Сроки рассмотрения ходатайства коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки рассмотрения ходатайства коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 30.6 "Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"В нарушение требований статей 26.2, 26.11, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда при рассмотрении ходатайства Г. о восстановлении срока обжалования постановления мирового судьи не установлено, на основании каких документов в Единый государственный реестр налогоплательщиков внесены сведения о регистрации Г. по адресу <адрес>."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.6 "Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ"Доводы о допущенном судьей районного суда нарушении права на защиту объективно ничем не подтверждены. Сокращенный срок рассмотрения дела прямо предусмотрен частью 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельств, указывающих, что Р. заявлялось соответствующее требованиям статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ходатайство об отложения рассмотрения дела, в том числе для получения юридической помощи защитника, что такое ходатайство не было рассмотрено либо в его удовлетворении необоснованно отказано, из материалов дела не усматривается. С учетом позиции Р. о необходимости получения услуг переводчика на стадии рассмотрения дела, переводчик ей был предоставлен."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное выдворение как вид наказания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3.6 ст. 27.19 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению ходатайства о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении, предусмотренного ч. 3.1 ст. 27.19 КоАП РФ, разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится одно из следующих определений:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3.6 ст. 27.19 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению ходатайства о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении, предусмотренного ч. 3.1 ст. 27.19 КоАП РФ, разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится одно из следующих определений:
Статья: Основания прекращения судом второй инстанции производства по жалобам на постановления (решения) судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях
(Нестеров В.М.)
("Администратор суда", 2021, N 3)Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 КоАП РФ ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (Определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
(Нестеров В.М.)
("Администратор суда", 2021, N 3)Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 КоАП РФ ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (Определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
(ред. от 04.11.2025)2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Статья: Некоторые проблемы обжалования актов органов публичной власти: теория и судебная практика
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что существенным нарушением процессуальных требований является неустановление обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, а также нарушение порядка рассмотрения жалобы. Так, распространенным процессуальным нарушением выступает отсутствие правовых оснований для рассмотрения жалобы ввиду пропуска срока обжалования и отсутствия ходатайства о его восстановлении <3>. Порядок восстановления пропущенного срока обжалования был разъяснен Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях": в случае пропуска установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц. Следовательно, судье или уполномоченному должностному лицу при принятии к рассмотрению жалобы надлежит установить факт соблюдения сроков ее подачи и принять решение в порядке ст. 30.3 КоАП РФ. При этом определение об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы должно быть вынесено судом при рассмотрении жалобы по существу <4>. Соответствующее требование предъявляется к устранению недостатков, имеющихся в тексте жалобы (например, отсутствие оснований для ее подачи, когда невозможно установить, чьи именно права и каким образом нарушены) <5>.
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что существенным нарушением процессуальных требований является неустановление обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, а также нарушение порядка рассмотрения жалобы. Так, распространенным процессуальным нарушением выступает отсутствие правовых оснований для рассмотрения жалобы ввиду пропуска срока обжалования и отсутствия ходатайства о его восстановлении <3>. Порядок восстановления пропущенного срока обжалования был разъяснен Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях": в случае пропуска установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц. Следовательно, судье или уполномоченному должностному лицу при принятии к рассмотрению жалобы надлежит установить факт соблюдения сроков ее подачи и принять решение в порядке ст. 30.3 КоАП РФ. При этом определение об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы должно быть вынесено судом при рассмотрении жалобы по существу <4>. Соответствующее требование предъявляется к устранению недостатков, имеющихся в тексте жалобы (например, отсутствие оснований для ее подачи, когда невозможно установить, чьи именно права и каким образом нарушены) <5>.
Готовое решение: Как работодателю снизить штраф государственной инспекции труда
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в ваших интересах подать ходатайство в ходе рассмотрения инспектором административного дела до вынесения постановления по нему (потом это будет возможно только при процедуре обжалования). Для этого у вас есть 15 дней с момента составления инспектором протокола, где указывается в том числе статья КоАП РФ, по которой вам будет назначен штраф. Инспектор известит вас о времени (в пределах пятнадцатидневного срока) и месте рассмотрения ходатайства - вас должны вызвать. Ходатайство он обязан рассмотреть немедленно, как только оно к нему поступит. Это следует из ст. 24.4, ч. 1, 2 ст. 25.1, ч. 1 ст. 25.15, п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.2, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4, ч. 1 ст. 29.6, п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). А значит, сможет учесть его при принятии решения о размере штрафа.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в ваших интересах подать ходатайство в ходе рассмотрения инспектором административного дела до вынесения постановления по нему (потом это будет возможно только при процедуре обжалования). Для этого у вас есть 15 дней с момента составления инспектором протокола, где указывается в том числе статья КоАП РФ, по которой вам будет назначен штраф. Инспектор известит вас о времени (в пределах пятнадцатидневного срока) и месте рассмотрения ходатайства - вас должны вызвать. Ходатайство он обязан рассмотреть немедленно, как только оно к нему поступит. Это следует из ст. 24.4, ч. 1, 2 ст. 25.1, ч. 1 ст. 25.15, п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.2, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4, ч. 1 ст. 29.6, п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). А значит, сможет учесть его при принятии решения о размере штрафа.
Статья: Административная ответственность как вид юридической ответственности: современная военно-судебная практика
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)Согласно ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)Согласно ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Ситуация: Как оспорить нарушения ПДД, зафиксированные камерами видеонаблюдения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок подачи жалобы - 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. При наличии уважительных причин пропущенный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок подачи жалобы - 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. При наличии уважительных причин пропущенный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на 1 месяц (не более чем на 2 месяца - в случае поступления ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.21 либо ст. 15.30 КоАП РФ, а в случае поступления ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 15 или 18 ст. 13.11 КоАП РФ, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, не более чем на 3 месяца), о чем выносится мотивированное определение в соответствии с ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ - в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на 1 месяц (не более чем на 2 месяца - в случае поступления ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.21 либо ст. 15.30 КоАП РФ, а в случае поступления ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 15 или 18 ст. 13.11 КоАП РФ, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, не более чем на 3 месяца), о чем выносится мотивированное определение в соответствии с ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ - в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела.
Статья: Административное приостановление деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. Ходатайство рассматривается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в 5-дневный срок со дня поступления ходатайства в порядке, предусмотренном гл. 29 КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных данной статьей. При этом для участия в рассмотрении ходатайства вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. Ходатайство рассматривается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в 5-дневный срок со дня поступления ходатайства в порядке, предусмотренном гл. 29 КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных данной статьей. При этом для участия в рассмотрении ходатайства вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).
Ситуация: Как проводится административный арест за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дело об административном правонарушении, за которое предусмотрен административный арест, суд рассматривает в день получения протокола о правонарушении и других материалов дела. Дело об административном правонарушении в отношении гражданина, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дело об административном правонарушении, за которое предусмотрен административный арест, суд рассматривает в день получения протокола о правонарушении и других материалов дела. Дело об административном правонарушении в отношении гражданина, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
Статья: К вопросу об ограничении права на тайну связи при проведении административного расследования
(Леонтьев И.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Одним из вариантов решения существующей проблемы может являться внесение соответствующих изменений в КоАП РФ. С этой целью необходимо сразу указать на то обязательное требование, которое должно быть соблюдено, а именно наличие судебного санкционирования. Учитывая требования Конституции РФ, а также уже имеющиеся правовые механизмы ограничения права на тайну связи, определенные УПК РФ, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федеральным законом "О связи", можно сделать вывод о том, что ограничение права на тайну связи при осуществлении производства по делу об административном правонарушении также должно в обязательном порядке сопровождаться получением соответствующего судебного решения. Отдельного внимания заслуживают вопросы определения должностных лиц, участвующих в подготовке ходатайства об ограничении права, сроков и порядка рассмотрения такого ходатайства, выносимых по итогу рассмотрения решений.
