Статья 23 земельного
Подборка наиболее важных документов по запросу Статья 23 земельного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Проспект", 2017)Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Проспект", 2017)Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
"Комментарий к водному законодательству и ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах"
(постатейный)
(Мазуров А.В.)
("Частное право", 2013)Статья 23. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование
(постатейный)
(Мазуров А.В.)
("Частное право", 2013)Статья 23. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
"Земельный кодекс РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1)
(ред. от 24.12.1993)Глава IV. ИЗЪЯТИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА
(утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1)
(ред. от 24.12.1993)Глава IV. ИЗЪЯТИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА
Статья: Сервитут вида: понятие и признаки с учетом концептуального признака единства судьбы земельного участка и объекта недвижимости
(Васючкова О.А., Вороньжев А.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) (далее - ЗК РФ) <2> характеризует сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком, который предоставляется в целях обеспечения частных, государственных или муниципальных нужд (ст. 23 ЗК РФ). Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) (далее - ГК РФ) <3> сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом (ст. 126 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
(Васючкова О.А., Вороньжев А.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) (далее - ЗК РФ) <2> характеризует сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком, который предоставляется в целях обеспечения частных, государственных или муниципальных нужд (ст. 23 ЗК РФ). Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) (далее - ГК РФ) <3> сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом (ст. 126 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта. А вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта. А вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.
Статья: Категория "общее пользование" в земельном законодательстве
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Режим общего пользования может возникать в силу расположения на земельном участке объектов общего пользования, причем как природных, так и антропогенных. Возникает вопрос: можно ли рассматривать обычай как основание возникновения режима общего пользования? На практике встречаются ситуации, когда определенный земельный участок находится в пользовании неограниченного круга лиц, при этом в отношении данного участка не выполнены предусмотренные законом требования, позволяющие квалифицировать его в качестве объекта общего пользования, например отсутствуют сведения об утверждении документации о планировке территории и установлении красных линий. Статья 23 ЗК РФ предусматривает, что местные условия и обычаи учитываются при определении срока установления публичного сервитута для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. В ст. 35 ЗК РФ говорится о допустимости определения условий землепользования в соответствии со "сложившимся порядком". К сожалению, в других нормах ЗК РФ положения об обычаях не получили развития.
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Режим общего пользования может возникать в силу расположения на земельном участке объектов общего пользования, причем как природных, так и антропогенных. Возникает вопрос: можно ли рассматривать обычай как основание возникновения режима общего пользования? На практике встречаются ситуации, когда определенный земельный участок находится в пользовании неограниченного круга лиц, при этом в отношении данного участка не выполнены предусмотренные законом требования, позволяющие квалифицировать его в качестве объекта общего пользования, например отсутствуют сведения об утверждении документации о планировке территории и установлении красных линий. Статья 23 ЗК РФ предусматривает, что местные условия и обычаи учитываются при определении срока установления публичного сервитута для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. В ст. 35 ЗК РФ говорится о допустимости определения условий землепользования в соответствии со "сложившимся порядком". К сожалению, в других нормах ЗК РФ положения об обычаях не получили развития.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Согласно статьям 39.37 и 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации [2] публичный сервитут может устанавливаться на весь период проведения инженерных изысканий, реконструкции, строительства, эксплуатации и капитального ремонта линейного объекта с учетом следующих положений: "сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием" [2, ст. 23]. Кроме того, публичный сервитут может быть установлен в целях складирования строительных и иных материалов, возведения некапитальных строений, сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) размещения строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта инженерных сооружений на срок их строительства, реконструкции, ремонта. При этом необходимо осуществлять плату за установление публичного сервитута, определенную следующим образом (см. [2, ст. 39.46]):
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Согласно статьям 39.37 и 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации [2] публичный сервитут может устанавливаться на весь период проведения инженерных изысканий, реконструкции, строительства, эксплуатации и капитального ремонта линейного объекта с учетом следующих положений: "сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием" [2, ст. 23]. Кроме того, публичный сервитут может быть установлен в целях складирования строительных и иных материалов, возведения некапитальных строений, сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) размещения строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта инженерных сооружений на срок их строительства, реконструкции, ремонта. При этом необходимо осуществлять плату за установление публичного сервитута, определенную следующим образом (см. [2, ст. 39.46]):
Статья: Спор об установлении сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) (на основании судебной практики Московского городского и Московского областного судов)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.1. Нормы федерального законодательства: ст. ст. 274 - 277 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ, ст. 52 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. п. 56, 72 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение к Приказу Росреестра от 07.12.2023 N П/0514).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.1. Нормы федерального законодательства: ст. ст. 274 - 277 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ, ст. 52 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. п. 56, 72 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение к Приказу Росреестра от 07.12.2023 N П/0514).
