызовите на место происшествия сотрудника ГИБДД. При наступлении иных страховых случаев - другие компетентные органы, к примеру МВД, МЧС.
Готовое решение: Как рассчитать и оплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности исходя из МРОТ
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о снижении или неснижении размера пособия в части, выплачиваемой организацией, принимают руководитель и специально созданная комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию (п. п. 1.1, 2.2 Типового положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о снижении или неснижении размера пособия в части, выплачиваемой организацией, принимают руководитель и специально созданная комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию (п. п. 1.1, 2.2 Типового положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Правоотношения по страхованию между истцом и ответчиком возникли в силу Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и заключенного во исполнение данного федерального закона государственного контракта на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников ФПС, в том числе договорных подразделений ФПС МЧС России.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Правоотношения по страхованию между истцом и ответчиком возникли в силу Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и заключенного во исполнение данного федерального закона государственного контракта на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников ФПС, в том числе договорных подразделений ФПС МЧС России.
Постановление Правительства РФ от 04.01.2001 N 1
(ред. от 04.09.2012)
"Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"16. Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
(ред. от 04.09.2012)
"Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"16. Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Условиями предоставления досрочной пенсии по старости названной категории работников являются одинаковыми для мужчин и женщин: достижение возраста 50 лет, наличие стажа на указанных работах не менее 25 лет, величины индивидуального коэффициента не менее 30. Продолжительность страхового стажа значения не имеет.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Условиями предоставления досрочной пенсии по старости названной категории работников являются одинаковыми для мужчин и женщин: достижение возраста 50 лет, наличие стажа на указанных работах не менее 25 лет, величины индивидуального коэффициента не менее 30. Продолжительность страхового стажа значения не имеет.
Статья: Страхование военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации: особенности правоприменительной практики
(Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 5)Шеншина Л.А., доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, кандидат педагогических наук.
(Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 5)Шеншина Л.А., доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, кандидат педагогических наук.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для мастеров спорта России?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о дополнительном пенсионном страховании.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о дополнительном пенсионном страховании.
Статья: Страховые взносы с материальной помощи при пожаре
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Работодатель выплатил работнику материальную помощь и не стал начислять на нее страховые взносы. Обнаружив данный факт при проведении проверки, территориальный орган ФСС России доначислил компании взносы на травматизм, пени и штраф. Причиной послужило то, что в ходе проверки не представлены документы от компетентных органов, подтверждающие факт нанесения вреда имуществу работника вследствие пожара (размер материальных потерь), а также документы, подтверждающие проживание работника на дату пожара по указанному адресу. В письме МЧС России отсутствуют сведения о причинах возгорания для подтверждения стихийной природы события (пожара).
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Работодатель выплатил работнику материальную помощь и не стал начислять на нее страховые взносы. Обнаружив данный факт при проведении проверки, территориальный орган ФСС России доначислил компании взносы на травматизм, пени и штраф. Причиной послужило то, что в ходе проверки не представлены документы от компетентных органов, подтверждающие факт нанесения вреда имуществу работника вследствие пожара (размер материальных потерь), а также документы, подтверждающие проживание работника на дату пожара по указанному адресу. В письме МЧС России отсутствуют сведения о причинах возгорания для подтверждения стихийной природы события (пожара).
Статья: Как учитывать период военной службы в страховом стаже работника
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)- период службы в армии либо альтернативной службы - МВД, пожарная охрана, МЧС и т.д.;
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)- период службы в армии либо альтернативной службы - МВД, пожарная охрана, МЧС и т.д.;
Интервью: Надежная защита от потрясений
("Современные страховые технологии", 2021, N 2)Кроме того, в рамках национального проекта "Экология" мы приобретаем лесохозяйственную, лесопожарную технику и оборудование - в 2021 году планируем закупить 1 445 единиц. Для предотвращения природных пожаров будет привлечено несколько тысяч человек - сотрудников "Забайкаллесхоза", добровольных пожарных, МЧС и других противопожарных формирований.
("Современные страховые технологии", 2021, N 2)Кроме того, в рамках национального проекта "Экология" мы приобретаем лесохозяйственную, лесопожарную технику и оборудование - в 2021 году планируем закупить 1 445 единиц. Для предотвращения природных пожаров будет привлечено несколько тысяч человек - сотрудников "Забайкаллесхоза", добровольных пожарных, МЧС и других противопожарных формирований.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Ответственность за организацию и своевременность обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, юридических лицах, мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа несет руководитель организации (п. 1 Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Ответственность за организацию и своевременность обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, юридических лицах, мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа несет руководитель организации (п. 1 Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806).
Статья: Правовое регулирование вмененного страхования: финансово-правовой аспект
(Покачалова А.С.)
