Стадия РАССМОТРЕНИя ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Подборка наиболее важных документов по запросу Стадия РАССМОТРЕНИя ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.6 "Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов" КоАП РФПри этом необходимо отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит какого-либо перечня минимальных либо необходимых доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении. Формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Видеосъемка должностных лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Судами установлено... что факт запрета инспектором ДПС осуществлять видеосъемку имел место во время составления протокола, то есть на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем ссылку... на положения статьи 24.3 КоАП РФ нельзя считать правильной, поскольку действие данной нормы распространяется на самостоятельную стадию производства по делу об административном правонарушении - рассмотрение дела об административном правонарушении.
(КонсультантПлюс, 2025)Судами установлено... что факт запрета инспектором ДПС осуществлять видеосъемку имел место во время составления протокола, то есть на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем ссылку... на положения статьи 24.3 КоАП РФ нельзя считать правильной, поскольку действие данной нормы распространяется на самостоятельную стадию производства по делу об административном правонарушении - рассмотрение дела об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о порядке возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, если его заводят против вас
(КонсультантПлюс, 2025)3. Каков порядок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)3. Каков порядок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности
Статья: Реализуемы ли в жизни принципы производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг?
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Принцип компетентности в производстве по делам об административных правонарушениях тесно связан с принципом законности и заключается в том, что применение уполномоченными на то органами и должностными лицами административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органов и должностных лиц в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). Применительно к рынку ценных бумаг речь идет в первую очередь о Центральном банке РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 23.74 КоАП РФ Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг предусмотренных: ч. 1 ст. 13.25, ч. 1 и 1.1 ст. 14.4.1, ч. 1 - 5 и 7 - 9 ст. 14.24, ч. 1 - 3 ст. 14.52 (если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка), ст. 14.52.2, 15.17 - 15.22, ч. 1 - 10 ст. 15.23.1, ст. 15.24.1, ч. 1 - 3 ст. 15.27 (в пределах своих полномочий), ст. 15.28 - 15.31, 15.35, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП РФ. Кроме того, тут речь идет именно о стадии рассмотрения дела об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг.
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Принцип компетентности в производстве по делам об административных правонарушениях тесно связан с принципом законности и заключается в том, что применение уполномоченными на то органами и должностными лицами административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органов и должностных лиц в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). Применительно к рынку ценных бумаг речь идет в первую очередь о Центральном банке РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 23.74 КоАП РФ Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг предусмотренных: ч. 1 ст. 13.25, ч. 1 и 1.1 ст. 14.4.1, ч. 1 - 5 и 7 - 9 ст. 14.24, ч. 1 - 3 ст. 14.52 (если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка), ст. 14.52.2, 15.17 - 15.22, ч. 1 - 10 ст. 15.23.1, ст. 15.24.1, ч. 1 - 3 ст. 15.27 (в пределах своих полномочий), ст. 15.28 - 15.31, 15.35, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП РФ. Кроме того, тут речь идет именно о стадии рассмотрения дела об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 29. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА
(ред. от 04.11.2025)Глава 29. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Глава 25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ
(ред. от 01.04.2025)Глава 25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ
Статья: Обеспечение соблюдения принципа равенства перед законом при освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)Обращает на себя внимание и тот факт, что несмотря на различия в подходе судов общей юрисдикции и арбитражных судов к применению института малозначительности, остаются сходными основания для начала разрешения вопроса о малозначительности. В судебном обычае сложилась практика необходимости поступления заявления от делинквента или его защитника о малозначительности совершенного административного правонарушения. Такая практика не способствует полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении. В отличие от правоприменителей Англии, Шотландии [3, с. 80-81], где преступление еще до начала судебного разбирательства квалифицировано малозначительным, российские правоприменители, исходя из смысла совокупности общих норм и норм, регулирующих проведение процесса рассмотрения дела об административном правонарушении, могут установить малозначительность административного правонарушения вследствие всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а значит, основанием к началу рассмотрения вопроса о возможности квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного должен являться переход суда к стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по существу. Отсутствие четко регламентированных правил применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и установленный КоАП РФ порядок рассмотрения дел об административном правонарушении явно противоречит разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П <22>, в котором суд указал, что законодатель вправе устанавливать пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Одновременно разъяснено, что, отказываясь в некоторых случаях от преследования лица за административное правонарушение, не имеющее существенной общественной опасности, государство полагает это излишним с точки зрения задач законодательства об административных правонарушениях, поскольку иное не оправдывало бы усилий по установлению события и состава административного правонарушения и не способствовало бы повышению эффективности публичного преследования и профилактического значения административной ответственности. Именно таковы в этом случае причины отказа от административного преследования, что не предполагает разрешения вопроса о виновном статусе лица, подлежащего разрешению в ходе производства по делу.
