Стоимость при перераспределении земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Стоимость при перераспределении земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2024 N 88А-12526/2024 (УИД 91RS0023-01-2023-000737-35)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением истцу отказано в перераспределении земель по ставке 10% кадастровой стоимости земельного участка, которая действовала на дату обращения истца с соответствующим заявлением, поскольку сейчас на территории поселения размер платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется как 100% кадастровой стоимости.
Решение: Отказано.При этом, апелляционная инстанция правильно согласилась с выводами суда первой инстанции о недопустимости применения аналогии закона к данным правоотношениям, поскольку данные правоотношения прямо урегулированы законодательством, учитывая, что схема расположения испрашиваемого земельного участка с предложением административному истцу заключения Соглашения о перераспределении земельных участков утверждена в 2023 году, когда уже действовала норма о 100% кадастровой стоимости за перераспределением земель.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением истцу отказано в перераспределении земель по ставке 10% кадастровой стоимости земельного участка, которая действовала на дату обращения истца с соответствующим заявлением, поскольку сейчас на территории поселения размер платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется как 100% кадастровой стоимости.
Решение: Отказано.При этом, апелляционная инстанция правильно согласилась с выводами суда первой инстанции о недопустимости применения аналогии закона к данным правоотношениям, поскольку данные правоотношения прямо урегулированы законодательством, учитывая, что схема расположения испрашиваемого земельного участка с предложением административному истцу заключения Соглашения о перераспределении земельных участков утверждена в 2023 году, когда уже действовала норма о 100% кадастровой стоимости за перераспределением земель.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 27.11.2023 N 33а-9983/2023 (УИД 91RS0023-01-2023-000737-35)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением истцу отказано в перераспределении земель по ставке 10% кадастровой стоимости земельного участка, которая действовала на дату обращения истца с соответствующим заявлением, поскольку сейчас на территории поселения размер платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется как 100% кадастровой стоимости.
Решение: Отказано.Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, о недопустимости применения аналогии закона к данным правоотношениям, поскольку данные правоотношения прямо урегулированы законодательством, учитывая, что схема расположения испрашиваемого земельного участка с предложением административному истцу заключения Соглашения о перераспределении земельных участков утверждена в 2023 году, когда уже действовала норма о 100% кадастровой стоимости за перераспределением земель.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением истцу отказано в перераспределении земель по ставке 10% кадастровой стоимости земельного участка, которая действовала на дату обращения истца с соответствующим заявлением, поскольку сейчас на территории поселения размер платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется как 100% кадастровой стоимости.
Решение: Отказано.Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, о недопустимости применения аналогии закона к данным правоотношениям, поскольку данные правоотношения прямо урегулированы законодательством, учитывая, что схема расположения испрашиваемого земельного участка с предложением административному истцу заключения Соглашения о перераспределении земельных участков утверждена в 2023 году, когда уже действовала норма о 100% кадастровой стоимости за перераспределением земель.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДФЛ с доходов от продажи земельных участков, образованных при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из них, при изменении их кадастровой стоимости.
(Письмо Минфина России от 22.07.2024 N 03-04-09/68482)Вопрос: Об НДФЛ с доходов от продажи земельных участков, образованных при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из них, при изменении их кадастровой стоимости.
(Письмо Минфина России от 22.07.2024 N 03-04-09/68482)Вопрос: Об НДФЛ с доходов от продажи земельных участков, образованных при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из них, при изменении их кадастровой стоимости.
