Ставка по ипотеке в 2020г
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставка по ипотеке в 2020г (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество в 2020 году владело на праве собственности земельными участками с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", один из участков был размежеван, вновь образованные участки реализованы физическим лицам по договорам купли-продажи. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик необоснованно при исчислении земельного налога за 2020 год применил пониженную ставку земельного налога 0,3 процента, предусмотренную абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, и доначислил земельный налог по ставке 1,5 процента. Суд признал доначисление правомерным. Суд отметил, что с 01.01.2020 подп. "а" п. 75 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ в абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ внесены изменения, льготная налоговая ставка не применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. Коммерческие организации не вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам, тем более они не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п. Начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения пониженной ставки, предусмотренной абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество в 2020 году владело на праве собственности земельными участками с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", один из участков был размежеван, вновь образованные участки реализованы физическим лицам по договорам купли-продажи. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик необоснованно при исчислении земельного налога за 2020 год применил пониженную ставку земельного налога 0,3 процента, предусмотренную абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, и доначислил земельный налог по ставке 1,5 процента. Суд признал доначисление правомерным. Суд отметил, что с 01.01.2020 подп. "а" п. 75 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ в абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ внесены изменения, льготная налоговая ставка не применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. Коммерческие организации не вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам, тем более они не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п. Начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения пониженной ставки, предусмотренной абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С 01.01.2020 коммерческие организации не вправе применять пониженную ставку по указанным участкам, тем более, когда они вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству и используют соответствующие участки как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации либо на использование участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С 01.01.2020 коммерческие организации не вправе применять пониженную ставку по указанным участкам, тем более, когда они вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству и используют соответствующие участки как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации либо на использование участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности регулирования страховой деятельности в практике банкострахования в Европейском союзе
(Цыганов А.А., Масленников С.В.)
("Банковское право", 2020, N 6)Несмотря на действующую с середины 2010-х гг. норму п. 4 ст. 8 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" о запрете страховым агентам определять себя в договоре страхования в качестве выгодоприобретателя в случае получения страховой комиссии, в большинстве случае банки находят способы и юридические формы, их закрепляющие, позволяющие получать комиссию по договорам, заключенным с их участием. Понимание данной практики привело к появлению концепции развития страхования, сопутствующего договору об ипотеке в силу закона <17>, перекладывающей бремя заключения договора страхования в интересах кредитора на сам банк. Предполагается, что банки, конкурирующие на рынке ипотечного кредитования, будут стараться найти оптимальные условия страхования и не будут закладывать в кредитную ставку имевшийся ранее дополнительный комиссионный доход от страховщиков, о котором потенциальные заемщики не информировались. Однако данная инновация не устраивает банковское и страховое сообщество в лице Ассоциации банков России (АБР) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС), не предполагающих терять доходы и в этой связи прогнозирующих рост кредитных ставок на 0,8 - 1,3% <18>, что примерно соответствует средним ставкам комплексного ипотечного страхования. С учетом объемов ипотечного кредитования и средних ставок по итогам первого полугодия 2020 г. около 7,3% <19> это существенная часть эффективной кредитной ставки, в настоящее время взимающаяся страховщиками.
(Цыганов А.А., Масленников С.В.)
("Банковское право", 2020, N 6)Несмотря на действующую с середины 2010-х гг. норму п. 4 ст. 8 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" о запрете страховым агентам определять себя в договоре страхования в качестве выгодоприобретателя в случае получения страховой комиссии, в большинстве случае банки находят способы и юридические формы, их закрепляющие, позволяющие получать комиссию по договорам, заключенным с их участием. Понимание данной практики привело к появлению концепции развития страхования, сопутствующего договору об ипотеке в силу закона <17>, перекладывающей бремя заключения договора страхования в интересах кредитора на сам банк. Предполагается, что банки, конкурирующие на рынке ипотечного кредитования, будут стараться найти оптимальные условия страхования и не будут закладывать в кредитную ставку имевшийся ранее дополнительный комиссионный доход от страховщиков, о котором потенциальные заемщики не информировались. Однако данная инновация не устраивает банковское и страховое сообщество в лице Ассоциации банков России (АБР) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС), не предполагающих терять доходы и в этой связи прогнозирующих рост кредитных ставок на 0,8 - 1,3% <18>, что примерно соответствует средним ставкам комплексного ипотечного страхования. С учетом объемов ипотечного кредитования и средних ставок по итогам первого полугодия 2020 г. около 7,3% <19> это существенная часть эффективной кредитной ставки, в настоящее время взимающаяся страховщиками.
