Сроки хранения ЭЦП
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки хранения ЭЦП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нормативно-правовое регулирование процессов цифровизации: конституционное измерение
(Шарнина Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Еще одним обстоятельством, обусловливающим запаздывание технико-юридического регулирования, является то, что для определения технических норм используются программно-информационные методы, которые не всегда дают достоверное знание, часто результатом их применения является правдоподобная гипотеза. В соответствии с законом ускорения отдачи, выведенным Рэймондом Курцвейлом, эволюционный технологический процесс имеет тенденцию ускоряться, также он характеризуется контринтуитивностью или, иначе говоря, непредсказуемостью всех последствий происходящих процессов <9>. Так, нельзя с уверенностью сказать, каков максимальный срок хранения электронных документов, подписанных электронной подписью. Формат PDF/A-1, нормативно установленный для архивного хранения текстовых электронных документов, предполагает самодостаточность документа - в нем нет гиперссылок и мультимедийных включений. Электронный документ можно открыть в любой операционной системе через длительное время с помощью приложения, поддерживающего данный формат. Но целостность и неизменность документа при этом не гарантируются <10>. Несмотря на то что данный формат рассматривается как обеспечивающий долгосрочное хранение электронных документов, не исключается изменение содержимого документа. К этому следует добавить, что вопросы хранения электронных документов связаны не только с форматами документов и программным обеспечением, но и с техническим оборудованием, позволяющим хранить и использовать электронные документы. Трудно предположить, каким оно будет через десять лет, тем более - в отдаленной перспективе.
(Шарнина Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Еще одним обстоятельством, обусловливающим запаздывание технико-юридического регулирования, является то, что для определения технических норм используются программно-информационные методы, которые не всегда дают достоверное знание, часто результатом их применения является правдоподобная гипотеза. В соответствии с законом ускорения отдачи, выведенным Рэймондом Курцвейлом, эволюционный технологический процесс имеет тенденцию ускоряться, также он характеризуется контринтуитивностью или, иначе говоря, непредсказуемостью всех последствий происходящих процессов <9>. Так, нельзя с уверенностью сказать, каков максимальный срок хранения электронных документов, подписанных электронной подписью. Формат PDF/A-1, нормативно установленный для архивного хранения текстовых электронных документов, предполагает самодостаточность документа - в нем нет гиперссылок и мультимедийных включений. Электронный документ можно открыть в любой операционной системе через длительное время с помощью приложения, поддерживающего данный формат. Но целостность и неизменность документа при этом не гарантируются <10>. Несмотря на то что данный формат рассматривается как обеспечивающий долгосрочное хранение электронных документов, не исключается изменение содержимого документа. К этому следует добавить, что вопросы хранения электронных документов связаны не только с форматами документов и программным обеспечением, но и с техническим оборудованием, позволяющим хранить и использовать электронные документы. Трудно предположить, каким оно будет через десять лет, тем более - в отдаленной перспективе.
Статья: Отдельные вопросы правового обеспечения устойчивого экономического роста
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)создание для участников оборота правовых и технологических возможностей по проверке усиленных электронных подписей в течение нормативных сроков хранения электронных документов в автоматическом режиме (срок действия сертификата ключа усиленных подписей, как правило, устанавливается на один год, и после его истечения для проверки электронной подписи требуются адресные обращения в удостоверяющий центр (УЦ), поскольку отсутствуют публичный и доступный для участников оборота список отозванных и аннулированных сертификатов и обязанность УЦ по его ведению).
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)создание для участников оборота правовых и технологических возможностей по проверке усиленных электронных подписей в течение нормативных сроков хранения электронных документов в автоматическом режиме (срок действия сертификата ключа усиленных подписей, как правило, устанавливается на один год, и после его истечения для проверки электронной подписи требуются адресные обращения в удостоверяющий центр (УЦ), поскольку отсутствуют публичный и доступный для участников оборота список отозванных и аннулированных сертификатов и обязанность УЦ по его ведению).
Нормативные акты
Справочная информация: "Сроки хранения документов организаций"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Электронный документооборот. Электронная подпись
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Электронный документооборот. Электронная подпись
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)6) обеспечивает неизменность и целостность переданных на хранение в единую информационную систему нотариата нотариальных документов, созданных в электронной форме, электронных образов нотариальных документов, созданных на бумажном носителе, применение в этих целях усиленной квалифицированной электронной подписи, возможность доступа к таким документам в течение срока хранения в порядке, предусмотренном частью пятнадцатой статьи 34.3 настоящих Основ.
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)6) обеспечивает неизменность и целостность переданных на хранение в единую информационную систему нотариата нотариальных документов, созданных в электронной форме, электронных образов нотариальных документов, созданных на бумажном носителе, применение в этих целях усиленной квалифицированной электронной подписи, возможность доступа к таким документам в течение срока хранения в порядке, предусмотренном частью пятнадцатой статьи 34.3 настоящих Основ.
Вопрос: Нужно ли организации регистрировать микротравмы на производстве? В каком порядке?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Работодателю необходимо установить место и сроки хранения справки и журнала. Рекомендованный срок хранения справки и журнала должен составлять не менее 1 года (п. 3 Рекомендаций).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Работодателю необходимо установить место и сроки хранения справки и журнала. Рекомендованный срок хранения справки и журнала должен составлять не менее 1 года (п. 3 Рекомендаций).
