Сроки взыскания налогов по выездной налоговой проверке
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки взыскания налогов по выездной налоговой проверке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 70 "Сроки направления требования об уплате задолженности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил требование об уплате недоимки, выставленное налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик сослался на пропуск налоговым органом срока для выставления требования, выставление его за пределами двухлетнего срока на принудительное взыскание налога, поскольку налоговым органом был нарушен срок проведения выездной налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требования налогоплательщика. Суд указал, что требование было выставлено в переделах установленного п. 2 ст. 70 НК РФ срока после вступления в силу решения налогового органа по итогам выездной налоговой проверки. Суд отклонил довод налогоплательщика о пропуске налоговым органом срока на принятие мер по принудительному взысканию задолженности в связи с превышением срока проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по ее результатам. Суд указал, что началом процесса принудительного взыскания налога является направление налогоплательщику требования об уплате налога (пеней, штрафа), само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки возможности взыскания задолженности по налогам.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил требование об уплате недоимки, выставленное налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик сослался на пропуск налоговым органом срока для выставления требования, выставление его за пределами двухлетнего срока на принудительное взыскание налога, поскольку налоговым органом был нарушен срок проведения выездной налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требования налогоплательщика. Суд указал, что требование было выставлено в переделах установленного п. 2 ст. 70 НК РФ срока после вступления в силу решения налогового органа по итогам выездной налоговой проверки. Суд отклонил довод налогоплательщика о пропуске налоговым органом срока на принятие мер по принудительному взысканию задолженности в связи с превышением срока проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по ее результатам. Суд указал, что началом процесса принудительного взыскания налога является направление налогоплательщику требования об уплате налога (пеней, штрафа), само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки возможности взыскания задолженности по налогам.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах, на которое ссылается налогоплательщик, само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания. Доводы налогоплательщика о нарушении налоговым органом сроков проведения выездной налоговой проверки несостоятельны в связи с тем, что продление сроков рассмотрения материалов проверки было обусловлено необходимостью предоставления налогоплательщику возможности оценить результаты проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах, на которое ссылается налогоплательщик, само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания. Доводы налогоплательщика о нарушении налоговым органом сроков проведения выездной налоговой проверки несостоятельны в связи с тем, что продление сроков рассмотрения материалов проверки было обусловлено необходимостью предоставления налогоплательщику возможности оценить результаты проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к статье 94 НК РФ "Выемка документов и предметов"
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместо этого законодатель выбрал иной подход, заключающийся в констатации общих правовых пределов совершения процессуального действия и использовании полученных в результате выемки документов и предметов в качестве информации (сведений), содержащих в себе факты, имеющие значение для последующего доказывания в рамках выездной налоговой проверки, а также доказательств, подтверждающих (опровергающих) факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 1, 5 статьи 94 НК РФ), ограничиваемых сроками проведения выездной налоговой проверки, оформлением ее результатов, взыскания налога, оспаривания актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в судебных органах по налоговой проверке.
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместо этого законодатель выбрал иной подход, заключающийся в констатации общих правовых пределов совершения процессуального действия и использовании полученных в результате выемки документов и предметов в качестве информации (сведений), содержащих в себе факты, имеющие значение для последующего доказывания в рамках выездной налоговой проверки, а также доказательств, подтверждающих (опровергающих) факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 1, 5 статьи 94 НК РФ), ограничиваемых сроками проведения выездной налоговой проверки, оформлением ее результатов, взыскания налога, оспаривания актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в судебных органах по налоговой проверке.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за октябрь - ноябрь 2024 года
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Положения п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, ст. 69, 70, п. 1 ст. 101 НК РФ не позволяют налоговым органам производить взыскание налоговой задолженности, игнорируя нарушения ими сроков проведения выездной налоговой проверки, вынесения решения по ее результатам, вручения его и направления налогоплательщику требования об уплате налоговой задолженности. Поэтому при оценке правомерности осуществления налоговым органом полномочий по принудительному взысканию налоговой задолженности вышеуказанные сроки подлежат учету.