Статья: Фундаментальные факторы формирования рыночной стоимости жилья в регионах
(Бердникова В.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Что касается заработной платы и уровня инфляции, то по сравнению с ипотечными ставками их влияние не такое существенное. Несмотря на то что обычно рынок недвижимости очень инертный и ценовые показатели на нем меняются медленно (особенно при ухудшении макроэкономических условий), при понижении средних ипотечных ставок он приобретает быструю тенденцию к росту. На рисунке 1 видно, что в 2020 году рынок быстро поднялся после принятия решения Правительством Российской Федерации о субсидировании строительной отрасли через ипотечное кредитование.
(Бердникова В.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Что касается заработной платы и уровня инфляции, то по сравнению с ипотечными ставками их влияние не такое существенное. Несмотря на то что обычно рынок недвижимости очень инертный и ценовые показатели на нем меняются медленно (особенно при ухудшении макроэкономических условий), при понижении средних ипотечных ставок он приобретает быструю тенденцию к росту. На рисунке 1 видно, что в 2020 году рынок быстро поднялся после принятия решения Правительством Российской Федерации о субсидировании строительной отрасли через ипотечное кредитование.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ
(ред. от 16.04.2022)
"О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Установить, что ВЭБ.РФ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2011 года вправе предоставлять открытому акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" кредиты (займы) по ставке 6,5 процента годовых на срок до 1 июня 2020 года.
(ред. от 16.04.2022)
"О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Установить, что ВЭБ.РФ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2011 года вправе предоставлять открытому акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" кредиты (займы) по ставке 6,5 процента годовых на срок до 1 июня 2020 года.
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета по предоставлению субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ", г. Москва, в виде вкладов в имущество, не увеличивающих его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2024 годах по ставке до 8 процентов годовых, а также на цели возмещения операционных расходов и расходов акционерного общества "ДОМ.РФ", связанных с осуществлением возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2024 годах.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета по предоставлению субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ", г. Москва, в виде вкладов в имущество, не увеличивающих его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2024 годах по ставке до 8 процентов годовых, а также на цели возмещения операционных расходов и расходов акционерного общества "ДОМ.РФ", связанных с осуществлением возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2024 годах.
Вопрос: О программах семейной и льготной ипотеки.
(Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 05-05-08/19398)<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 566 "Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2024 годах".
(Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 05-05-08/19398)<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 566 "Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2024 годах".
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Следовательно, налогоплательщики - коммерческие организации тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Следовательно, налогоплательщики - коммерческие организации тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.
Статья: Обеспечительная передача титула, не предусмотренная законом: исследование практики судов общей юрисдикции
(Правящий П.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 2)Интересна также доля споров о передаче титула на жилье в общей выборке определений по годам - с 2015 по 2020 г. Так, с 87,58% в 2015 г. она последовательно снижалась: 84,51% в 2016 г., 78,41% в 2017 г., 72,78% в 2018 г., 60,90% в 2019 г. и 67,07% в 2020 г. Можно усмотреть определенную связь между снижением доли споров об обеспечительной передаче титула на жилье с ростом доступности ипотечного кредитования (в том числе со снижением ключевой ставки Банка России, а с ней и процента по ипотечным кредитам). К примеру, наибольшая доля решений о передаче титула на жилье приходится на 2015 г., в котором рассматривались споры о займах, выданных примерно годом ранее - в период наибольшей ключевой ставки Банка России, которая к концу 2014 г. достигала 17% <37>.
(Правящий П.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 2)Интересна также доля споров о передаче титула на жилье в общей выборке определений по годам - с 2015 по 2020 г. Так, с 87,58% в 2015 г. она последовательно снижалась: 84,51% в 2016 г., 78,41% в 2017 г., 72,78% в 2018 г., 60,90% в 2019 г. и 67,07% в 2020 г. Можно усмотреть определенную связь между снижением доли споров об обеспечительной передаче титула на жилье с ростом доступности ипотечного кредитования (в том числе со снижением ключевой ставки Банка России, а с ней и процента по ипотечным кредитам). К примеру, наибольшая доля решений о передаче титула на жилье приходится на 2015 г., в котором рассматривались споры о займах, выданных примерно годом ранее - в период наибольшей ключевой ставки Банка России, которая к концу 2014 г. достигала 17% <37>.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит выделения и использования в 2021 - 2023 годах средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования"
(Саватюгин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 9)Ввиду широкой востребованности программ льготной ипотеки доля льготных ипотечных кредитов, выданных под залог прав требования по договорам участия в долевом строительстве (далее - также ДДУ), существенно возросла в общем количестве предоставленных ипотечных кредитов с 0,8% в 2018 году и 6% в 2019 году до 56 - 60% в 2020 - 2022 годах. Соответственно, увеличивается разрыв между ставками ипотечного кредитования на первичном и вторичном рынках жилья (рисунок 2).
(Саватюгин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 9)Ввиду широкой востребованности программ льготной ипотеки доля льготных ипотечных кредитов, выданных под залог прав требования по договорам участия в долевом строительстве (далее - также ДДУ), существенно возросла в общем количестве предоставленных ипотечных кредитов с 0,8% в 2018 году и 6% в 2019 году до 56 - 60% в 2020 - 2022 годах. Соответственно, увеличивается разрыв между ставками ипотечного кредитования на первичном и вторичном рынках жилья (рисунок 2).
Вопрос: О льготных ипотечных программах в рамках господдержки по улучшению жилищных условий граждан РФ.
(Письмо Минфина России от 10.04.2024 N 05-05-08/33758)<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 566 "Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2024 годах".
(Письмо Минфина России от 10.04.2024 N 05-05-08/33758)<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 566 "Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2024 годах".
Статья: Налогообложение Китая как инструмент национальной фискально-бюджетной политики
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Отметим особо еще один китайский накопительный фонд, не имеющий аналогов в российской практике. Данный фонд формируется в целях предоставления работнику жилья на условиях ипотечного кредитования. Налоговая ставка распределяется равными долями между работодателем и работником и составляет в общем 14%. По задумке, именно из данного фонда государство будет брать финансы для погашения процентов за заемщика <22>.
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Отметим особо еще один китайский накопительный фонд, не имеющий аналогов в российской практике. Данный фонд формируется в целях предоставления работнику жилья на условиях ипотечного кредитования. Налоговая ставка распределяется равными долями между работодателем и работником и составляет в общем 14%. По задумке, именно из данного фонда государство будет брать финансы для погашения процентов за заемщика <22>.
Статья: Государственная жилищная политика по развитию сельских территорий
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)Это связано с тем, что инициативу по национальному планированию перехватили акты Президента РФ, которые "закрепили за собой роль важнейшего инструмента стратегического целеполагания для российской экономики, включая и сферу социального развития" <6>. Первыми подобными актами стали Майские указы 2012 г., среди которых решению жилищных проблем был посвящен Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" <7> (далее - Указ Президента РФ N 600). Однако в данном Указе были обозначены лишь общие цели государственной жилищной политики до 2018 - 2020 гг., в частности:
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)Это связано с тем, что инициативу по национальному планированию перехватили акты Президента РФ, которые "закрепили за собой роль важнейшего инструмента стратегического целеполагания для российской экономики, включая и сферу социального развития" <6>. Первыми подобными актами стали Майские указы 2012 г., среди которых решению жилищных проблем был посвящен Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" <7> (далее - Указ Президента РФ N 600). Однако в данном Указе были обозначены лишь общие цели государственной жилищной политики до 2018 - 2020 гг., в частности:
Статья: Некоторые вопросы финансово-правового регулирования ипотечного жилищного кредитования в современной России
(Ахмедов Д.А.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Согласно Федеральному закону от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке), "ипотечное жилищное кредитование - отношения между заемщиками, специальными субъектами (банками, государственными и (или) муниципальными организациями) по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам на приобретение, индивидуальное строительство или реконструкцию жилья, обеспечиваемых залогом приобретаемого, реконструируемого жилья, а также завершенного строительства недвижимого имущества и принадлежащих заемщику (залогодателю) материалов и оборудования, заготовленных для строительства, включая меры государственной поддержки <1>. Решение жилищного вопроса формирует социальную стабильность и поэтому является важной экономической и социальной задачей, определяющей темпы экономического роста (банки используют ипотечные механизмы и развивают перспективный сектор ипотечной секьюритизации на бирже) <2>. Эта задача государством реализуется через проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 определена задача обеспечить семьи со средним уровнем доходов жильем к 2024 г. В рамках реализации Указа была введена ставка по ипотечному кредитованию до 8% <3>. Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 предусматривается: а) улучшение жилищных условий для 5 млн семей в год; б) минимальный рост объемов жилищного строительства на 120 млн кв. м в год <4>.
(Ахмедов Д.А.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Согласно Федеральному закону от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке), "ипотечное жилищное кредитование - отношения между заемщиками, специальными субъектами (банками, государственными и (или) муниципальными организациями) по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам на приобретение, индивидуальное строительство или реконструкцию жилья, обеспечиваемых залогом приобретаемого, реконструируемого жилья, а также завершенного строительства недвижимого имущества и принадлежащих заемщику (залогодателю) материалов и оборудования, заготовленных для строительства, включая меры государственной поддержки <1>. Решение жилищного вопроса формирует социальную стабильность и поэтому является важной экономической и социальной задачей, определяющей темпы экономического роста (банки используют ипотечные механизмы и развивают перспективный сектор ипотечной секьюритизации на бирже) <2>. Эта задача государством реализуется через проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 определена задача обеспечить семьи со средним уровнем доходов жильем к 2024 г. В рамках реализации Указа была введена ставка по ипотечному кредитованию до 8% <3>. Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 предусматривается: а) улучшение жилищных условий для 5 млн семей в год; б) минимальный рост объемов жилищного строительства на 120 млн кв. м в год <4>.