Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 31 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей"СТАТЬЯ 31 "СРОКИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей"СТАТЬЯ 22 "СРОКИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), устанавливает отдельный порядок предъявления требований потребителей, а также сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (рассмотрения претензий потребителя). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <81>, принятые Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации <82>, устанавливают особый порядок рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий) потребителя (пользователя) данного вида услуг.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), устанавливает отдельный порядок предъявления требований потребителей, а также сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (рассмотрения претензий потребителя). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <81>, принятые Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации <82>, устанавливают особый порядок рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий) потребителя (пользователя) данного вида услуг.
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя"
Статья: Ответственность туроператоров и турагентов в сфере туризма
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Последствия нарушения исполнителем сроков оказания услуг, а также сроки устранения недостатков таких услуг и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со ст. ст. 28, 30 и 31 Закона о защите прав потребителей, а права потребителя при обнаружении недостатков туристского продукта и право потребителя на отказ от исполнения договора о реализации туристского продукта - в соответствии со ст. ст. 29 и 32 Закона о защите прав потребителей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Последствия нарушения исполнителем сроков оказания услуг, а также сроки устранения недостатков таких услуг и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со ст. ст. 28, 30 и 31 Закона о защите прав потребителей, а права потребителя при обнаружении недостатков туристского продукта и право потребителя на отказ от исполнения договора о реализации туристского продукта - в соответствии со ст. ст. 29 и 32 Закона о защите прав потребителей.
Статья: Способы обеспечения исполнения обязательств при овербукинге в договоре воздушной перевозки пассажиров в России и Казахстане
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Действительно, обращаясь к правам потребителей, отметим, что исполнители обязаны оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору (п. 1 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <7>, далее - Закон РФ N 2300-1; подп. 8 п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 г. N 274-IV "О защите прав потребителей" <8>). В данном случае качество предоставляемой авиакомпанией услуги зависит от соблюдения условий о времени отправления и о пункте назначения. В случае овербукинга перевозчики не могут гарантировать доставку пассажира в обозначенное при бронировании билета время. Поэтому согласно ст. 31 данного закона РФ (п. 5 ст. 35 Закона Республики Казахстан) за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (требование о возврате денежной суммы по договору должно быть удовлетворено в течение десяти дней) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% от цены выполнения работы, а если последняя не определена, то общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работ или общую цену заказа.
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Действительно, обращаясь к правам потребителей, отметим, что исполнители обязаны оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору (п. 1 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <7>, далее - Закон РФ N 2300-1; подп. 8 п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 г. N 274-IV "О защите прав потребителей" <8>). В данном случае качество предоставляемой авиакомпанией услуги зависит от соблюдения условий о времени отправления и о пункте назначения. В случае овербукинга перевозчики не могут гарантировать доставку пассажира в обозначенное при бронировании билета время. Поэтому согласно ст. 31 данного закона РФ (п. 5 ст. 35 Закона Республики Казахстан) за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (требование о возврате денежной суммы по договору должно быть удовлетворено в течение десяти дней) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% от цены выполнения работы, а если последняя не определена, то общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работ или общую цену заказа.
Статья: Спор о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно п. 3 той же статьи за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В случае нарушения сроков, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. п. 1 и 4 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно п. 3 той же статьи за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В случае нарушения сроков, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. п. 1 и 4 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении автомобилей у автодилеров и в автосалонах (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя"
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя"
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении (ненадлежащем выполнении) обязательств турагентами и туроператорами (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно п. 3 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение предусмотренных этой статьей Закона сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В случае нарушения сроков, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. п. 1 и 4 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно п. 3 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение предусмотренных этой статьей Закона сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В случае нарушения сроков, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. п. 1 и 4 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Статья: О новых правилах защиты прав потребителей Союзного государства: сравнительно-правовой анализ
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Право и практика", 2025, N 1)4. Одно из ключевых отличий между Едиными правилами ЗПП и Законом о ЗПП касается сроков замены товаров, устранения недостатков товаров или услуг, а также сроков удовлетворения отдельных требований потребителя.
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Право и практика", 2025, N 1)4. Одно из ключевых отличий между Едиными правилами ЗПП и Законом о ЗПП касается сроков замены товаров, устранения недостатков товаров или услуг, а также сроков удовлетворения отдельных требований потребителя.
Статья: Злоупотребление правом со стороны потребителя - актуальная проблема современной цивилистики
(Усольцев Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)- снижение размера неустоек в виде пеней, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, взыскиваемых за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя при необоснованном промедлении потребителя с обращением за судебной защитой (например, посредством установления особого пресекательного срока в 6 месяцев, по истечении которого потребитель не терял бы возможность защитить свои права в судебном порядке, но неустойка в таком случае подлежала бы взысканию в размере, не превышающем 1/2 от установленного законом);
(Усольцев Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)- снижение размера неустоек в виде пеней, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, взыскиваемых за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя при необоснованном промедлении потребителя с обращением за судебной защитой (например, посредством установления особого пресекательного срока в 6 месяцев, по истечении которого потребитель не терял бы возможность защитить свои права в судебном порядке, но неустойка в таком случае подлежала бы взысканию в размере, не превышающем 1/2 от установленного законом);
Статья: Рассмотрение обращений в финансовых организациях
(Храмцовская Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)Таким образом, вопрос о том, какие организации подпадают под действие Закона об обращениях граждан, не всегда решается однозначно. При этом судебная практика может и сменить ранее установленную "моду", такое порой случается. Поэтому большинство организаций все-таки старается следовать общему правилу - отвечать на обращения граждан и организаций в течение 30 календарных дней, если для возникшей ситуации нет какого-то особо оговоренного порядка взаимодействия и сроков (например, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в ст. 22 устанавливает сроки удовлетворения отдельных требований потребителя).
(Храмцовская Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)Таким образом, вопрос о том, какие организации подпадают под действие Закона об обращениях граждан, не всегда решается однозначно. При этом судебная практика может и сменить ранее установленную "моду", такое порой случается. Поэтому большинство организаций все-таки старается следовать общему правилу - отвечать на обращения граждан и организаций в течение 30 календарных дней, если для возникшей ситуации нет какого-то особо оговоренного порядка взаимодействия и сроков (например, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в ст. 22 устанавливает сроки удовлетворения отдельных требований потребителя).