Статья: Споры, связанные с перераспределением земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Одним из видов споров, связанных с перераспределением земельных участков, являются споры о размере платы при перераспределении земельных участков, которые, как правило, возникают в случае, если одна из сторон не согласна с размером платы за увеличение площади земельного участка при перераспределении. В судебно-арбитражной практике также встречаются споры, связанные с перерасчетом платы за перераспределение земельных участков при уменьшении кадастровой стоимости земельного участка, за счет которого произошло перераспределение, так как от размера кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит размер платы за перераспределение.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Одним из видов споров, связанных с перераспределением земельных участков, являются споры о размере платы при перераспределении земельных участков, которые, как правило, возникают в случае, если одна из сторон не согласна с размером платы за увеличение площади земельного участка при перераспределении. В судебно-арбитражной практике также встречаются споры, связанные с перерасчетом платы за перераспределение земельных участков при уменьшении кадастровой стоимости земельного участка, за счет которого произошло перераспределение, так как от размера кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит размер платы за перераспределение.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)При этом в размер возмещения за изымаемый земельный участок включается разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и рыночной стоимостью образуемого земельного участка, на который в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости возникает право собственности данных гражданина или юридического лица, если в результате такого перераспределения рыночная стоимость образованного земельного участка уменьшается.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)При этом в размер возмещения за изымаемый земельный участок включается разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и рыночной стоимостью образуемого земельного участка, на который в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости возникает право собственности данных гражданина или юридического лица, если в результате такого перераспределения рыночная стоимость образованного земельного участка уменьшается.
Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ
(ред. от 05.04.2021)
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"При этом в размер возмещения за изымаемый земельный участок включается разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и рыночной стоимостью образуемого земельного участка, на который в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости возникает право собственности данных гражданина или юридического лица, если в результате такого перераспределения рыночная стоимость образованного земельного участка уменьшается.
(ред. от 05.04.2021)
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"При этом в размер возмещения за изымаемый земельный участок включается разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и рыночной стоимостью образуемого земельного участка, на который в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости возникает право собственности данных гражданина или юридического лица, если в результате такого перераспределения рыночная стоимость образованного земельного участка уменьшается.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за апрель 2021 г.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)Если супруг после расторжения брака распорядился земельными участками, входящими в совместное имущество супругов, путем их перераспределения без согласия супруги, то при разделе совместной собственности супругов должно быть учтено это имущество или его стоимость. Заявленное супругой требование о выплате ей супругом компенсации за земельные участки должно быть рассмотрено судом в рамках дела о разделе совместного имущества. Суд не должен отказывать в удовлетворении этого требования на том основании, что супруга не заявляла требований в отношении вновь образованных земельных участков и не лишена возможности предъявить такие требования в будущем.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)Если супруг после расторжения брака распорядился земельными участками, входящими в совместное имущество супругов, путем их перераспределения без согласия супруги, то при разделе совместной собственности супругов должно быть учтено это имущество или его стоимость. Заявленное супругой требование о выплате ей супругом компенсации за земельные участки должно быть рассмотрено судом в рамках дела о разделе совместного имущества. Суд не должен отказывать в удовлетворении этого требования на том основании, что супруга не заявляла требований в отношении вновь образованных земельных участков и не лишена возможности предъявить такие требования в будущем.
Статья: Инфраструктурные договоры в строительстве: понятие и правовая природа
(Иванов А.А.)
("Юрист", 2025, N 8)Как справедливо отмечают Л.Е. Бандорин и А.В. Башарин, привлечение частных инвесторов в сферу строительства объектов недвижимости в городской среде концептуально должно быть основано на идее о том, что общество должно иметь право использовать капитализацию стоимости земли в своих интересах, в том числе посредством государственного регулирования создания объектов инфраструктуры <14>. Правовые стимулы для инвесторов в сфере создания инфраструктурных объектов могут иметь различный характер, что видно на примере зарубежного опыта. Так, для капитализации стоимости земли могут быть использованы следующие стимулы: инфраструктурный сбор; вменение инвестору дополнительных обязательств как в денежной, так и в натуральной форме; плата за использование градостроительного потенциала сверх установленного базового уровня; механизм перераспределения земель, а также стратегическое управление земельными ресурсами <15>. Когда мы говорим о таком инструменте, как инфраструктурный договор, мы обращаемся к опыту вменения инвестору дополнительных обязательств в денежной и натуральной форме, хотя в целом можем назвать его также правовым стимулом, так как инвестор получает возможность построить коммерческий объект, который впоследствии принесет ему прибыль, с довольно разумными дополнительными затратами, который ему позволит заработать. Как отмечает А.В. Габов, вложение в "капитальные" активы в кругообороте капитала играет как раз роль механизма, через который сбережения превращаются в инвестиции, в том случае, если у эмитентов таких бумажных активов не хватает собственных источников для увеличения (или возобновления) производственных мощностей <16>.