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)Обращает на себя внимание и тот факт, что несмотря на различия в подходе судов общей юрисдикции и арбитражных судов к применению института малозначительности, остаются сходными основания для начала разрешения вопроса о малозначительности. В судебном обычае сложилась практика необходимости поступления заявления от делинквента или его защитника о малозначительности совершенного административного правонарушения. Такая практика не способствует полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении. В отличие от правоприменителей Англии, Шотландии [3, с. 80-81], где преступление еще до начала судебного разбирательства квалифицировано малозначительным, российские правоприменители, исходя из смысла совокупности общих норм и норм, регулирующих проведение процесса рассмотрения дела об административном правонарушении, могут установить малозначительность административного правонарушения вследствие всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а значит, основанием к началу рассмотрения вопроса о возможности квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного должен являться переход суда к стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по существу. Отсутствие четко регламентированных правил применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и установленный КоАП РФ порядок рассмотрения дел об административном правонарушении явно противоречит разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П <22>, в котором суд указал, что законодатель вправе устанавливать пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Одновременно разъяснено, что, отказываясь в некоторых случаях от преследования лица за административное правонарушение, не имеющее существенной общественной опасности, государство полагает это излишним с точки зрения задач законодательства об административных правонарушениях, поскольку иное не оправдывало бы усилий по установлению события и состава административного правонарушения и не способствовало бы повышению эффективности публичного преследования и профилактического значения административной ответственности. Именно таковы в этом случае причины отказа от административного преследования, что не предполагает разрешения вопроса о виновном статусе лица, подлежащего разрешению в ходе производства по делу.
Статья: Правовые основания и порядок аннулирования диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по результатам рассмотрения выносится постановление о назначении административного наказания (п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по результатам рассмотрения выносится постановление о назначении административного наказания (п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Статья: Субъекты административной юрисдикции в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Юрист", 2021, N 5)Как субъект правоприменения субъект административной юрисдикции занимает центральные место в законодательстве об административной ответственности, является центральным звеном правоприменителей административного законодательства, поскольку только ему предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решения по ним. Задачи субъектов административной юрисдикции определены в ст. 24.1 КоАП РФ. Это всестороннее, объективное, полное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Освещенные в этой статье проблемы являются факторами, снижающими эффективность административной ответственности, что подтверждается правоприменительной практикой как на стадиях возбуждения, так и на стадиях рассмотрения дел об административных правонарушениях.
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Юрист", 2021, N 5)Как субъект правоприменения субъект административной юрисдикции занимает центральные место в законодательстве об административной ответственности, является центральным звеном правоприменителей административного законодательства, поскольку только ему предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решения по ним. Задачи субъектов административной юрисдикции определены в ст. 24.1 КоАП РФ. Это всестороннее, объективное, полное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Освещенные в этой статье проблемы являются факторами, снижающими эффективность административной ответственности, что подтверждается правоприменительной практикой как на стадиях возбуждения, так и на стадиях рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Статья: Риски расширения цифровой основы применения административной ответственности
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Статья 29.1 "Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении" дополняется новым п. 7, в соответствии с которым судье (органу, должностному лицу) также следует решить на подготовительном этапе стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, "имеются ли основания для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования видео-конференц-связи или системы веб-конференции". Но надо заметить, что какие-либо юридически значимые обстоятельства, на основании которых могли бы быть установлены такие основания, в законопроекте не формулируются.
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Статья 29.1 "Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении" дополняется новым п. 7, в соответствии с которым судье (органу, должностному лицу) также следует решить на подготовительном этапе стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, "имеются ли основания для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования видео-конференц-связи или системы веб-конференции". Но надо заметить, что какие-либо юридически значимые обстоятельства, на основании которых могли бы быть установлены такие основания, в законопроекте не формулируются.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В некоторых работах наряду с указанными элементами компетенции выделяют также процессуальную компетенцию, под которой понимают полномочия субъекта административной юрисдикции по подготовке дела к рассмотрению, рассмотрению дела и вынесению решения, реализуемые как на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, так и на стадии обжалования (опротестования) постановления и (или) решения по такому делу <1>. Мы же считаем, что эти полномочия судьи охватываются понятием функциональной компетенции, в связи с чем их самостоятельного выделения не требуется.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В некоторых работах наряду с указанными элементами компетенции выделяют также процессуальную компетенцию, под которой понимают полномочия субъекта административной юрисдикции по подготовке дела к рассмотрению, рассмотрению дела и вынесению решения, реализуемые как на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, так и на стадии обжалования (опротестования) постановления и (или) решения по такому делу <1>. Мы же считаем, что эти полномочия судьи охватываются понятием функциональной компетенции, в связи с чем их самостоятельного выделения не требуется.