Статья: Оценка судом нормативного характера акта: процессуальные последствия
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Репрезентативным примером может служить оценка судами актов об установлении публичных сервитутов. Реформирование правового регулирования публичного сервитута <10>, среди прочего исключившее из положений ст. 23 ЗК РФ указание на необходимость установления сервитута нормативным правовым актом (в настоящее время сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления), породило практику рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании решений об установлении сервитута <11> в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Отчасти такая практика подкрепляется и последующими изменениями ЗК РФ, исключившими необходимость публикации решений об установлении публичного сервитута в порядке, установленном для муниципальных правовых актов <12>. Встречается и иной подход: обращаясь к положениям ППВС N 50, арбитражные суды отмечают, что вывод о нормативном либо ненормативном характере такого решения, вынесенного после внесения изменений в ЗК РФ, зависит от анализа его содержания соответствующим судом, поскольку характер такого правового акта уже не презюмируется в качестве нормативного, как это было ранее в силу прямого указания закона, и делают вывод о нормативном характере оспариваемого акта <13>.
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Репрезентативным примером может служить оценка судами актов об установлении публичных сервитутов. Реформирование правового регулирования публичного сервитута <10>, среди прочего исключившее из положений ст. 23 ЗК РФ указание на необходимость установления сервитута нормативным правовым актом (в настоящее время сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления), породило практику рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании решений об установлении сервитута <11> в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Отчасти такая практика подкрепляется и последующими изменениями ЗК РФ, исключившими необходимость публикации решений об установлении публичного сервитута в порядке, установленном для муниципальных правовых актов <12>. Встречается и иной подход: обращаясь к положениям ППВС N 50, арбитражные суды отмечают, что вывод о нормативном либо ненормативном характере такого решения, вынесенного после внесения изменений в ЗК РФ, зависит от анализа его содержания соответствующим судом, поскольку характер такого правового акта уже не презюмируется в качестве нормативного, как это было ранее в силу прямого указания закона, и делают вывод о нормативном характере оспариваемого акта <13>.
Статья: Проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов при определении срока публичного сервитута
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Следует отметить, что публичные сервитуты для отдельных целей также регулируются статьей 23 ЗК РФ, так как они указаны в этой статье в качестве одного из видов публичных сервитутов. Однако при этом в главе V.7 содержатся особые правила в отношении инфраструктурных публичных сервитутов, которые в том числе касаются порядка установления публичного сервитута и вопросов платы за него. Следовательно, при разрешении вопросов правового регулирования публичных сервитутов для отдельных целей статья 23 ЗК РФ является общей, а нормы главы V.7 - специальными.
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Следует отметить, что публичные сервитуты для отдельных целей также регулируются статьей 23 ЗК РФ, так как они указаны в этой статье в качестве одного из видов публичных сервитутов. Однако при этом в главе V.7 содержатся особые правила в отношении инфраструктурных публичных сервитутов, которые в том числе касаются порядка установления публичного сервитута и вопросов платы за него. Следовательно, при разрешении вопросов правового регулирования публичных сервитутов для отдельных целей статья 23 ЗК РФ является общей, а нормы главы V.7 - специальными.
Статья: О землепользовании юридических лиц, не являющихся собственниками земельных участков
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)ЗК РФ термин "публичный" применительно к сервитуту использует в двух случаях: 1) в традиционном для отечественного земельного права понимании - в целях, предусмотренных подп. 1 - 7 п. 4 ст. 23 Кодекса; 2) в относительно новом понимании, когда сервитут устанавливается в отдельных целях (ст. 39.37 - 39.50). Кроме того, специально регламентирован порядок установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (гл. V.3 ЗК РФ).
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)ЗК РФ термин "публичный" применительно к сервитуту использует в двух случаях: 1) в традиционном для отечественного земельного права понимании - в целях, предусмотренных подп. 1 - 7 п. 4 ст. 23 Кодекса; 2) в относительно новом понимании, когда сервитут устанавливается в отдельных целях (ст. 39.37 - 39.50). Кроме того, специально регламентирован порядок установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (гл. V.3 ЗК РФ).
Статья: Законность предоставления земельных участков для размещения объектов коммунальной инфраструктуры
(Федорченко М.С., Дмитриев И.Г.)
("Законность", 2025, N 6)Вместе с тем из системного анализа статей ЗК следует, что в подавляющем большинстве случаев размещение объектов коммунальной инфраструктуры не требует предоставления земель в аренду, а предполагает установление сервитута (ст. 23 ЗК) либо получение места для размещения объекта (ч. 3 ст. 39.36 ЗК).
(Федорченко М.С., Дмитриев И.Г.)
("Законность", 2025, N 6)Вместе с тем из системного анализа статей ЗК следует, что в подавляющем большинстве случаев размещение объектов коммунальной инфраструктуры не требует предоставления земель в аренду, а предполагает установление сервитута (ст. 23 ЗК) либо получение места для размещения объекта (ч. 3 ст. 39.36 ЗК).
Готовое решение: Плательщики земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)Да, нужно. Особенностей уплаты налога для участков с сервитутом в НК РФ нет. Поэтому платить налог придется за весь участок целиком несмотря на то, что на часть его установлен сервитут (п. 1 ст. 388 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, нужно. Особенностей уплаты налога для участков с сервитутом в НК РФ нет. Поэтому платить налог придется за весь участок целиком несмотря на то, что на часть его установлен сервитут (п. 1 ст. 388 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23).