Ставки земельного налога при использовании земли не по назначению
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставки земельного налога при использовании земли не по назначению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 387 "Общие положения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"Вместе с тем, по смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства. Судами установлено, что земельный участок не используется для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества; по результатам обследования было выявлено использование земельного участка не по целевому назначению.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 8 ноября 2018 года N 2725-О, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника. По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Какими документами подтверждается использование земельного участка не по целевому назначению? Что является основанием для применения повышенной ставки земельного налога? Каков механизм изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2023 году в случае их неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ? Давайте разбираться.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Какими документами подтверждается использование земельного участка не по целевому назначению? Что является основанием для применения повышенной ставки земельного налога? Каков механизм изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2023 году в случае их неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ? Давайте разбираться.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Серьезные ограничения возможностей муниципалитетов по распределению земельной ренты и использованию регулирующей функции налогов установлены также в части ставок налога на землю. Несмотря на то что федеральным законодательством представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка, они могут это делать исключительно в пределах ставок, установленных НК РФ. Таким образом, местные органы имеют право лишь снижать предельные ставки, установленные федеральным законодательством, но ни в коей мере не превышать их. В этих условиях возникает вопрос о возможности государства обеспечить получение в полном объеме причитающейся ему как собственнику земли части земельной ренты. Необходимо расширить полномочия местных органов в данной области, предоставив им возможность в ряде случаев в целях повышения эффективности использования земельных участков увеличивать предельную ставку налога, установленную на федеральном уровне. В частности, право на повышение ставки может быть предоставлено в отношении не используемых длительное время по прямому назначению земель сельскохозяйственного назначения. Возможно также применение повышенной ставки налога при переводе землепользователем земельного участка из одной категории использования в другую. Это может быть, например, при получении разрешения на застройку на приобретенном неиспользуемом земельном участке, относящемся к категории сельскохозяйственного назначения. Следовало бы также, на наш взгляд, предоставить право органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать налоговые ставки налога для пустующих земельных участков. В условиях расширения прав органов местного самоуправления в части ставок налога на землю они могли бы взимать налог по повышенной ставке с суммы дохода, образующегося при продаже земельного участка, не использованного по назначению в течение установленного местными органами срока. Подобный порядок повышенного налогообложения успешно применяется в ряде других развитых стран. В частности, во Франции в случае перепродажи в течение года незастроенного земельного участка 70% прибавки в цене поступает в доход государства [4].
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Серьезные ограничения возможностей муниципалитетов по распределению земельной ренты и использованию регулирующей функции налогов установлены также в части ставок налога на землю. Несмотря на то что федеральным законодательством представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка, они могут это делать исключительно в пределах ставок, установленных НК РФ. Таким образом, местные органы имеют право лишь снижать предельные ставки, установленные федеральным законодательством, но ни в коей мере не превышать их. В этих условиях возникает вопрос о возможности государства обеспечить получение в полном объеме причитающейся ему как собственнику земли части земельной ренты. Необходимо расширить полномочия местных органов в данной области, предоставив им возможность в ряде случаев в целях повышения эффективности использования земельных участков увеличивать предельную ставку налога, установленную на федеральном уровне. В частности, право на повышение ставки может быть предоставлено в отношении не используемых длительное время по прямому назначению земель сельскохозяйственного назначения. Возможно также применение повышенной ставки налога при переводе землепользователем земельного участка из одной категории использования в другую. Это может быть, например, при получении разрешения на застройку на приобретенном неиспользуемом земельном участке, относящемся к категории сельскохозяйственного назначения. Следовало бы также, на наш взгляд, предоставить право органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать налоговые ставки налога для пустующих земельных участков. В условиях расширения прав органов местного самоуправления в части ставок налога на землю они могли бы взимать налог по повышенной ставке с суммы дохода, образующегося при продаже земельного участка, не использованного по назначению в течение установленного местными органами срока. Подобный порядок повышенного налогообложения успешно применяется в ряде других развитых стран. В частности, во Франции в случае перепродажи в течение года незастроенного земельного участка 70% прибавки в цене поступает в доход государства [4].
Нормативные акты
Приказ МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90
(ред. от 21.04.2003)
"Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(вместе с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183)За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
(ред. от 21.04.2003)
"Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(вместе с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183)За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Спорные участки не использовались по назначению, не предназначались для личных (бытовых) нужд, что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога (Постановление АС МО от 04.12.2023 N Ф05-28553/2023 по делу N А41-96821/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Спорные участки не использовались по назначению, не предназначались для личных (бытовых) нужд, что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога (Постановление АС МО от 04.12.2023 N Ф05-28553/2023 по делу N А41-96821/2022).
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)"...общество, являющееся коммерческой организацией и используя спорный земельный участок не по назначению - для жилищного строительства, не для удовлетворения личных нужд граждан, а для получения прибыли от его продажи, не вправе было применять налоговую ставку 0,3 процента при исчислении земельного налога за 10 месяцев 2021 года, а произведенный налоговым органом перерасчет налога по ставке 1,5 процента является правомерным".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)"...общество, являющееся коммерческой организацией и используя спорный земельный участок не по назначению - для жилищного строительства, не для удовлетворения личных нужд граждан, а для получения прибыли от его продажи, не вправе было применять налоговую ставку 0,3 процента при исчислении земельного налога за 10 месяцев 2021 года, а произведенный налоговым органом перерасчет налога по ставке 1,5 процента является правомерным".
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 12.12.2022 N БС-4-21/16806@ <Об исчислении земельного налога и авансовых платежей в отношении земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства и не используемого по целевому назначению>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)На земельные участки сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства налоговая ставка установлена в размере 0,3%.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)На земельные участки сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства налоговая ставка установлена в размере 0,3%.
Статья: Спорные вопросы по налогообложению земли и недвижимости: на что нужно обратить внимание
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 16)Мнения судов разошлись. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали инспекцию. При этом они руководствовались положениями ст. 387 - 391, 394 НК РФ и основывались на том, что спорные земельные участки не использовались по назначению (для жилищного строительства), не предназначались для удовлетворения личных (бытовых) нужд граждан, а использовались для получения прибыли от их продажи.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 16)Мнения судов разошлись. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали инспекцию. При этом они руководствовались положениями ст. 387 - 391, 394 НК РФ и основывались на том, что спорные земельные участки не использовались по назначению (для жилищного строительства), не предназначались для удовлетворения личных (бытовых) нужд граждан, а использовались для получения прибыли от их продажи.
Вопрос: О ставке земельного налога в отношении участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для ИЖС и не используемых по назначению.
(Письмо Минфина России от 22.07.2024 N 03-05-06-02/68370)Вопрос: О ставке земельного налога в отношении участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для ИЖС и не используемых по назначению.
(Письмо Минфина России от 22.07.2024 N 03-05-06-02/68370)Вопрос: О ставке земельного налога в отношении участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для ИЖС и не используемых по назначению.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Ставка налога на землю для жилищного строительства не должна превышать 0,3%. Однако применять пониженную ставку нельзя, если застройщик (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ):
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Ставка налога на землю для жилищного строительства не должна превышать 0,3%. Однако применять пониженную ставку нельзя, если застройщик (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ):
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного хозяйства".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного хозяйства".