Готовое решение: Можно ли обжаловать постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем учтите, что повлиять на позицию суда, органа или должностного лица вы можете только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Для этого рекомендуем, излагая позицию по административному делу, четко обратить внимание суда, органа или должностного лица на все те нарушения, которые допущены прокурором при составлении постановления.
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем учтите, что повлиять на позицию суда, органа или должностного лица вы можете только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Для этого рекомендуем, излагая позицию по административному делу, четко обратить внимание суда, органа или должностного лица на все те нарушения, которые допущены прокурором при составлении постановления.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в отношении юридических лиц
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Завершающим этапом стадии возбуждения производства по делу, на котором осуществляется переход к следующей стадии - рассмотрению дела об административном правонарушении, является направление соответствующих материалов дела на рассмотрение по подведомственности (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Завершающим этапом стадии возбуждения производства по делу, на котором осуществляется переход к следующей стадии - рассмотрению дела об административном правонарушении, является направление соответствующих материалов дела на рассмотрение по подведомственности (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Статья: Административно-деликтное законодательство стран - участников Содружества Независимых Государств: сравнительно-правовой анализ
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 5)Завершение стадии рассмотрения дела об административном правонарушении связывается с вынесением соответствующих процессуальных актов. Административно-деликтное законодательство стран СНГ различает два вида процессуальных актов, фиксирующих факт наличия либо отсутствия оснований для наложения административного взыскания. Основными из них в большинстве проанализированных кодексов являются постановление о наложении административного взыскания и постановление о прекращении производства по делу. Однако для отдельных государств - участников Содружества указанный перечень видоизменен и включает судебные решения, которые могут быть вынесены по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. К примеру, Кодекс Молдовы такими процессуальными актами считает судебные решения по делу о правонарушении и о прекращении производства о правонарушении (ч. 5 ст. 462).
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 5)Завершение стадии рассмотрения дела об административном правонарушении связывается с вынесением соответствующих процессуальных актов. Административно-деликтное законодательство стран СНГ различает два вида процессуальных актов, фиксирующих факт наличия либо отсутствия оснований для наложения административного взыскания. Основными из них в большинстве проанализированных кодексов являются постановление о наложении административного взыскания и постановление о прекращении производства по делу. Однако для отдельных государств - участников Содружества указанный перечень видоизменен и включает судебные решения, которые могут быть вынесены по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. К примеру, Кодекс Молдовы такими процессуальными актами считает судебные решения по делу о правонарушении и о прекращении производства о правонарушении (ч. 5 ст. 462).
Статья: Использование результатов контрольной (надзорной) деятельности на стадии возбуждения дела об административном правонарушении
(Ширеева Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)П.И. Кононов и Г.Г. Ившина в системе мер административно-правового реагирования на выявленные в ходе проведения проверок нарушения обязательных требований выделяют: 1) меры административного пресечения и восстановления; 2) меры административно-процессуального обеспечения; 3) меры административной ответственности <7>. Меры административной ответственности, по их мнению, могут быть применимы лишь после возбуждения дела о выявленном после проверки административном правонарушении, а наказание может быть назначено после составления протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения дела <8>.
(Ширеева Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)П.И. Кононов и Г.Г. Ившина в системе мер административно-правового реагирования на выявленные в ходе проведения проверок нарушения обязательных требований выделяют: 1) меры административного пресечения и восстановления; 2) меры административно-процессуального обеспечения; 3) меры административной ответственности <7>. Меры административной ответственности, по их мнению, могут быть применимы лишь после возбуждения дела о выявленном после проверки административном правонарушении, а наказание может быть назначено после составления протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения дела <8>.
Статья: О некоторых проблемах рассмотрения судьями судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Ключевой стадией производства по делам об административных правонарушениях является стадия рассмотрения дела и вынесения решения.
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Ключевой стадией производства по делам об административных правонарушениях является стадия рассмотрения дела и вынесения решения.