Статья 49 земельного
Подборка наиболее важных документов по запросу Статья 49 земельного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Проспект", 2017)Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Проспект", 2017)Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
"Комментарий к водному законодательству и ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах"
(постатейный)
(Мазуров А.В.)
("Частное право", 2013)Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей
(постатейный)
(Мазуров А.В.)
("Частное право", 2013)Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
"Модельный земельный кодекс для государств-участников СНГ"
(Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-8 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)Статья 49. Ходатайство (заявление) о предоставлении земли
(Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-8 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)Статья 49. Ходатайство (заявление) о предоставлении земли
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)<36> В Постановлении ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 по делу N А12-23495/2012 указано: "Собственник зарезервированного участка, продолжая нести публичные обязанности, связанные с владением таким участком, не вправе осуществлять строительство на земельном участке и реконструкцию имеющихся объектов недвижимости. Зарезервированный участок, несомненно, утрачивает полностью либо частично стоимость по сравнению с рыночной стоимостью до введения резервирования. При этом действующее российское законодательство не предусматривает права собственника зарезервированного земельного участка потребовать у публично-правового образования принудительного выкупа такого участка, чем нарушается общественный и частный баланс интересов (поскольку компенсацию стоимости участка собственник может получить только при реализации публично-правовым образованием его права на изъятие земельного участка путем его выкупа (статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации), но и не препятствует обращению в суд с иском о взыскании убытков, связанных с частичной утратой прав собственника".
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)<36> В Постановлении ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 по делу N А12-23495/2012 указано: "Собственник зарезервированного участка, продолжая нести публичные обязанности, связанные с владением таким участком, не вправе осуществлять строительство на земельном участке и реконструкцию имеющихся объектов недвижимости. Зарезервированный участок, несомненно, утрачивает полностью либо частично стоимость по сравнению с рыночной стоимостью до введения резервирования. При этом действующее российское законодательство не предусматривает права собственника зарезервированного земельного участка потребовать у публично-правового образования принудительного выкупа такого участка, чем нарушается общественный и частный баланс интересов (поскольку компенсацию стоимости участка собственник может получить только при реализации публично-правовым образованием его права на изъятие земельного участка путем его выкупа (статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации), но и не препятствует обращению в суд с иском о взыскании убытков, связанных с частичной утратой прав собственника".
Статья: О последствиях различия во взглядах публично-правовых образований на градостроительное развитие территории. Комментарий к Апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 26 февраля 2020 года N 66-АПА19-13
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)- имущественно-правовые последствия, среди которых возможность предоставлять земельные участки для размещения этого объекта без проведения торгов (п. 4 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ), изымать их для публичных нужд (ч. 2 ст. 49 ЗК РФ) <9>;
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)- имущественно-правовые последствия, среди которых возможность предоставлять земельные участки для размещения этого объекта без проведения торгов (п. 4 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ), изымать их для публичных нужд (ч. 2 ст. 49 ЗК РФ) <9>;
Готовое решение: Как публично-правовое образование распоряжается имуществом, обращенным в государственную (муниципальную) собственность
(КонсультантПлюс, 2025)Если недвижимость изъята для государственных (муниципальных) нужд, ППО может распорядиться ею только способами, которые соответствуют цели изъятия. Вы вправе снести недвижимость на изъятом земельном участке, передать его в аренду лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, и т.д. Данный вывод следует из ст. 49, пп. 7 п. 1 ст. 56.11, п. 14 ст. 56.12 ЗК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если недвижимость изъята для государственных (муниципальных) нужд, ППО может распорядиться ею только способами, которые соответствуют цели изъятия. Вы вправе снести недвижимость на изъятом земельном участке, передать его в аренду лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, и т.д. Данный вывод следует из ст. 49, пп. 7 п. 1 ст. 56.11, п. 14 ст. 56.12 ЗК РФ.
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)<17> Однако в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации такое основание изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не предусмотрено.
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)<17> Однако в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации такое основание изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не предусмотрено.
Готовое решение: Как определяется арендная плата за публичные земельные участки
(КонсультантПлюс, 2025)плата за участки, которые предоставлены для размещения некоторых объектов, а также осуществления пользования недрами, не может превышать плату, рассчитанную для соответствующих целей в отношении федеральных земельных участков (п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ). Эта норма применяется независимо от того, какие правила установлены нормативными актами субъектов или муниципальных образований (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 25.12.2019 N 4, Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2017 по делу N 305-ЭС17-12788, А41-40556/2016);
(КонсультантПлюс, 2025)плата за участки, которые предоставлены для размещения некоторых объектов, а также осуществления пользования недрами, не может превышать плату, рассчитанную для соответствующих целей в отношении федеральных земельных участков (п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ). Эта норма применяется независимо от того, какие правила установлены нормативными актами субъектов или муниципальных образований (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 25.12.2019 N 4, Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2017 по делу N 305-ЭС17-12788, А41-40556/2016);
Статья: Совершенствование правовых механизмов комплексного развития территорий
(Галь М.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)<6> Пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
(Галь М.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)<6> Пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Следует также иметь в виду, что изъятие у частных собственников (и иных правообладателей - субъектов ограниченных вещных прав) земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ) теперь урегулировано также гл. VII.1 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ). Здесь прямо предусматривается возможность судебного обжалования решения органа публичной власти об изъятии у частного правообладателя земельного участка (п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ), а также необходимость разработки письменного соглашения с ним об изъятии земельного участка, при отказе от подписания которого должно последовать обращение в суд с соответствующим иском к правообладателю (ст. 56.9 и п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Следует также иметь в виду, что изъятие у частных собственников (и иных правообладателей - субъектов ограниченных вещных прав) земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ) теперь урегулировано также гл. VII.1 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ). Здесь прямо предусматривается возможность судебного обжалования решения органа публичной власти об изъятии у частного правообладателя земельного участка (п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ), а также необходимость разработки письменного соглашения с ним об изъятии земельного участка, при отказе от подписания которого должно последовать обращение в суд с соответствующим иском к правообладателю (ст. 56.9 и п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в системе оснований прекращения прав на землю
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)При отсутствии законодательного закрепления понятия государственных или муниципальных нужд принято рассматривать то, что перечисленные в ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) основания изъятия земельных участков раскрывают содержание таких нужд. Очевидно, что этот вопрос оставляет за собой правовую неопределенность. Перечень государственных или муниципальных нужд, представляющий собой три основные группы оснований, при наличии которых земельные участки могут быть изъяты, не является исчерпывающим.
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)При отсутствии законодательного закрепления понятия государственных или муниципальных нужд принято рассматривать то, что перечисленные в ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) основания изъятия земельных участков раскрывают содержание таких нужд. Очевидно, что этот вопрос оставляет за собой правовую неопределенность. Перечень государственных или муниципальных нужд, представляющий собой три основные группы оснований, при наличии которых земельные участки могут быть изъяты, не является исчерпывающим.
Ситуация: В каком порядке осуществляется резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Резервирование для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных гражданам, осуществляется, в частности, по следующим основаниям (ст. 49, п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Резервирование для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных гражданам, осуществляется, в частности, по следующим основаниям (ст. 49, п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ):
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 04.07.2024 N 03-07-11/62429 <Возмещение за изъятый участок облагается налогом на прибыль>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)- для выполнения международного договора (п. 1 ст. 49 ЗК РФ);
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)- для выполнения международного договора (п. 1 ст. 49 ЗК РФ);