Ставки арендной платы за муниципальные земли
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставки арендной платы за муниципальные земли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Арендная плата по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, изменяется на основании нормативного акта органа власти независимо от механизма ее расчета, предусмотренного договором
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 9707/13 по делу N А73-16475/2012 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. п. 1, 3 ст. 614 ГК РФ, п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Поскольку ставки арендной платы за государственные (муниципальные) земли являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы и не вправе применять другие ставки. В связи с этим независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы применяется с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 ГК РФ. Стороны договора могут требовать друг от друга внести изменения на основании указанного нормативного акта в заключенный договор аренды.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 9707/13 по делу N А73-16475/2012 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. п. 1, 3 ст. 614 ГК РФ, п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Поскольку ставки арендной платы за государственные (муниципальные) земли являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы и не вправе применять другие ставки. В связи с этим независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы применяется с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 ГК РФ. Стороны договора могут требовать друг от друга внести изменения на основании указанного нормативного акта в заключенный договор аренды.
Позиция ВС РФ: Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной, но не федеральной собственности, может превышать ставки, нормативно установленные для земель федеральной собственности
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015) и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 614 ГК РФ, п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 принципы не содержат положений о недопустимости устанавливать ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, предусмотренных для земель федеральной собственности. Единая методика расчета ставок арендной платы Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 не утверждалась.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015) и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 614 ГК РФ, п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 принципы не содержат положений о недопустимости устанавливать ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, предусмотренных для земель федеральной собственности. Единая методика расчета ставок арендной платы Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 не утверждалась.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли оформлять дополнительное соглашение, если меняется размер арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность Общества платить арендную плату, исходя из установленных Федеральным законом "О Федеральном бюджете", другими актами Правительства Российской Федерации, а также локальными нормативными актами муниципального образования ставок арендной платы за землю, предусмотрена условиями договора. Подписания сторонами какого-либо соглашения о внесении изменений в договор аренды в части, касающейся размера арендной платы, не требуется, поскольку в связи с принятием уполномоченными органами нормативно-правовых актов, устанавливающих или изменяющих ставки арендной платы на очередной период, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в установленном размере..."
Нужно ли оформлять дополнительное соглашение, если меняется размер арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность Общества платить арендную плату, исходя из установленных Федеральным законом "О Федеральном бюджете", другими актами Правительства Российской Федерации, а также локальными нормативными актами муниципального образования ставок арендной платы за землю, предусмотрена условиями договора. Подписания сторонами какого-либо соглашения о внесении изменений в договор аренды в части, касающейся размера арендной платы, не требуется, поскольку в связи с принятием уполномоченными органами нормативно-правовых актов, устанавливающих или изменяющих ставки арендной платы на очередной период, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в установленном размере..."
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность Общества платить арендную плату, исходя из установленных Федеральным законом "О Федеральном бюджете", другими актами Правительства Российской Федерации, а также локальными нормативными актами муниципального образования ставок арендной платы за землю, предусмотрена условиями договора. Подписания сторонами какого-либо соглашения о внесении изменений в договор аренды в части, касающейся размера арендной платы, не требуется, поскольку в связи с принятием уполномоченными органами нормативно-правовых актов, устанавливающих или изменяющих ставки арендной платы на очередной период, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в установленном размере..."
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность Общества платить арендную плату, исходя из установленных Федеральным законом "О Федеральном бюджете", другими актами Правительства Российской Федерации, а также локальными нормативными актами муниципального образования ставок арендной платы за землю, предусмотрена условиями договора. Подписания сторонами какого-либо соглашения о внесении изменений в договор аренды в части, касающейся размера арендной платы, не требуется, поскольку в связи с принятием уполномоченными органами нормативно-правовых актов, устанавливающих или изменяющих ставки арендной платы на очередной период, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в установленном размере..."
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)До вступления в силу оспариваемого в части решения представительного органа муниципального образования размер ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, недропользования, составлял 0,55.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)До вступления в силу оспариваемого в части решения представительного органа муниципального образования размер ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, недропользования, составлял 0,55.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)66. Произвольное установление ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, является недопустимым.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)66. Произвольное установление ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, является недопустимым.