("Финансовое право", 2022, N 3)Авторы Концепции развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования (далее - Концепция) <12>, комментируя ст. 927 ГК РФ и указывая на то, что вмененное страхование не отвечает требованиям ГК РФ об обязательном страховании, приходят к выводу, что необходимо "внести положение о том, что страхование, не соответствующее требованиям, предъявляемым к обязательному страхованию, считается добровольным: к нему не применяются последствия, установленные для обязательного страхования, в частности, не применяются публично-правовые санкции за нарушение обязанности по осуществлению страхования". Согласиться с данной позицией в полной мере не представляется возможным. Например, обязательное страхование жизни, здоровья и имущества судей регулируется не отдельным федеральным законом, а ст. 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <13>, в котором не соблюдены все требования, предусмотренные п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1, в частности, в статье содержится информация о страховых случаях, лицах, имеющих право на страховую защиту, но нет никаких сведений о порядке заключения договора личного страхования со стороны органов государственной власти, порядке определения тарифов, последствий неисполнения обязанности по заключению данного договора Судебным департаментом при Верховном Суде РФ <14> со страховой организацией. Следовательно, исходя из логики авторов Концепции, данный вид страхования является добровольным. Однако это противоречит признаваемой государством конституционной обязанности по гарантированию материального обеспечения и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью лиц, которые выполняют конституционно значимые функции (обеспечение обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан). Одной из таких форм исполнения государством конституционной обязанности является обязательное государственное страхование отдельных категорий граждан (судей, сотрудников Следственного комитета РФ, сотрудников прокуратуры и т.д.). Кроме того, в соответствующих законах указывается, что данное страхование осуществляется за счет средств федерального бюджета <15>. Реализация обязанности по осуществлению обязательного страхования данных лиц происходит посредством закупки услуг по обязательному страхованию <16> соответствующими страхователями, например, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ или Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующей области РФ <17>.
(Покачалова А.С.)
("Финансовое право", 2022, N 3)Авторы Концепции развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования (далее - Концепция) <12>, комментируя ст. 927 ГК РФ и указывая на то, что вмененное страхование не отвечает требованиям ГК РФ об обязательном страховании, приходят к выводу, что необходимо "внести положение о том, что страхование, не соответствующее требованиям, предъявляемым к обязательному страхованию, считается добровольным: к нему не применяются последствия, установленные для обязательного страхования, в частности, не применяются публично-правовые санкции за нарушение обязанности по осуществлению страхования". Согласиться с данной позицией в полной мере не представляется возможным. Например, обязательное страхование жизни, здоровья и имущества судей регулируется не отдельным федеральным законом, а ст. 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <13>, в котором не соблюдены все требования, предусмотренные п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1, в частности, в статье содержится информация о страховых случаях, лицах, имеющих право на страховую защиту, но нет никаких сведений о порядке заключения договора личного страхования со стороны органов государственной власти, порядке определения тарифов, последствий неисполнения обязанности по заключению данного договора Судебным департаментом при Верховном Суде РФ <14> со страховой организацией. Следовательно, исходя из логики авторов Концепции, данный вид страхования является добровольным. Однако это противоречит признаваемой государством конституционной обязанности по гарантированию материального обеспечения и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью лиц, которые выполняют конституционно значимые функции (обеспечение обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан). Одной из таких форм исполнения государством конституционной обязанности является обязательное государственное страхование отдельных категорий граждан (судей, сотрудников Следственного комитета РФ, сотрудников прокуратуры и т.д.). Кроме того, в соответствующих законах указывается, что данное страхование осуществляется за счет средств федерального бюджета <15>. Реализация обязанности по осуществлению обязательного страхования данных лиц происходит посредством закупки услуг по обязательному страхованию <16> соответствующими страхователями, например, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ или Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующей области РФ <17>.
Статья: К вопросу о совершенствовании института социального страхования жизни и здоровья военнослужащих и других работников силовых структур (краткий обзор изменений законодательства)
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 10)Бонь М.В. О состоянии воинской, служебной дисциплины и дисциплины труда работников в МЧС России / М.В. Бонь // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. N 4 (57). С. 45 - 52. EDN LOQWIU.
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 10)Бонь М.В. О состоянии воинской, служебной дисциплины и дисциплины труда работников в МЧС России / М.В. Бонь // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. N 4 (57). С. 45 - 52. EDN LOQWIU.
Готовое решение: Какие выплаты предусмотрены для работников, пострадавших при несчастном случае на производстве
(КонсультантПлюс, 2025)У работника, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, может возникнуть право:
(КонсультантПлюс, 2025)У работника, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, может возникнуть право: