Статья 42 земельного
Подборка наиболее важных документов по запросу Статья 42 земельного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Проспект", 2017)Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Проспект", 2017)Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
"Комментарий к водному законодательству и ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах"
(постатейный)
(Мазуров А.В.)
("Частное право", 2013)Статья 42. Основные требования к использованию водных объектов
(постатейный)
(Мазуров А.В.)
("Частное право", 2013)Статья 42. Основные требования к использованию водных объектов
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
"Модельный земельный кодекс для государств-участников СНГ"
(Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-8 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)Статья 42. Предоставление земель для несельскохозяйственных нужд
(Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-8 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)Статья 42. Предоставление земель для несельскохозяйственных нужд
Статья: Сочетание интересов общества и частных интересов в регулировании использования земель
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Во-вторых, ЗК РФ внес существенные изменения в части обязанностей правообладателей земельных участков. В отличие от ЗК РСФСР 1991 г., ЗК РФ не обязывает правообладателей эффективно использовать принадлежащие им земельные участки, включая участки, предназначенные для товарного сельскохозяйственного производства. Более того, из системного анализа земельного, гражданского, административного законодательства следует, что законодатель отказался от понуждения правообладателей к обязательному использованию земельных участков в качестве общего правила, как это имело место ранее <25>. В настоящее время основная обязанность правообладателей земельных участков сведена, по большому счету, к использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абз. 2 ст. 42 ЗК РФ).
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Во-вторых, ЗК РФ внес существенные изменения в части обязанностей правообладателей земельных участков. В отличие от ЗК РСФСР 1991 г., ЗК РФ не обязывает правообладателей эффективно использовать принадлежащие им земельные участки, включая участки, предназначенные для товарного сельскохозяйственного производства. Более того, из системного анализа земельного, гражданского, административного законодательства следует, что законодатель отказался от понуждения правообладателей к обязательному использованию земельных участков в качестве общего правила, как это имело место ранее <25>. В настоящее время основная обязанность правообладателей земельных участков сведена, по большому счету, к использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абз. 2 ст. 42 ЗК РФ).
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Статья: О землепользовании юридических лиц, не являющихся собственниками земельных участков
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Особенно остро такого рода проблема проявляется в случае расположения на земельном участке линейного объекта, обладающего особой спецификой. Действующее законодательство не содержит норм, четко определяющих порядок предоставления земельных участков для размещения на них линейных объектов. Хотя, как верно отмечает Г.А. Волков, "как правило, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках и технические характеристики линейных сооружений в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям в использовании или невозможности использования земельных участков правообладателями, к существенным ограничениям их прав" <22>, тем не менее собственник или иной обладатель прав на земельный участок вынужден претерпевать некоторые неудобства уже по причине того, что земельный участок так или иначе "задействован" под эксплуатацию линейного объекта. Чаще всего речь идет о сервитутных правах собственника или иного обладателя линейного объекта и соответствующем обременении земельного участка, используемого для размещения линейного объекта. Это может быть публичный сервитут в отдельных целях, устанавливаемый по правилам гл. V.7 ЗК РФ, или так называемый легальный сервитут, предусмотренный ст. 42 ЗК РФ, когда сервитут устанавливается по основаниям, названным в законе (сервитут в силу закона) <23>.
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Особенно остро такого рода проблема проявляется в случае расположения на земельном участке линейного объекта, обладающего особой спецификой. Действующее законодательство не содержит норм, четко определяющих порядок предоставления земельных участков для размещения на них линейных объектов. Хотя, как верно отмечает Г.А. Волков, "как правило, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках и технические характеристики линейных сооружений в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям в использовании или невозможности использования земельных участков правообладателями, к существенным ограничениям их прав" <22>, тем не менее собственник или иной обладатель прав на земельный участок вынужден претерпевать некоторые неудобства уже по причине того, что земельный участок так или иначе "задействован" под эксплуатацию линейного объекта. Чаще всего речь идет о сервитутных правах собственника или иного обладателя линейного объекта и соответствующем обременении земельного участка, используемого для размещения линейного объекта. Это может быть публичный сервитут в отдельных целях, устанавливаемый по правилам гл. V.7 ЗК РФ, или так называемый легальный сервитут, предусмотренный ст. 42 ЗК РФ, когда сервитут устанавливается по основаниям, названным в законе (сервитут в силу закона) <23>.
Статья: Экосистемный подход в праве
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Примерами закрепления в законодательстве узкого понимания экосистемного подхода могут служить нормы, устанавливающие запрет или меры по предотвращению возможного причинения вреда природной среде, ее компонентам при использовании природных ресурсов: п. 2 ст. 36 Конституции России <25>, абз. 2 ст. 42, абз. 2 подп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации <26>, п. 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации <27>, п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации <28>, подп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <29>, ч. 6 ст. 13 Федерального закона "О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации "О недрах" <30>, п. 5 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <31> и другие нормы.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Примерами закрепления в законодательстве узкого понимания экосистемного подхода могут служить нормы, устанавливающие запрет или меры по предотвращению возможного причинения вреда природной среде, ее компонентам при использовании природных ресурсов: п. 2 ст. 36 Конституции России <25>, абз. 2 ст. 42, абз. 2 подп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации <26>, п. 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации <27>, п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации <28>, подп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <29>, ч. 6 ст. 13 Федерального закона "О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации "О недрах" <30>, п. 5 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <31> и другие нормы.