Статья: Некоторые проблемы оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)30. О положении о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Липецка, порядке, условиях и сроках ее внесения и об установлении ставок арендной платы за земельные участки, расположенные в границах города Липецка: решение Липецкого городского совета депутатов от 26 октября 2010 года N 131.
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)30. О положении о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Липецка, порядке, условиях и сроках ее внесения и об установлении ставок арендной платы за земельные участки, расположенные в границах города Липецка: решение Липецкого городского совета депутатов от 26 октября 2010 года N 131.
Вопрос: Правомерно ли увеличение арендной платы за участок для строительства гаража-стоянки без торгов согласно Постановлению Правительства Москвы N 793-ПП?
(Консультация эксперта, 2023)Согласно п. 66 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, произвольное установление ставок арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, является недопустимым.
(Консультация эксперта, 2023)Согласно п. 66 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, произвольное установление ставок арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, является недопустимым.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно ставки арендной платы устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка, размер ставки арендной платы зависит от зоны градостроительной ценности (в населенных пунктах), категории землепользователя, вида использования (разрешенного использования) земельного участка.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно ставки арендной платы устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка, размер ставки арендной платы зависит от зоны градостроительной ценности (в населенных пунктах), категории землепользователя, вида использования (разрешенного использования) земельного участка.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Действителен ли акт госоргана или органа местного самоуправления, по которому плата по договору аренды за пользование публичным имуществом увеличивается за истекший период
(КонсультантПлюс, 2025)"...Решением Тульской городской Думы от 28.12.2005 N 6/56 с целью установления единства подхода в определении ставок арендной платы за пользование муниципальным имуществом (кроме земельных участков) была утверждена Методика расчета арендной платы за пользование движимым и недвижимым муниципальным имуществом (далее - Методика).
Действителен ли акт госоргана или органа местного самоуправления, по которому плата по договору аренды за пользование публичным имуществом увеличивается за истекший период
(КонсультантПлюс, 2025)"...Решением Тульской городской Думы от 28.12.2005 N 6/56 с целью установления единства подхода в определении ставок арендной платы за пользование муниципальным имуществом (кроме земельных участков) была утверждена Методика расчета арендной платы за пользование движимым и недвижимым муниципальным имуществом (далее - Методика).
Статья: Способы определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(Габучева С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Позиция Верховного Суда Российской Федерации по вопросу оспаривания нормативных правовых актов, используемых при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, заключается в том, что установление ставок и корректирующих коэффициентов без экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности. Это означает, что необходимо учитывать интерес арендатора земельного участка в получении сложившейся нормы прибыли для отрасли, в которой он осуществляет свою деятельность.
(Габучева С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Позиция Верховного Суда Российской Федерации по вопросу оспаривания нормативных правовых актов, используемых при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, заключается в том, что установление ставок и корректирующих коэффициентов без экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности. Это означает, что необходимо учитывать интерес арендатора земельного участка в получении сложившейся нормы прибыли для отрасли, в которой он осуществляет свою деятельность.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли муниципальные образования увеличивать ставки по договорам аренды принадлежащих им земельных участков из-за уменьшения их кадастровой стоимости
(КонсультантПлюс, 2025)В Балаковском муниципальном районе ставка арендной платы для земельных участков, относящихся к девятому виду разрешенного использования, была установлена решением Собрания депутатов Балаковского муниципального района Саратовской области от 26 января 2007 г. N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в размере 2,25% от кадастровой стоимости земли.
Вправе ли муниципальные образования увеличивать ставки по договорам аренды принадлежащих им земельных участков из-за уменьшения их кадастровой стоимости
(КонсультантПлюс, 2025)В Балаковском муниципальном районе ставка арендной платы для земельных участков, относящихся к девятому виду разрешенного использования, была установлена решением Собрания депутатов Балаковского муниципального района Саратовской области от 26 января 2007 г. N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в размере 2,25% от кадастровой стоимости земли.
Статья: Комплексный метод определения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности
(Стерник С.Г., Полищук О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)5. Полищук О.А. Классификация факторов влияния на размер ставки арендной платы за пользование государственными и муниципальными земельными участками в корпоративных целях // Первый экономический журнал. 2024. N 7. С. 93 - 104. URL: https://naukavak.ru/wp-content/uploads/2024/09/pezh-N7-349-2024.pdf (дата обращения: 13.01.2025).
(Стерник С.Г., Полищук О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)5. Полищук О.А. Классификация факторов влияния на размер ставки арендной платы за пользование государственными и муниципальными земельными участками в корпоративных целях // Первый экономический журнал. 2024. N 7. С. 93 - 104. URL: https://naukavak.ru/wp-content/uploads/2024/09/pezh-N7-349-2024.pdf (дата обращения: 13.01.2025).
Статья: Арендуем землю: что с бухучетом и налогами
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 8)Взяли в долгосрочную аренду земельный участок у муниципалитета. Размер арендной платы указан как 1 ставка земельного налога за 1 кв. м. Она меняется каждый год, поскольку этот налог зависит от кадастровой стоимости земли. Надо ли формировать в бухучете ППА и ОА по аренде?
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 8)Взяли в долгосрочную аренду земельный участок у муниципалитета. Размер арендной платы указан как 1 ставка земельного налога за 1 кв. м. Она меняется каждый год, поскольку этот налог зависит от кадастровой стоимости земли. Надо ли формировать в бухучете ППА и ОА по аренде?
Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)Правительством РФ установлены основные принципы определения арендной платы <8>, которые применяются к аренде не только федеральных земельных участков, но и участков в неразграниченной государственной собственности, собственности субъектов РФ, а также муниципальной собственности <9>. Однако следование этим принципам не влечет напрямую использование ставок арендной платы, установленных для федеральных земельных участков, к аренде земельных участков других форм собственности <10>. Кроме того, к сожалению, нет никакой унификации в вопросах ставок и порядка определения арендной платы в различных регионах, а также на федеральном и местном уровнях. Местные ставки, как правило, не учитывают ограничения и льготы, предусмотренные федеральным законодательством.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)Правительством РФ установлены основные принципы определения арендной платы <8>, которые применяются к аренде не только федеральных земельных участков, но и участков в неразграниченной государственной собственности, собственности субъектов РФ, а также муниципальной собственности <9>. Однако следование этим принципам не влечет напрямую использование ставок арендной платы, установленных для федеральных земельных участков, к аренде земельных участков других форм собственности <10>. Кроме того, к сожалению, нет никакой унификации в вопросах ставок и порядка определения арендной платы в различных регионах, а также на федеральном и местном уровнях. Местные ставки, как правило, не учитывают ограничения и льготы, предусмотренные федеральным законодательством.
Статья: Некоторые аспекты взаимодействия органов государственной власти и специализированных муниципалитетов в сфере землепользования: особенности и пути решения проблемных вопросов
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Также муниципальные власти ЗАТО по объективным причинам лишены возможности совершения сделок с участками муниципальной земли сельскохозяйственного назначения, на которых находятся различные строения, а также переданными жителям ЗАТО для ведения садоводства, животноводства и огородничества. Эти ограничения в сфере землепользования, обусловленные спецификой правового статуса ЗАТО, с одной стороны, уменьшают полномочия муниципалитетов по вопросам оборота земель ЗАТО, а с другой стороны, сужают налоговую базу, поскольку земли под градообразующими объектами указанных населенных пунктов закрытого типа изъяты законодателем из оборота. (Например, в 2006 г. налог на доходы физических лиц составил 80% налоговых доходов бюджетов ЗАТО, а земельный налог - лишь 3,5% <2>. И это с учетом того, что размер ставки земельно-арендных платежей утверждается и контролируется муниципальными властями.)
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Также муниципальные власти ЗАТО по объективным причинам лишены возможности совершения сделок с участками муниципальной земли сельскохозяйственного назначения, на которых находятся различные строения, а также переданными жителям ЗАТО для ведения садоводства, животноводства и огородничества. Эти ограничения в сфере землепользования, обусловленные спецификой правового статуса ЗАТО, с одной стороны, уменьшают полномочия муниципалитетов по вопросам оборота земель ЗАТО, а с другой стороны, сужают налоговую базу, поскольку земли под градообразующими объектами указанных населенных пунктов закрытого типа изъяты законодателем из оборота. (Например, в 2006 г. налог на доходы физических лиц составил 80% налоговых доходов бюджетов ЗАТО, а земельный налог - лишь 3,5% <2>. И это с учетом того, что размер ставки земельно-арендных платежей утверждается и контролируется муниципальными властями.)