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Положения п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, ст. 69, 70, п. 1 ст. 101 НК РФ не позволяют налоговым органам производить взыскание налоговой задолженности, игнорируя нарушения ими сроков проведения выездной налоговой проверки, вынесения решения по ее результатам, вручения его и направления налогоплательщику требования об уплате налоговой задолженности. Поэтому при оценке правомерности осуществления налоговым органом полномочий по принудительному взысканию налоговой задолженности вышеуказанные сроки подлежат учету.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2025 N 20-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности как в бесспорном, так и в судебном порядке из-за длительного невручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки уже сама по себе свидетельствует о чрезмерном превышении допустимой продолжительности соответствующих контрольных мероприятий и о существенности названного нарушения. Вывод об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания недоимки и пени может быть сделан в процедуре судебного оспаривания налогоплательщиком действий (бездействия) налогового органа и решений, принятых им при проведении выездной налоговой проверки. Поэтому в таком случае отсутствует необходимость признания судом в отдельном производстве в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой задолженности безнадежной к взысканию в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности как в бесспорном, так и в судебном порядке из-за длительного невручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки уже сама по себе свидетельствует о чрезмерном превышении допустимой продолжительности соответствующих контрольных мероприятий и о существенности названного нарушения. Вывод об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания недоимки и пени может быть сделан в процедуре судебного оспаривания налогоплательщиком действий (бездействия) налогового органа и решений, принятых им при проведении выездной налоговой проверки. Поэтому в таком случае отсутствует необходимость признания судом в отдельном производстве в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой задолженности безнадежной к взысканию в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Как видно из материалов дела, налоговый орган обратился с заявлением о взыскании с общества штрафа спустя 7 месяцев после составления акта выездной налоговой проверки.
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Как видно из материалов дела, налоговый орган обратился с заявлением о взыскании с общества штрафа спустя 7 месяцев после составления акта выездной налоговой проверки.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за август - сентябрь 2023 года
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Установленный ст. 70 НК РФ трехмесячный срок направления требования налогоплательщику не связан с датой образования соответствующей недоимки, со сроками проведения налоговой проверки, с трехлетним предельным сроком глубины охвата выездной налоговой проверки или датой принятия решения по ее результатам, а также со сроком давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Поэтому ст. 70 НК РФ как определяющая исключительно срок направления налоговым органом требования налогоплательщику не регулирует иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов.
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Установленный ст. 70 НК РФ трехмесячный срок направления требования налогоплательщику не связан с датой образования соответствующей недоимки, со сроками проведения налоговой проверки, с трехлетним предельным сроком глубины охвата выездной налоговой проверки или датой принятия решения по ее результатам, а также со сроком давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Поэтому ст. 70 НК РФ как определяющая исключительно срок направления налоговым органом требования налогоплательщику не регулирует иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов.
Статья: Теоретические и практические аспекты управления налоговыми рисками при осуществлении налогового контроля
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)1. Батуркин А. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года" / А. Батуркин // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2023. N 2 (303). С. 6 - 42.
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)1. Батуркин А. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года" / А. Батуркин // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2023. N 2 (303). С. 6 - 42.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Обращаясь в суд с требованиями о признании решения о взыскании и инкассовых поручений не подлежащими исполнению, общество полагало, что управление нарушило сроки проведения выездной налоговой проверки более чем на два года, в связи с чем утратило право на принудительное взыскание задолженности по налогам, пени, штрафу, начисленным по результатам проведенной проверки.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Обращаясь в суд с требованиями о признании решения о взыскании и инкассовых поручений не подлежащими исполнению, общество полагало, что управление нарушило сроки проведения выездной налоговой проверки более чем на два года, в связи с чем утратило право на принудительное взыскание задолженности по налогам, пени, штрафу, начисленным по результатам проведенной проверки.
Статья: Есть ли шанс отменить взыскание налогов, если ИФНС затянула выездную проверку
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 14)ЕСТЬ ЛИ ШАНС ОТМЕНИТЬ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ,
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 14)ЕСТЬ ЛИ ШАНС ОТМЕНИТЬ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ,
Статья: Налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности, если рассмотрение материалов проверки и принятие по ней решения, а также рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом в совокупности занимает более двух лет
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом деле имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Все это повлекло нарушение срока принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом деле имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Все это повлекло нарушение срока принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.