(Леонтьев И.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Одним из вариантов решения существующей проблемы может являться внесение соответствующих изменений в КоАП РФ. С этой целью необходимо сразу указать на то обязательное требование, которое должно быть соблюдено, а именно наличие судебного санкционирования. Учитывая требования Конституции РФ, а также уже имеющиеся правовые механизмы ограничения права на тайну связи, определенные УПК РФ, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федеральным законом "О связи", можно сделать вывод о том, что ограничение права на тайну связи при осуществлении производства по делу об административном правонарушении также должно в обязательном порядке сопровождаться получением соответствующего судебного решения. Отдельного внимания заслуживают вопросы определения должностных лиц, участвующих в подготовке ходатайства об ограничении права, сроков и порядка рассмотрения такого ходатайства, выносимых по итогу рассмотрения решений.
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Если по объективным причинам вы не сможете присутствовать при рассмотрении дела и руководитель налогового органа (его заместитель) сочтет ваше присутствие обязательным (нужным), вы сможете принять участие по видео-конференц-связи или с помощью веб-конференции (если есть техническая возможность и не было решения о закрытом рассмотрении дела). Данный вопрос разрешает руководитель налогового органа (его заместитель) по вашему ходатайству либо по собственной инициативе (ч. 2, 2.1 ст. 24.3, ч. 1, 6 ст. 29.15, ч. 1, 3 ст. 29.16 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если по объективным причинам вы не сможете присутствовать при рассмотрении дела и руководитель налогового органа (его заместитель) сочтет ваше присутствие обязательным (нужным), вы сможете принять участие по видео-конференц-связи или с помощью веб-конференции (если есть техническая возможность и не было решения о закрытом рассмотрении дела). Данный вопрос разрешает руководитель налогового органа (его заместитель) по вашему ходатайству либо по собственной инициативе (ч. 2, 2.1 ст. 24.3, ч. 1, 6 ст. 29.15, ч. 1, 3 ст. 29.16 КоАП РФ).
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Подобная ситуация возникает и при рассмотрении ходатайств о применении части 4 статьи 24.5 КоАП РФ. С одной стороны, суды отказывают в применении данных норм, констатируют, например, что доказательств того, что администрацией вносились предложения о выделении бюджетных ассигнований на исполнение судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений по договору социального найма с соблюдением порядка и сроков составления проекта местного бюджета и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, не представлено, не являются таковыми представленные письма <15>. С другой стороны, есть и обратные примеры, когда при представлении доказательств многократного обращения в органы госвласти субъекта РФ суды прекращают производство по делу <16>. Складывается впечатление, что органы местного самоуправления должны не только выполнять государственные полномочия, но и самостоятельно искать финансовые средства, необходимые для их осуществления <17>. Именно критерий самостоятельного поиска достаточных финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий становится показателем добросовестных действий органов местного самоуправления, что расходится с содержанием нормы части 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Подобная ситуация возникает и при рассмотрении ходатайств о применении части 4 статьи 24.5 КоАП РФ. С одной стороны, суды отказывают в применении данных норм, констатируют, например, что доказательств того, что администрацией вносились предложения о выделении бюджетных ассигнований на исполнение судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений по договору социального найма с соблюдением порядка и сроков составления проекта местного бюджета и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, не представлено, не являются таковыми представленные письма <15>. С другой стороны, есть и обратные примеры, когда при представлении доказательств многократного обращения в органы госвласти субъекта РФ суды прекращают производство по делу <16>. Складывается впечатление, что органы местного самоуправления должны не только выполнять государственные полномочия, но и самостоятельно искать финансовые средства, необходимые для их осуществления <17>. Именно критерий самостоятельного поиска достаточных финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий становится показателем добросовестных действий органов местного самоуправления, что расходится с содержанием нормы части 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ.