Сроки проведения выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки проведения выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры в связи с налоговыми проверками и иными мероприятиями налогового контроля: Налогоплательщик оспаривает решение о продлении выездной проверки (действия по ее продлению)
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: п. 6 ст. 89 НК РФ, Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: п. 6 ст. 89 НК РФ, Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, превышение предельных сроков проведения выездной налоговой проверки свидетельствует о грубых нарушениях процедуры и влечет недействительность решения, вынесенного по итогам такой проверки.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, превышение предельных сроков проведения выездной налоговой проверки свидетельствует о грубых нарушениях процедуры и влечет недействительность решения, вынесенного по итогам такой проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)5. В какой срок проводят выездную налоговую проверку
(КонсультантПлюс, 2025)5. В какой срок проводят выездную налоговую проверку
Типовая ситуация: Налоговые проверки: виды, правила, сроки, документы
(Издательство "Главная книга", 2025)Срок выездной проверки - 2 месяца со дня решения о ее проведении. УФНС может продлить срок до 6 месяцев. В последний день проверки вам дадут справку о проведенной выездной проверке (ст. 89 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Срок выездной проверки - 2 месяца со дня решения о ее проведении. УФНС может продлить срок до 6 месяцев. В последний день проверки вам дадут справку о проведенной выездной проверке (ст. 89 НК РФ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Вместе с тем п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (Письмо ФНС России от 10.03.2016 N ЕД-4-2/3936@).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Вместе с тем п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (Письмо ФНС России от 10.03.2016 N ЕД-4-2/3936@).
Статья: От незаконного обналичивания к "бумажному НДС"
(Лошкарев В.В.)
("Законность", 2021, N 1)Фактически действия групп лиц, осуществляющих продажу "бумажного НДС", связанные именно с неуплатой НДС в бюджет, могут быть квалифицированы как пособничество в совершении преступления по уклонению от уплаты налогов - ч. 5 ст. 33, ст. 199 УК (при условии, что выгодоприобретатель "бумажного НДС" уклонился от уплаты налогов на сумму более 15 млн руб. Однако с учетом специфики выявления, пресечения и расследования уголовных дел по ст. 199 УК (сроки проведения выездных налоговых проверок, проверяемый период согласно НК, сроки давности по ч. 1 ст. 199 УК - 2 года, определенный минимальный размер суммы налогов, с которого наступает уголовная ответственность, и т.д.), а также сложности доказывания умысла и осведомленности организаторов площадок по продаже "бумажного НДС" об уклонении от уплаты налогов конкретным выгодоприобретателем на сумму более 15 млн руб. в пределах 3 финансовых лет привлечение к ответственности по этой статье затруднительно.
(Лошкарев В.В.)
("Законность", 2021, N 1)Фактически действия групп лиц, осуществляющих продажу "бумажного НДС", связанные именно с неуплатой НДС в бюджет, могут быть квалифицированы как пособничество в совершении преступления по уклонению от уплаты налогов - ч. 5 ст. 33, ст. 199 УК (при условии, что выгодоприобретатель "бумажного НДС" уклонился от уплаты налогов на сумму более 15 млн руб. Однако с учетом специфики выявления, пресечения и расследования уголовных дел по ст. 199 УК (сроки проведения выездных налоговых проверок, проверяемый период согласно НК, сроки давности по ч. 1 ст. 199 УК - 2 года, определенный минимальный размер суммы налогов, с которого наступает уголовная ответственность, и т.д.), а также сложности доказывания умысла и осведомленности организаторов площадок по продаже "бумажного НДС" об уклонении от уплаты налогов конкретным выгодоприобретателем на сумму более 15 млн руб. в пределах 3 финансовых лет привлечение к ответственности по этой статье затруднительно.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамГЛАВА 11. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- в-четвертых, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев <214>. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- в-четвертых, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев <214>. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Статья: Конституционный принцип соразмерности: метод юридической догматики
(Должиков А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Ссылка на запрет чрезмерности не всегда означает в итоге следование Конституционным Судом РФ либеральным подходам. Так, в Постановлении от 16 июля 2004 г. N 14-П был сформулирован принцип "недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности мер налогового контроля и обоснованности предельных сроков проведения выездных налоговых проверок" <14>, но итоговое решение было не в пользу заявителей. На расхождение между сформулированным принципом и результатами судебного разбирательства по этому делу указал А.Л. Кононов. По мнению судьи, когда были возможны перерывы или приостановление сроков налоговых проверок, "установленные законодателем ограничения длительности такой проверки лишаются правового смысла как гарантии налогоплательщика от произвола и чрезмерного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность, что лишает налогоплательщика защиты от таких нарушений". Причем судья А.Л. Кононов обратил внимание на то, что в тексте решения на фоне "нагнетания важности защиты государственных нужд оценка угрозы произвола в отношении прав и интересов налогоплательщиков оказалась неадекватной и явно заниженной". Поэтому приоритет публичных целей в конституционном судопроизводстве может обусловить оправдание чрезмерных вмешательств в конституционные права.
(Должиков А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Ссылка на запрет чрезмерности не всегда означает в итоге следование Конституционным Судом РФ либеральным подходам. Так, в Постановлении от 16 июля 2004 г. N 14-П был сформулирован принцип "недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности мер налогового контроля и обоснованности предельных сроков проведения выездных налоговых проверок" <14>, но итоговое решение было не в пользу заявителей. На расхождение между сформулированным принципом и результатами судебного разбирательства по этому делу указал А.Л. Кононов. По мнению судьи, когда были возможны перерывы или приостановление сроков налоговых проверок, "установленные законодателем ограничения длительности такой проверки лишаются правового смысла как гарантии налогоплательщика от произвола и чрезмерного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность, что лишает налогоплательщика защиты от таких нарушений". Причем судья А.Л. Кононов обратил внимание на то, что в тексте решения на фоне "нагнетания важности защиты государственных нужд оценка угрозы произвола в отношении прав и интересов налогоплательщиков оказалась неадекватной и явно заниженной". Поэтому приоритет публичных целей в конституционном судопроизводстве может обусловить оправдание чрезмерных вмешательств в конституционные права.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)(-) 2. По мнению общества, инспекцией не приведено доказательств наличия достаточной необходимости для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Соответствующее решение вынесено при отсутствии необходимых на то оснований и направлено на необоснованное продление срока проведения выездной налоговой проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)(-) 2. По мнению общества, инспекцией не приведено доказательств наличия достаточной необходимости для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Соответствующее решение вынесено при отсутствии необходимых на то оснований и направлено на необоснованное продление срока проведения выездной налоговой проверки.
Статья: Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Во-вторых, в п. 9 ст. 89 НК РФ исчерпывающим образом определены основания приостановления выездной налоговой проверки: истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ; получение информации от органов государственной власти зарубежных государств; необходимость проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов налогоплательщика. Срок приостановления выездной налоговой проверки - пресекательный и составляет 6 месяцев. Следует также отметить, что в п. 6 ст. 89 НК РФ установлены и общие сроки проведения выездной налоговой проверки (2 месяца, в исключительных случаях - до 6 месяцев). Как отметил КС РФ в Определении от 9 ноября 2010 г. N 1434-О-О, указанные временные ограничения на ее проведение установлены "...исходя из потребности в обеспечении, с одной стороны, учета интересов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), связанных с самостоятельным и беспрепятственным осуществлением предпринимательской деятельности, а с другой стороны, эффективности мероприятий по проверке исполнения налогоплательщиками своей налоговой обязанности...".
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Во-вторых, в п. 9 ст. 89 НК РФ исчерпывающим образом определены основания приостановления выездной налоговой проверки: истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ; получение информации от органов государственной власти зарубежных государств; необходимость проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов налогоплательщика. Срок приостановления выездной налоговой проверки - пресекательный и составляет 6 месяцев. Следует также отметить, что в п. 6 ст. 89 НК РФ установлены и общие сроки проведения выездной налоговой проверки (2 месяца, в исключительных случаях - до 6 месяцев). Как отметил КС РФ в Определении от 9 ноября 2010 г. N 1434-О-О, указанные временные ограничения на ее проведение установлены "...исходя из потребности в обеспечении, с одной стороны, учета интересов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), связанных с самостоятельным и беспрепятственным осуществлением предпринимательской деятельности, а с другой стороны, эффективности мероприятий по проверке исполнения налогоплательщиками своей налоговой обязанности...".
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)81. Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)81. Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".
Статья: Возможно ли принудительное взыскание налогов при нарушении сроков налоговой инспекцией: ВС РФ уточнил свою позицию
(Иванова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 7)Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании не подлежащими исполнению решения и инкассовых поручений от 24.10.2022. По мнению общества, налоговый орган нарушил сроки проведения выездной налоговой проверки более чем на два года, в связи с чем утратил право на принудительное взыскание задолженности по результатам проверки.
(Иванова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 7)Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании не подлежащими исполнению решения и инкассовых поручений от 24.10.2022. По мнению общества, налоговый орган нарушил сроки проведения выездной налоговой проверки более чем на два года, в связи с чем утратил право на принудительное взыскание задолженности по результатам проверки.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки; постановление о производстве выемки документов и предметов; постановление о назначении экспертизы; требование о представлении документов (информации); справка о проведенной выездной налоговой проверке; акт налоговой проверки; извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки; иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документами и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки; постановление о производстве выемки документов и предметов; постановление о назначении экспертизы; требование о представлении документов (информации); справка о проведенной выездной налоговой проверке; акт налоговой проверки; извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки; иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документами и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;