Статья: Возможно ли принудительное взыскание налогов при нарушении сроков налоговой инспекцией: ВС РФ уточнил свою позицию
(Иванова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 7)До Верховного Суда (ВС) РФ дошел спор по, казалось бы, давно решенному в судебной практике вопросу - о принудительном взыскании налогов при нарушении налоговым органом сроков совершения определенных действий в рамках мероприятий налогового контроля <1>. В Определении от 04.06.2024 описаны довольно распространенные ситуации нарушения сроков при проведении выездных налоговых проверок и сделан вывод, что налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности как во внесудебном, так и в судебном порядке, если сроки совершения определенных действий в совокупности превысили два года.
(Иванова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 7)До Верховного Суда (ВС) РФ дошел спор по, казалось бы, давно решенному в судебной практике вопросу - о принудительном взыскании налогов при нарушении налоговым органом сроков совершения определенных действий в рамках мероприятий налогового контроля <1>. В Определении от 04.06.2024 описаны довольно распространенные ситуации нарушения сроков при проведении выездных налоговых проверок и сделан вывод, что налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности как во внесудебном, так и в судебном порядке, если сроки совершения определенных действий в совокупности превысили два года.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамВ то же время нельзя не отметить, что по камеральным проверкам существует судебная практика, согласно которой необоснованно большой срок проверки может лишить налоговый орган права на взыскание недоимки, пени и штрафа. При этом суды отсчитывают срок на взыскание от даты, когда проверка должна была окончиться по закону. Полагаем, что такой подход возможен и применительно к выездным проверкам.
Статья: Когда истекает срок взыскания доначислений? Ответ на вопрос дали судьи
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 8)Арбитры кассационной инстанции указали, что по итогам выездной проверки соблюдение сроков принудительного взыскания в первую очередь оценивается с позиции своевременности действий налогового органа на этапе исполнения решения. Другими словами, это значит, что срок течения периода на взыскание следует отсчитывать после вступления решения в силу и получения возможности для его исполнения. При этом нарушение сроков проведения выездной проверки не имеет значения для оценки действий налогового органа на стадии взыскания задолженности. "<...> само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. Иное приводило бы к смещению сроков, относящихся к различным административным процедурам, сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства", - отметили арбитры.
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 8)Арбитры кассационной инстанции указали, что по итогам выездной проверки соблюдение сроков принудительного взыскания в первую очередь оценивается с позиции своевременности действий налогового органа на этапе исполнения решения. Другими словами, это значит, что срок течения периода на взыскание следует отсчитывать после вступления решения в силу и получения возможности для его исполнения. При этом нарушение сроков проведения выездной проверки не имеет значения для оценки действий налогового органа на стадии взыскания задолженности. "<...> само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. Иное приводило бы к смещению сроков, относящихся к различным административным процедурам, сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства", - отметили арбитры.
Готовое решение: Срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Срок давности привлечения к ответственности за нарушения, выявленные в ходе выездной налоговой проверки, может истечь к моменту принятия решения по ее результатам. При выездной проверке инспекция может проверять три года, которые предшествуют году проверки, а это соответствует сроку давности. Рекомендуем при получении решения всегда проверять, не прошло ли к моменту его принятия три года с даты совершения правонарушения (со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в котором оно было совершено).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок давности привлечения к ответственности за нарушения, выявленные в ходе выездной налоговой проверки, может истечь к моменту принятия решения по ее результатам. При выездной проверке инспекция может проверять три года, которые предшествуют году проверки, а это соответствует сроку давности. Рекомендуем при получении решения всегда проверять, не прошло ли к моменту его принятия три года с даты совершения правонарушения (со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в котором оно было совершено).
Готовое решение: Какие действия может предпринять инспекция, если выявит недоимку по налогу
(КонсультантПлюс, 2025)Если же вы налоговый агент, то штраф может быть назначен за то, что вы вовремя не перечислили налог, даже если правильно его рассчитали, удержали и отразили в отчетности. Однако при определенных условиях вы можете быть освобождены от ответственности, в частности, если вы перечислили налог до того, как узнали об обнаружении налоговым органом просрочки его уплаты или о назначении выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период (ст. 123 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если же вы налоговый агент, то штраф может быть назначен за то, что вы вовремя не перечислили налог, даже если правильно его рассчитали, удержали и отразили в отчетности. Однако при определенных условиях вы можете быть освобождены от ответственности, в частности, если вы перечислили налог до того, как узнали об обнаружении налоговым органом просрочки его уплаты или о назначении выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период (ст. 123 НК РФ).