Статус религиозных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус религиозных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, на территории субъекта РФ льгота в отношении имущества религиозного назначения не может быть предоставлена.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, на территории субъекта РФ льгота в отношении имущества религиозного назначения не может быть предоставлена.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ"Учитывая изложенное, организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, на территории Московской области льгота по налогу на имущество в отношении имущества религиозного назначения не может быть предоставлена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации
(Рыбакова О.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)"Российская юстиция", 2023, N 10
(Рыбакова О.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)"Российская юстиция", 2023, N 10
Статья: Модель противодействия экстремизму: опыт Республики Казахстан
(Искаков А.К., Биекенов Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Закон Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", принятый 11 октября 2011 г., стал важным правовым актом, регулирующим вопросы свободы вероисповедания, статуса религиозных объединений и государственной политики в религиозной сфере <8>.
(Искаков А.К., Биекенов Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Закон Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", принятый 11 октября 2011 г., стал важным правовым актом, регулирующим вопросы свободы вероисповедания, статуса религиозных объединений и государственной политики в религиозной сфере <8>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом.
Статья: Религиозная безопасность как предмет конституционно-правового регулирования
(Мещерякова А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)Регулирование религиозной безопасности предполагает защиту правового статуса религиозных организаций, уважения и доверия к ним. Законодательство предусматривает гарантии для защиты религиозных организаций от дискриминации и неправомерных вмешательств. Этому, в частности, посвящена ст. 19 Конституции РФ, гарантирующая равноправие граждан по религиозному признаку, а также ст. 29 Конституции РФ, касающаяся запрета на пропаганду религиозного превосходства.
(Мещерякова А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)Регулирование религиозной безопасности предполагает защиту правового статуса религиозных организаций, уважения и доверия к ним. Законодательство предусматривает гарантии для защиты религиозных организаций от дискриминации и неправомерных вмешательств. Этому, в частности, посвящена ст. 19 Конституции РФ, гарантирующая равноправие граждан по религиозному признаку, а также ст. 29 Конституции РФ, касающаяся запрета на пропаганду религиозного превосходства.
Статья: Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Таким образом, религиозная организация может выступать в качестве работодателя и заключать трудовые договоры лишь в случае, если она зарегистрирована в установленном федеральным законом порядке, то есть она должна обладать статусом юридического лица. Другое религиозное объединение - религиозная группа - субъектом трудовых отношений быть не может, так как не подлежит государственной регистрации и не является юридическим лицом <2>.
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Таким образом, религиозная организация может выступать в качестве работодателя и заключать трудовые договоры лишь в случае, если она зарегистрирована в установленном федеральным законом порядке, то есть она должна обладать статусом юридического лица. Другое религиозное объединение - религиозная группа - субъектом трудовых отношений быть не может, так как не подлежит государственной регистрации и не является юридическим лицом <2>.
Статья: Религиозные объединения в единой системе публичной власти
(Дробот С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Религиозные объединения являются институтом гражданского общества, выступают одним из элементов общественной власти и обладают автономией, которая выражается в принципе отделения религиозных объединений от государства. В этой связи определенной конституционно-правовой проблемой выступает согласование положения религиозных объединений в единой системе публичной власти с принципом отделения религиозных объединений от государства. Нормативная конституционализация статуса религиозных объединений нашла отражение в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), который за годы своего существования претерпел изменения в сторону детализации и усиления государственного контроля деятельности религиозных объединений. Так, Федеральным законом от 6 июня 2016 г. N 374-ФЗ <7> в Федеральный закон N 125-ФЗ введена глава "Миссионерская деятельность", существенным образом скорректировавшая процесс распространения религиозной организацией своего вероучения среди лиц, не относящихся к последователям этого вероучения. Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. N 68-ФЗ <8> Федеральный закон N 125-ФЗ дополнен положением о праве выхода религиозной организации из состава централизованной религиозной организации, если данное право предусмотрено уставом централизованной организации. Тем самым законодатель расширил государственное регулирование в сфере обеспечения институционального единства религиозной организации. Кроме того, нововведения касаются установления требований к образованию священнослужителей, впервые приступающим к совершению богослужений. Конституционные поправки 2020 г., на наш взгляд, усиливают вектор конституционализации религиозных объединений в сторону ограничения их автономии. Прямо не связанные со статусом религиозных объединений конституционные новации, касающиеся укрепления суверенитета российской государственности (установление дополнительных требований к лицам, замещающим государственные должности, запрет отчуждения территории Российской Федерации), усиливают общие нормы главы 1 Конституции РФ о государственном суверенитете, позволяют по-новому интерпретировать дух Основного Закона РФ в контексте суверенизации общественно-политического и духовно-нравственного пространства России, в том числе "национализации" общественных институтов, посредством усиления государственного контроля.
(Дробот С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Религиозные объединения являются институтом гражданского общества, выступают одним из элементов общественной власти и обладают автономией, которая выражается в принципе отделения религиозных объединений от государства. В этой связи определенной конституционно-правовой проблемой выступает согласование положения религиозных объединений в единой системе публичной власти с принципом отделения религиозных объединений от государства. Нормативная конституционализация статуса религиозных объединений нашла отражение в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), который за годы своего существования претерпел изменения в сторону детализации и усиления государственного контроля деятельности религиозных объединений. Так, Федеральным законом от 6 июня 2016 г. N 374-ФЗ <7> в Федеральный закон N 125-ФЗ введена глава "Миссионерская деятельность", существенным образом скорректировавшая процесс распространения религиозной организацией своего вероучения среди лиц, не относящихся к последователям этого вероучения. Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. N 68-ФЗ <8> Федеральный закон N 125-ФЗ дополнен положением о праве выхода религиозной организации из состава централизованной религиозной организации, если данное право предусмотрено уставом централизованной организации. Тем самым законодатель расширил государственное регулирование в сфере обеспечения институционального единства религиозной организации. Кроме того, нововведения касаются установления требований к образованию священнослужителей, впервые приступающим к совершению богослужений. Конституционные поправки 2020 г., на наш взгляд, усиливают вектор конституционализации религиозных объединений в сторону ограничения их автономии. Прямо не связанные со статусом религиозных объединений конституционные новации, касающиеся укрепления суверенитета российской государственности (установление дополнительных требований к лицам, замещающим государственные должности, запрет отчуждения территории Российской Федерации), усиливают общие нормы главы 1 Конституции РФ о государственном суверенитете, позволяют по-новому интерпретировать дух Основного Закона РФ в контексте суверенизации общественно-политического и духовно-нравственного пространства России, в том числе "национализации" общественных институтов, посредством усиления государственного контроля.
Статья: Отдельные правовые аспекты для НКО
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Приведенное право выхода не распространяется на религиозные организации. Их учредители сохраняют свой статус в качестве учредителей таких организаций.
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Приведенное право выхода не распространяется на религиозные организации. Их учредители сохраняют свой статус в качестве учредителей таких организаций.