(Иванов А.А.)
("Юрист", 2025, N 8)Как справедливо отмечают Л.Е. Бандорин и А.В. Башарин, привлечение частных инвесторов в сферу строительства объектов недвижимости в городской среде концептуально должно быть основано на идее о том, что общество должно иметь право использовать капитализацию стоимости земли в своих интересах, в том числе посредством государственного регулирования создания объектов инфраструктуры <14>. Правовые стимулы для инвесторов в сфере создания инфраструктурных объектов могут иметь различный характер, что видно на примере зарубежного опыта. Так, для капитализации стоимости земли могут быть использованы следующие стимулы: инфраструктурный сбор; вменение инвестору дополнительных обязательств как в денежной, так и в натуральной форме; плата за использование градостроительного потенциала сверх установленного базового уровня; механизм перераспределения земель, а также стратегическое управление земельными ресурсами <15>. Когда мы говорим о таком инструменте, как инфраструктурный договор, мы обращаемся к опыту вменения инвестору дополнительных обязательств в денежной и натуральной форме, хотя в целом можем назвать его также правовым стимулом, так как инвестор получает возможность построить коммерческий объект, который впоследствии принесет ему прибыль, с довольно разумными дополнительными затратами, который ему позволит заработать. Как отмечает А.В. Габов, вложение в "капитальные" активы в кругообороте капитала играет как раз роль механизма, через который сбережения превращаются в инвестиции, в том случае, если у эмитентов таких бумажных активов не хватает собственных источников для увеличения (или возобновления) производственных мощностей <16>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Например, порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден Законом Санкт-Петербурга от 11.11.2015 N 673-130. Размер платы рассчитывается по формуле с использованием таких параметров, как кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в частной собственности, площадь такого участка, величина площади, на которую увеличивается такой участок в результате перераспределения.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Например, порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден Законом Санкт-Петербурга от 11.11.2015 N 673-130. Размер платы рассчитывается по формуле с использованием таких параметров, как кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в частной собственности, площадь такого участка, величина площади, на которую увеличивается такой участок в результате перераспределения.
Статья: Перераспределение земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2022, N 8)В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2015 г. N 407 в случае, если происходит увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности при его перераспределении, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, взимается плата в размере 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в публичной собственности. При этом размер платы рассчитывается пропорционально площади передаваемой части такого земельного участка.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2022, N 8)В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2015 г. N 407 в случае, если происходит увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности при его перераспределении, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, взимается плата в размере 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в публичной собственности. При этом размер платы рассчитывается пропорционально площади передаваемой части такого земельного участка.
Статья: Институт исковой давности как несбывшаяся надежда коррупционеров
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Если все же перенести проекцию на публичный сектор и по аналогии допустить применение в нем института давности, то практика конкретных дел покажет, что и в этом случае предусмотренный им механизм нереализуем. При принятии коррупционно обусловленного решения чиновник старается обеспечить тайну содеянного прежде всего по той причине, что выгодоприобретателем от него выступает само должностное лицо. То есть с так называемой другой стороны "сделки" находятся он же или подконтрольные ему лица. Для сокрытия актов коррупции чиновник заключает фиктивные сделки с аффилированными или родственными ему лицами. Например, так поступал А. Шестун, возглавлявший Серпуховский район Московской области с 2003 по 2018 г. Он проводил фиктивные аукционы среди узкого круга аффилированных лиц для продажи муниципального имущества по "бросовым" ценам <18>. Для сокрытия своего участия активы под видом договоров купли-продажи неоднократно и поэтапно перераспределялись между его доверенными лицами. На завершающем этапе они номинально переходили в собственность матери чиновника, а реально - самому А. Шестуну. В итоге он завладел 1,3 тыс. объектов недвижимости стоимостью 12 млрд руб., среди них - 1,1 тыс. земельных участков площадью 1,4 тыс. га, более 120 объектов капитального строительства площадью 70 тыс. кв. м.
