Стажировка медицинских работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Стажировка медицинских работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности трудовых отношений с медицинскими работниками4. Повышение квалификации, переподготовка и стажировка медицинских работников
Статья: Стратегическое планирование и правовое регулирование деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения в Бразилии
(Гордеева А.Д., Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)В рамках реализации указанного компонента предполагается формирование и регулирование национальной политики в области медицинской помощи: совершенствование оказания доврачебной помощи, медицинской помощи, лечение в стационаре, а также повышение квалификации медицинских работников и внедрение программы стажировок медицинских работников с акцентом на направление, связанное с оказанием помощи пострадавшим в ДТП.
(Гордеева А.Д., Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)В рамках реализации указанного компонента предполагается формирование и регулирование национальной политики в области медицинской помощи: совершенствование оказания доврачебной помощи, медицинской помощи, лечение в стационаре, а также повышение квалификации медицинских работников и внедрение программы стажировок медицинских работников с акцентом на направление, связанное с оказанием помощи пострадавшим в ДТП.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 423
(ред. от 23.08.2024)
"О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства"осуществляет профессиональную подготовку медицинских и санитарно-эпидемиологических работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку в области обеспечения биологической и химической безопасности населения Российской Федерации";
(ред. от 23.08.2024)
"О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства"осуществляет профессиональную подготовку медицинских и санитарно-эпидемиологических работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку в области обеспечения биологической и химической безопасности населения Российской Федерации";
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к должностям медицинских работников?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)При этом согласно п. 3.1 Профстандарта, утвержденного Приказом N 227н, к врачу-стоматологу предъявляются квалификационные требования в части наличия высшего образования - специалитета, а также профессионального развития специалиста. Для профессионального роста и присвоения квалификационной категории требуется выполнение критериев, соответствующих специальности. Основные пути повышения квалификации: программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки; стажировки; тренинги в симуляционных центрах; использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)При этом согласно п. 3.1 Профстандарта, утвержденного Приказом N 227н, к врачу-стоматологу предъявляются квалификационные требования в части наличия высшего образования - специалитета, а также профессионального развития специалиста. Для профессионального роста и присвоения квалификационной категории требуется выполнение критериев, соответствующих специальности. Основные пути повышения квалификации: программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки; стажировки; тренинги в симуляционных центрах; использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах.
Статья: Зарубежный опыт своевременного оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
(Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Отдельным элементом оказания медицинской помощи является обучение медицинского персонала. В рамках реализации Национального плана по сокращению смертности и травматизма в дорожном движении Бразилии предполагается формирование и регулирование национальной политики в области медицинской помощи, в том числе повышение квалификации медицинских работников и внедрение программы их стажировок с акцентом на оказание помощи пострадавшим в ДТП [47].
(Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Отдельным элементом оказания медицинской помощи является обучение медицинского персонала. В рамках реализации Национального плана по сокращению смертности и травматизма в дорожном движении Бразилии предполагается формирование и регулирование национальной политики в области медицинской помощи, в том числе повышение квалификации медицинских работников и внедрение программы их стажировок с акцентом на оказание помощи пострадавшим в ДТП [47].
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Напомню, что в прошлом году стартовала программа модернизации первичного звена здравоохранения. В поликлиники, ФАПы люди в первую очередь и обращаются за помощью и именно по их работе, как правило, в целом и оценивают качество системы здравоохранения. Я прошу руководителей регионов держать под контролем ход этой программы. Подчеркну, главный критерий успешности здесь не какие-то сухие отчеты о проведенных мероприятиях, ремонтах, а реальный рост удовлетворенности граждан медицинской помощью.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Напомню, что в прошлом году стартовала программа модернизации первичного звена здравоохранения. В поликлиники, ФАПы люди в первую очередь и обращаются за помощью и именно по их работе, как правило, в целом и оценивают качество системы здравоохранения. Я прошу руководителей регионов держать под контролем ход этой программы. Подчеркну, главный критерий успешности здесь не какие-то сухие отчеты о проведенных мероприятиях, ремонтах, а реальный рост удовлетворенности граждан медицинской помощью.
