Стандарт управления многоквартирным домом
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарт управления многоквартирным домом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 156 "Размер платы за жилое помещение" ЖК РФ"В свою очередь, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, закрепляющий один из стандартов управления многоквартирным домом, сам по себе не предопределяет состав и размер платы за содержание жилого помещения."
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения против порядка управления: Организация оспаривает привлечение к ответственности по ст. 19.8.1 КоАП РФ за непредоставление или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжающими организациями
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 2.9, ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, ст. 8 Закона о теплоснабжении, ст. 34 Закона о водоснабжении, п. 1 ст. 24.11 Закона об отходах, п. п. 3, 25, 35 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, п. п. 3, 21, 30, 42, 51 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, п. п. 3, 7, 13, 14, 17, 23 - 29 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО, Порядок контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации по управлению МКД
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 2.9, ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, ст. 8 Закона о теплоснабжении, ст. 34 Закона о водоснабжении, п. 1 ст. 24.11 Закона об отходах, п. п. 3, 25, 35 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, п. п. 3, 21, 30, 42, 51 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, п. п. 3, 7, 13, 14, 17, 23 - 29 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО, Порядок контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации по управлению МКД
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)После перехода на прямые договоры ресурсоснабжения зачастую сохраняется прежний размер платы за содержание жилого помещения (особенно, если в многоквартирном доме применяется муниципальная ставка платы за жилое помещение), хотя управленческая нагрузка на управляющую организацию, ТСЖ или кооператив в этой части становится значительно меньше. Согласно абз. 6 подп. "д" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в стандарт управления многоквартирным домом входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг. Поэтому, когда лицо, управляющее многоквартирным домом, не исполняет эту часть стандарта управления, закономерно ставить вопрос об уменьшении цены договора управления многоквартирным домом (управляющая организация) или годовой сметы (ТСЖ, кооператив).
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)После перехода на прямые договоры ресурсоснабжения зачастую сохраняется прежний размер платы за содержание жилого помещения (особенно, если в многоквартирном доме применяется муниципальная ставка платы за жилое помещение), хотя управленческая нагрузка на управляющую организацию, ТСЖ или кооператив в этой части становится значительно меньше. Согласно абз. 6 подп. "д" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в стандарт управления многоквартирным домом входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг. Поэтому, когда лицо, управляющее многоквартирным домом, не исполняет эту часть стандарта управления, закономерно ставить вопрос об уменьшении цены договора управления многоквартирным домом (управляющая организация) или годовой сметы (ТСЖ, кооператив).
Статья: Правовые аспекты банкротства ТСЖ
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Юрист", 2021, N 5)В-четвертых, еще одной из возможных причин возникновения задолженности у ТСЖ является совершение уголовно наказуемых деяний администрацией ТСЖ или иными контролирующими ТСЖ лицами (например, присвоение или растрата собранных с собственников помещений денежных средств, доведение до банкротства). В судебной практике имеются дела о банкротстве ТСЖ, в рамках которых председатели изначально действовали по продуманной схеме: получение у ресурсоснабжающей организации в долг ресурсов, сбор денежных средств с собственников, выведение денежных средств на "дружественные" подрядные организации и "прощение" долгов через процедуру банкротства <7>. ТСЖ в лице органов управления согласно ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ несет ответственность за несоответствие деятельности стандартам управления МКД, однако применение реальных мер ответственности к председателю и членам правления ТСЖ на практике весьма затруднительно.
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Юрист", 2021, N 5)В-четвертых, еще одной из возможных причин возникновения задолженности у ТСЖ является совершение уголовно наказуемых деяний администрацией ТСЖ или иными контролирующими ТСЖ лицами (например, присвоение или растрата собранных с собственников помещений денежных средств, доведение до банкротства). В судебной практике имеются дела о банкротстве ТСЖ, в рамках которых председатели изначально действовали по продуманной схеме: получение у ресурсоснабжающей организации в долг ресурсов, сбор денежных средств с собственников, выведение денежных средств на "дружественные" подрядные организации и "прощение" долгов через процедуру банкротства <7>. ТСЖ в лице органов управления согласно ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ несет ответственность за несоответствие деятельности стандартам управления МКД, однако применение реальных мер ответственности к председателю и членам правления ТСЖ на практике весьма затруднительно.
Нормативные акты
Ситуация: Какие обязанности несет управляющая компания многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Управление МКД предполагает выполнение установленных стандартов, в частности (ч. 3.1, 6 ст. 45, ч. 13 ст. 155 ЖК РФ; п. п. 2, 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Управление МКД предполагает выполнение установленных стандартов, в частности (ч. 3.1, 6 ст. 45, ч. 13 ст. 155 ЖК РФ; п. п. 2, 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416):
Статья: Проблемы и перспективы совершенствования жилищного законодательства в сфере управления многоквартирными домами
(Киракосян С.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Переход к саморегулированию как частноправовому способу регулирования предпринимательской деятельности управляющих организаций отвечает принципам рыночной экономики и позволит обеспечить необходимый уровень профессионального управления многоквартирными домами. Саморегулирование - это децентрализованное (автономное, частноправовое) регулирование предпринимательской деятельности самими участниками. Саморегулирование должно основываться на стандартах и правилах в сфере управления многоквартирными домами, которые представляют собой локальный нормативный акт и чьи требования обязательны для исполнения организациями, управляющими многоквартирными домами. Участие управляющих организаций в разработке стандартов и правил ведения деятельности в сфере управления многоквартирными домами будет способствовать повышению эффективности контроля и созданию действенных механизмов материальной и дисциплинарной ответственности за нарушение требований законодательства, снижению избыточной контрольной функции государства <16>.
(Киракосян С.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Переход к саморегулированию как частноправовому способу регулирования предпринимательской деятельности управляющих организаций отвечает принципам рыночной экономики и позволит обеспечить необходимый уровень профессионального управления многоквартирными домами. Саморегулирование - это децентрализованное (автономное, частноправовое) регулирование предпринимательской деятельности самими участниками. Саморегулирование должно основываться на стандартах и правилах в сфере управления многоквартирными домами, которые представляют собой локальный нормативный акт и чьи требования обязательны для исполнения организациями, управляющими многоквартирными домами. Участие управляющих организаций в разработке стандартов и правил ведения деятельности в сфере управления многоквартирными домами будет способствовать повышению эффективности контроля и созданию действенных механизмов материальной и дисциплинарной ответственности за нарушение требований законодательства, снижению избыточной контрольной функции государства <16>.
Статья: Правовая природа, квалификация и юридический состав договора управления многоквартирным домом
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Несмотря на то что Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами <12> (Правила управления МКД) установлены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению МКД, которые обязательны для УО, действующих на основании ДУ, эти Правила управления МКД нельзя считать предусмотренными п. 4 ст. 426 ГК РФ, изданными Правительством РФ "правилами, обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)". Правила управления МКД имеют более широкую сферу действия, они регулируют не только вопросы заключения и исполнения ДУ, поскольку они в равной мере распространяют свое действие и на ТСЖ, ЖСК, и на собственников помещений в МКД.
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Несмотря на то что Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами <12> (Правила управления МКД) установлены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению МКД, которые обязательны для УО, действующих на основании ДУ, эти Правила управления МКД нельзя считать предусмотренными п. 4 ст. 426 ГК РФ, изданными Правительством РФ "правилами, обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)". Правила управления МКД имеют более широкую сферу действия, они регулируют не только вопросы заключения и исполнения ДУ, поскольку они в равной мере распространяют свое действие и на ТСЖ, ЖСК, и на собственников помещений в МКД.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)ГОСТ Р 51617-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования";
(КонсультантПлюс, 2025)ГОСТ Р 51617-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования";
Ситуация: Какие есть способы управления многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Управление многоквартирным домом представляет собой деятельность по выполнению стандартов, направленных, в частности, на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление гражданам, проживающим в таком доме, коммунальных услуг или (в определенных случаях) постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Управление многоквартирным домом представляет собой деятельность по выполнению стандартов, направленных, в частности, на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление гражданам, проживающим в таком доме, коммунальных услуг или (в определенных случаях) постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).