Страхование ответственности судовладельцев
Подборка наиболее важных документов по запросу Страхование ответственности судовладельцев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Страхование имущества, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска, личное страхование: Страховщик хочет взыскать со Страхователя задолженность по уплате страховой премии (страховых взносов) по договору страхования имущества, ответственности или медицинского страхования
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.03.2021 N Ф03-828/2021 по делу N А51-14512/2020 (страхование ответственности судовладельца)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.03.2021 N Ф03-828/2021 по делу N А51-14512/2020 (страхование ответственности судовладельца)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая природа страхования ответственности за нарушение договора
(Яблуновская А.М.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 1)Все больше современных исследователей приходят к выводу, что страхование ответственности не препятствует превентивной функции юридической ответственности <28>. В связи с этим особый интерес представляет исследование M.M. Billah, который в своей работе на примере страхования ответственности судовладельцев, в том числе с опорой на экономический анализ права, провел подробное исследование вопроса о том, как влияет институт страхования на ответственность и ее функции <29>. Результаты этого исследования в общем виде могут быть применены и к страхованию ответственности за нарушение договора.
(Яблуновская А.М.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 1)Все больше современных исследователей приходят к выводу, что страхование ответственности не препятствует превентивной функции юридической ответственности <28>. В связи с этим особый интерес представляет исследование M.M. Billah, который в своей работе на примере страхования ответственности судовладельцев, в том числе с опорой на экономический анализ права, провел подробное исследование вопроса о том, как влияет институт страхования на ответственность и ее функции <29>. Результаты этого исследования в общем виде могут быть применены и к страхованию ответственности за нарушение договора.
Статья: Правовые проблемы страхования беспилотных транспортных средств
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 4)Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным, что предусмотрено п. 1 ст. 131 ВК РФ.
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 4)Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным, что предусмотрено п. 1 ст. 131 ВК РФ.
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)2. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также к договору морского страхования ответственности судовладельца.
(ред. от 24.06.2025)2. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также к договору морского страхования ответственности судовладельца.
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)4. Эксплуатация владельцем (в том числе в целях транзита) судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности (далее - финансовое обеспечение) за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Объектом указанного страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.
(ред. от 24.06.2025)4. Эксплуатация владельцем (в том числе в целях транзита) судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности (далее - финансовое обеспечение) за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Объектом указанного страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Нормы, предусматривающие обязательное страховании ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, есть в ряде транспортных кодексов. Так, ст. 131 Воздушного кодекса РФ предусматривает обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами. В ст. 323 КТМ говорится об обязанности осуществить страхование или иное финансовое обеспечение ответственности.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Нормы, предусматривающие обязательное страховании ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, есть в ряде транспортных кодексов. Так, ст. 131 Воздушного кодекса РФ предусматривает обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами. В ст. 323 КТМ говорится об обязанности осуществить страхование или иное финансовое обеспечение ответственности.
Готовое решение: Как учесть банковскую гарантию в целях налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)обязательна для ведения вашей деятельности. Например, туроператоры или судовладельцы обязаны страховать свою гражданскую ответственность или иметь банковскую гарантию (ч. 1 ст. 17.1 Закона о туристской деятельности, п. 4 ст. 121 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)обязательна для ведения вашей деятельности. Например, туроператоры или судовладельцы обязаны страховать свою гражданскую ответственность или иметь банковскую гарантию (ч. 1 ст. 17.1 Закона о туристской деятельности, п. 4 ст. 121 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);
Статья: К вопросу о качестве "регуляторной гильотины" (на примере лицензионных требований)
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Смягчение лицензионных требований было зафиксировано в отношении 13 видов деятельности, в том числе кардинальное смягчение произошло в отношении 5 видов, значительное смягчение - в отношении 4 видов, незначительное смягчение - в отношении также 4 видов деятельности. Лидерами по степени смягчения лицензионных требований являются погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах, а также деятельность по перевозкам пассажиров внутренним водным транспортом и морским транспортом. Ради справедливости нужно отметить, что достижение лидерских позиций произошло в основном благодаря исключению из перечня лицензионных требований положений о наличии различных судовых документов и документов о страховании ответственности судовладельца. Конечно же, необходимость получения документов для судовладельца сохраняется, однако теперь их наличие не требуется для получения лицензии, а факт отсутствия не является нарушением лицензионных требований.
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Смягчение лицензионных требований было зафиксировано в отношении 13 видов деятельности, в том числе кардинальное смягчение произошло в отношении 5 видов, значительное смягчение - в отношении 4 видов, незначительное смягчение - в отношении также 4 видов деятельности. Лидерами по степени смягчения лицензионных требований являются погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах, а также деятельность по перевозкам пассажиров внутренним водным транспортом и морским транспортом. Ради справедливости нужно отметить, что достижение лидерских позиций произошло в основном благодаря исключению из перечня лицензионных требований положений о наличии различных судовых документов и документов о страховании ответственности судовладельца. Конечно же, необходимость получения документов для судовладельца сохраняется, однако теперь их наличие не требуется для получения лицензии, а факт отсутствия не является нарушением лицензионных требований.