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу медицинского работника
(КонсультантПлюс, 2025)Так, лиц, обучающихся по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" (например, по специальности 31.08.09 рентгенология), после одного года обучения можно принять на работу на должность врача-стажера. Для этого работник, помимо обычных документов для трудоустройства, должен представить вам решение комиссии образовательной организации о допуске к осуществлению им медицинской деятельности в должности врача-стажера. В рекомендуемом образце такого решения предусмотрено, в частности, указание специальности, по которой ординатор допущен к медицинской деятельности, а также подписи председателя комиссии, печати (при наличии) образовательной организации. При этом комиссия принимает решение о допуске ординатора к медицинской деятельности, если он соответствует определенным условиям, в частности прошел первичную аккредитацию специалиста (ч. 2 ст. 65 ТК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 33, ч. 9 ст. 82 Закона об образовании, ч. 1, 5.1 ст. 69 Закона об охране здоровья, п. п. 1, 2, 7, 8 Порядка и условий допуска лиц к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров, утвержденных Приказом Минздрава России от 25.12.2023 N 716н, п. 5.2 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 205н).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, лиц, обучающихся по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" (например, по специальности 31.08.09 рентгенология), после одного года обучения можно принять на работу на должность врача-стажера. Для этого работник, помимо обычных документов для трудоустройства, должен представить вам решение комиссии образовательной организации о допуске к осуществлению им медицинской деятельности в должности врача-стажера. В рекомендуемом образце такого решения предусмотрено, в частности, указание специальности, по которой ординатор допущен к медицинской деятельности, а также подписи председателя комиссии, печати (при наличии) образовательной организации. При этом комиссия принимает решение о допуске ординатора к медицинской деятельности, если он соответствует определенным условиям, в частности прошел первичную аккредитацию специалиста (ч. 2 ст. 65 ТК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 33, ч. 9 ст. 82 Закона об образовании, ч. 1, 5.1 ст. 69 Закона об охране здоровья, п. п. 1, 2, 7, 8 Порядка и условий допуска лиц к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров, утвержденных Приказом Минздрава России от 25.12.2023 N 716н, п. 5.2 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 205н).
Статья: Что ждет работодателей за нарушение норм трудового законодательства
(Кудрявцев Е.)
("Трудовое право", 2022, N 2)Допуск к работе сотрудника, при наличии у него медицинских противопоказаний, непрохождении обязательного медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования, обучения, стажировки, инструктажа, а также др. мероприятий, перечисленных пунктом 21 Постановления N 45, повлечет ответственность. Нарушение является длящимся (п. 22). Каждое нарушение фиксируется в качестве отдельного, и назначается отдельное наказание.
(Кудрявцев Е.)
("Трудовое право", 2022, N 2)Допуск к работе сотрудника, при наличии у него медицинских противопоказаний, непрохождении обязательного медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования, обучения, стажировки, инструктажа, а также др. мероприятий, перечисленных пунктом 21 Постановления N 45, повлечет ответственность. Нарушение является длящимся (п. 22). Каждое нарушение фиксируется в качестве отдельного, и назначается отдельное наказание.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)5. Для некоторых категорий работников должно быть организовано обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, которое представляет собой процесс получения работниками знаний, умений и навыков, позволяющих оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи работникам при несчастных случаях на производстве, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. К числу таких работников относятся: работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда; работники рабочих профессий; лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством; работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим; председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда; иные работники по решению работодателя (п. 33 Правил обучения).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)5. Для некоторых категорий работников должно быть организовано обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, которое представляет собой процесс получения работниками знаний, умений и навыков, позволяющих оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи работникам при несчастных случаях на производстве, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. К числу таких работников относятся: работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда; работники рабочих профессий; лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством; работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим; председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда; иные работники по решению работодателя (п. 33 Правил обучения).
Статья: Правовые аспекты трудоустройства и работы врачей-стажеров и врачей-наставников по профилю оказания медицинской помощи "Нейрохирургия"
(Закондырин Д.Е.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Вопрос ответственности за возникающие дефекты в работе врача-стажера является малопроработанным, так же как и сама система отношений "наставник - стажер". Очевидно, что если ординатор получает допуск к медицинской деятельности и официально трудоустраивается на свободную ставку в штатном расписании, то и ответственность за причинение вреда здоровью пациента будет лежать на нем. Роль наставника юридически будет вспомогательной, но, при соответствующей трактовке обстоятельств инцидента, он также может быть привлечен к ответственности как лицо, оставившее пациента в опасности или допустившее преступную халатность. Очевидно, что после начала полномасштабного функционирования системы наставничества возникнут соответствующие прецеденты. Не исключены и конфликты в профессиональном сообществе, когда врач-стажер будет намеренно игнорировать рекомендации наставника или, напротив, назначенный наставником врач намеренно будет игнорировать стажера, не желая готовить себе конкурента. Потребуется юридическая оценка и таких фактов, а также проработка законных "рычагов давления" со стороны администрации медицинской организации на подобных сотрудников вплоть до увольнения, как это уже работает в странах Запада.
(Закондырин Д.Е.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Вопрос ответственности за возникающие дефекты в работе врача-стажера является малопроработанным, так же как и сама система отношений "наставник - стажер". Очевидно, что если ординатор получает допуск к медицинской деятельности и официально трудоустраивается на свободную ставку в штатном расписании, то и ответственность за причинение вреда здоровью пациента будет лежать на нем. Роль наставника юридически будет вспомогательной, но, при соответствующей трактовке обстоятельств инцидента, он также может быть привлечен к ответственности как лицо, оставившее пациента в опасности или допустившее преступную халатность. Очевидно, что после начала полномасштабного функционирования системы наставничества возникнут соответствующие прецеденты. Не исключены и конфликты в профессиональном сообществе, когда врач-стажер будет намеренно игнорировать рекомендации наставника или, напротив, назначенный наставником врач намеренно будет игнорировать стажера, не желая готовить себе конкурента. Потребуется юридическая оценка и таких фактов, а также проработка законных "рычагов давления" со стороны администрации медицинской организации на подобных сотрудников вплоть до увольнения, как это уже работает в странах Запада.
Готовое решение: Как оформить стажировку работника в учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)Да, если такая должность предусмотрена нормативно. Например, существует должность врача-стажера (п. 5.2 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, если такая должность предусмотрена нормативно. Например, существует должность врача-стажера (п. 5.2 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников).
Статья: Анализ опыта европейских стран в части сотрудничества университетов и крупных компаний реального сектора экономики
(Чернышева Т.К., Шаюк Е.И.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)Проведение научных исследований и участие в образовательном процессе медицинских работников являются обязательными для медицинских учреждений, получающих от Министерства здравоохранения и социального обеспечения Норвегии <10> соответствующие целевые ассигнования. Партнерство представителей профессионального и научного сообществ зачастую основано на широком использовании возможностей для работы по совместительству, а для студентов - в формате проведения стажировок, вовлечения в решение прикладных задач, совместном использовании оборудования и т.д.
(Чернышева Т.К., Шаюк Е.И.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)Проведение научных исследований и участие в образовательном процессе медицинских работников являются обязательными для медицинских учреждений, получающих от Министерства здравоохранения и социального обеспечения Норвегии <10> соответствующие целевые ассигнования. Партнерство представителей профессионального и научного сообществ зачастую основано на широком использовании возможностей для работы по совместительству, а для студентов - в формате проведения стажировок, вовлечения в решение прикладных задач, совместном использовании оборудования и т.д.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Ординаторами и ассистентами-стажерами являются обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы высшего образования - программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки соответственно. Первые из них получают профессиональное медицинское или фармацевтическое образование; подготовка по программе ординатуры обеспечивает им приобретение знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских и фармацевтических работников (см. подробнее ч. 9 ст. 82 комментируемого Закона). Вторые получают профессиональное образование в области искусств, а по окончании обучения, которое реализуется исключительно в очной форме, получают статус творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям (см. подробнее ч. 16 - 19 ст. 83 комментируемого Закона).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Ординаторами и ассистентами-стажерами являются обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы высшего образования - программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки соответственно. Первые из них получают профессиональное медицинское или фармацевтическое образование; подготовка по программе ординатуры обеспечивает им приобретение знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских и фармацевтических работников (см. подробнее ч. 9 ст. 82 комментируемого Закона). Вторые получают профессиональное образование в области искусств, а по окончании обучения, которое реализуется исключительно в очной форме, получают статус творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям (см. подробнее ч. 16 - 19 ст. 83 комментируемого Закона).