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Если все же перенести проекцию на публичный сектор и по аналогии допустить применение в нем института давности, то практика конкретных дел покажет, что и в этом случае предусмотренный им механизм нереализуем. При принятии коррупционно обусловленного решения чиновник старается обеспечить тайну содеянного прежде всего по той причине, что выгодоприобретателем от него выступает само должностное лицо. То есть с так называемой другой стороны "сделки" находятся он же или подконтрольные ему лица. Для сокрытия актов коррупции чиновник заключает фиктивные сделки с аффилированными или родственными ему лицами. Например, так поступал А. Шестун, возглавлявший Серпуховский район Московской области с 2003 по 2018 г. Он проводил фиктивные аукционы среди узкого круга аффилированных лиц для продажи муниципального имущества по "бросовым" ценам <18>. Для сокрытия своего участия активы под видом договоров купли-продажи неоднократно и поэтапно перераспределялись между его доверенными лицами. На завершающем этапе они номинально переходили в собственность матери чиновника, а реально - самому А. Шестуну. В итоге он завладел 1,3 тыс. объектов недвижимости стоимостью 12 млрд руб., среди них - 1,1 тыс. земельных участков площадью 1,4 тыс. га, более 120 объектов капитального строительства площадью 70 тыс. кв. м.
Статья: Перераспределение земельных участков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что размер платы определяется как разница между кадастровой стоимостью земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность, после увеличения площади земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности на день подачи заявления о перераспределении, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 4 - 6 данного Порядка.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что размер платы определяется как разница между кадастровой стоимостью земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность, после увеличения площади земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности на день подачи заявления о перераспределении, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 4 - 6 данного Порядка.
Готовое решение: Что отразить по статье 430 "Уменьшение стоимости непроизведенных активов" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)доходы по соглашениям о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
(КонсультантПлюс, 2025)доходы по соглашениям о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Следовательно, при перераспределении старый земельный участок перестает существовать и возникает новый участок, по которому должна быть установлена кадастровая стоимость.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Следовательно, при перераспределении старый земельный участок перестает существовать и возникает новый участок, по которому должна быть установлена кадастровая стоимость.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Особняком выглядит институт Umlegung - аналог российского КРТ, о котором ранее говорилось выше, с изъятием и перераспределением земельных участков. При застройке незастроенной территории должно быть предусмотрено как минимум 25% территории общего пользования. В связи с этим местные органы образуют "банк участков территории", в который передаются все участки и перераспределяются в зависимости от проекта и степени участия правообладателя в этом проекте. Как правило, правообладатели получают участок со стоимостью, пропорциональной их первоначальным владениям. Если все участки имеют одинаковую стоимость за квадратный метр, они могут быть перераспределены на основе площади, а не стоимости. Обычно правообладатели получают участок, расположенный на их первоначальной земле или как можно ближе к ней. Однако они могут получить вновь созданные участки на территории перераспределения. Застройщики не могут обменять перераспределенные участки на деньги.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Особняком выглядит институт Umlegung - аналог российского КРТ, о котором ранее говорилось выше, с изъятием и перераспределением земельных участков. При застройке незастроенной территории должно быть предусмотрено как минимум 25% территории общего пользования. В связи с этим местные органы образуют "банк участков территории", в который передаются все участки и перераспределяются в зависимости от проекта и степени участия правообладателя в этом проекте. Как правило, правообладатели получают участок со стоимостью, пропорциональной их первоначальным владениям. Если все участки имеют одинаковую стоимость за квадратный метр, они могут быть перераспределены на основе площади, а не стоимости. Обычно правообладатели получают участок, расположенный на их первоначальной земле или как можно ближе к ней. Однако они могут получить вновь созданные участки на территории перераспределения. Застройщики не могут обменять перераспределенные участки на деньги.