Статья: Освоение земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков.
Статья: Влияние юридической невозможности исполнения обязательства на реализацию инвестиционно-строительных проектов, осуществляемых совместно с публично-правовыми образованиями
(Терди Е.С.)
("Закон", 2022, N 2)Надо отметить, что в соответствии со сложившейся судебной практикой применение ст. 168 ГК РФ требует указания в качестве императивной нормы, нарушаемой договором, положений федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, содержащих нормы гражданского законодательства, но не норм регионального или муниципального законодательства <12>. В связи с этим в основу признания договора ничтожным должен был быть положен факт нарушения им ст. 42 и 99 Земельного кодекса (ЗК) РФ <13>, п. 2 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия <14>, а не противоречие договора муниципальному и региональному законодательству само по себе.
(Терди Е.С.)
("Закон", 2022, N 2)Надо отметить, что в соответствии со сложившейся судебной практикой применение ст. 168 ГК РФ требует указания в качестве императивной нормы, нарушаемой договором, положений федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, содержащих нормы гражданского законодательства, но не норм регионального или муниципального законодательства <12>. В связи с этим в основу признания договора ничтожным должен был быть положен факт нарушения им ст. 42 и 99 Земельного кодекса (ЗК) РФ <13>, п. 2 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия <14>, а не противоречие договора муниципальному и региональному законодательству само по себе.
Готовое решение: Что такое межевые знаки и как они устанавливаются
(КонсультантПлюс, 2025)Однако это не значит, что для лица, которое уничтожило межевой знак, не наступит никаких неблагоприятных последствий. Оно должно восстановить его или компенсировать стоимость установки владельцу земельного участка (ст. 42, ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако это не значит, что для лица, которое уничтожило межевой знак, не наступит никаких неблагоприятных последствий. Оно должно восстановить его или компенсировать стоимость установки владельцу земельного участка (ст. 42, ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).
Статья: Иски о понуждении к исполнению предписаний контрольных (надзорных) органов
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Иначе выглядит ситуация, когда Россельхознадзор обращается с исками о взыскании причиненных убытков и (или) о возложении на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. В основание иска в таком случае положено право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды") <11> и обязательства из причинения вреда окружающей среде или неисполнение природоохранных обязанностей, вытекающих из ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ. Как точно подмечено Е.С. Смагиной, "в данном случае хорошо видна неразделимость публично-правовых интересов государства в обеспечении благоприятной окружающей среды, соблюдении законов юридическими лицами и интересов всего общества и отдельных граждан; это объясняет, что на практике такие иски предъявляются зачастую с формулировкой "в интересах РФ, неопределенного круга лиц" <12>.
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Иначе выглядит ситуация, когда Россельхознадзор обращается с исками о взыскании причиненных убытков и (или) о возложении на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. В основание иска в таком случае положено право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды") <11> и обязательства из причинения вреда окружающей среде или неисполнение природоохранных обязанностей, вытекающих из ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ. Как точно подмечено Е.С. Смагиной, "в данном случае хорошо видна неразделимость публично-правовых интересов государства в обеспечении благоприятной окружающей среды, соблюдении законов юридическими лицами и интересов всего общества и отдельных граждан; это объясняет, что на практике такие иски предъявляются зачастую с формулировкой "в интересах РФ, неопределенного круга лиц" <12>.
Статья: Политико-правовые аспекты реализации экологических требований органами местного самоуправления
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Кроме того, статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, ими не являющиеся, обязаны среди прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативное воздействия на земли и почвы.
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Кроме того, статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, ими не являющиеся, обязаны среди прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативное воздействия на земли и почвы.
Статья: Критерий существенности и обычности вмешательства в соседских отношениях по праву Германии и России
(Щербаков А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)В то время как действующее российское регулирование опирается исключительно на публичные нормативы: "Критериями, с помощью которых можно определить, нарушены права и законные интересы иных лиц или нет, являются требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Собственник земельного участка обязан их соблюдать (ст. 42 ЗК РФ)" <18>. Очевидный недостаток такого подхода - это отсутствие гибкости, присущей частноправовому регулированию, способной в зависимости от конкретных обстоятельств спора разрешить конфликт наиболее сбалансированным образом с применением критериев порядка использования каждого из земельных участков (эмитента и претерпевающего собственника). Также при частноправовом регулировании можно учесть точные характеристики вмешательства (интенсивность, продолжительность), проанализировать местность (на предмет обычности вмешательства), в которой находятся оба участка (по сути, их назначение: жилая либо промышленная зона и т.п.).
(Щербаков А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)В то время как действующее российское регулирование опирается исключительно на публичные нормативы: "Критериями, с помощью которых можно определить, нарушены права и законные интересы иных лиц или нет, являются требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Собственник земельного участка обязан их соблюдать (ст. 42 ЗК РФ)" <18>. Очевидный недостаток такого подхода - это отсутствие гибкости, присущей частноправовому регулированию, способной в зависимости от конкретных обстоятельств спора разрешить конфликт наиболее сбалансированным образом с применением критериев порядка использования каждого из земельных участков (эмитента и претерпевающего собственника). Также при частноправовом регулировании можно учесть точные характеристики вмешательства (интенсивность, продолжительность), проанализировать местность (на предмет обычности вмешательства), в которой находятся оба участка (по сути, их назначение: жилая либо промышленная зона и т.п.).