Вопрос: Как организовать делопроизводство, документооборот и хранение документов в организации?
(Консультация эксперта, 2025)правила оформления документов, виды используемых электронных подписей;
(Консультация эксперта, 2025)правила оформления документов, виды используемых электронных подписей;
Интервью: Внедрение КЭДО - сложный процесс, особенно при масштабных изменениях
("Трудовое право", 2025, N 2)- Один из ключевых вопросов - долговременное хранение кадровых документов, сроки которого могут достигать 75 лет. Важно обеспечить надежное хранение и возможность проверки электронных подписей после истечения срока действия сертификатов.
("Трудовое право", 2025, N 2)- Один из ключевых вопросов - долговременное хранение кадровых документов, сроки которого могут достигать 75 лет. Важно обеспечить надежное хранение и возможность проверки электронных подписей после истечения срока действия сертификатов.
Статья: Сроки хранения электронной кадровой отчетности
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)Социальный фонд России наряду с налоговой службой развивает свою инфраструктуру для приема, обработки и хранения отчетности исключительно в электронном виде. Если ваша организация зарегистрировалась на портале СФР как страхователь и сдает отчетность в электронной форме по технологии из системы в систему, то по решению ЭК вы можете руководствоваться Приказом СФР от 06.07.2023 N 1319 "О защищенном обмене документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" (пришел на смену Приказу ФСС РФ от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования", который вы упоминаете в вашем вопросе). Срок хранения принятого через портал расчета - не менее 5 лет с момента получения фондом (согласно п. 5.2 нового Приказа СФР и п. 6.2 старого Приказа ФСС РФ). Даже при недостаточной четкости формулировки 5-летний срок хранения вполне может быть отнесен и к автору отчета - организации-страхователю, поскольку далее п. 5.3 нового Приказа СФР и п. 6.3 старого Приказа ФСС РФ устанавливают, что срок хранения страхователем квитанции о получении фондом соответствующего расчета или квитанции о получении расчета с ошибками - не менее 5 лет после завершения процедуры электронного документооборота.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)Социальный фонд России наряду с налоговой службой развивает свою инфраструктуру для приема, обработки и хранения отчетности исключительно в электронном виде. Если ваша организация зарегистрировалась на портале СФР как страхователь и сдает отчетность в электронной форме по технологии из системы в систему, то по решению ЭК вы можете руководствоваться Приказом СФР от 06.07.2023 N 1319 "О защищенном обмене документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" (пришел на смену Приказу ФСС РФ от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования", который вы упоминаете в вашем вопросе). Срок хранения принятого через портал расчета - не менее 5 лет с момента получения фондом (согласно п. 5.2 нового Приказа СФР и п. 6.2 старого Приказа ФСС РФ). Даже при недостаточной четкости формулировки 5-летний срок хранения вполне может быть отнесен и к автору отчета - организации-страхователю, поскольку далее п. 5.3 нового Приказа СФР и п. 6.3 старого Приказа ФСС РФ устанавливают, что срок хранения страхователем квитанции о получении фондом соответствующего расчета или квитанции о получении расчета с ошибками - не менее 5 лет после завершения процедуры электронного документооборота.
Вопрос: Как организовать ведение архива в коммерческой организации и у ИП?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)поддержанию юридической значимости в течение установленных сроков хранения;
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)поддержанию юридической значимости в течение установленных сроков хранения;
Статья: Сроки хранения электронной отчетности в фонды и ФНС
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 9)Если ваша организация зарегистрировалась на портале СФР как страхователь и сдает отчетность в электронной форме по технологии из системы в систему, то по решению ЭК вы можете руководствоваться Приказом СФР от 06.07.2023 N 1319 "О защищенном обмене документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" (пришел на смену приказу ФСС РФ от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования").
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 9)Если ваша организация зарегистрировалась на портале СФР как страхователь и сдает отчетность в электронной форме по технологии из системы в систему, то по решению ЭК вы можете руководствоваться Приказом СФР от 06.07.2023 N 1319 "О защищенном обмене документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" (пришел на смену приказу ФСС РФ от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования").
Готовое решение: Как учитывать микроповреждения (микротравмы), рассматривать обстоятельства и причины, приведшие к их возникновению
(КонсультантПлюс, 2025)Допустимо составлять справку (документ) также в электронном виде. Главное - обеспечить в соответствии с законодательством идентификацию личности работника, составившего справку (документ). Например, можно использовать электронную подпись (п. 4 Рекомендаций).
(КонсультантПлюс, 2025)Допустимо составлять справку (документ) также в электронном виде. Главное - обеспечить в соответствии с законодательством идентификацию личности работника, составившего справку (документ). Например, можно использовать электронную подпись (п. 4 Рекомендаций).
Статья: Архивы судов в условиях цифровой трансформации
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)СХЭД суда как государственного органа, согласно п. 1.5 Требований 2020 г., должна обеспечивать прием электронных архивных документов, переданных их СЭД, их учет, управление их хранением, а также доступ к ним до выделения к уничтожению, а также до их передачи на государственное хранение. При этом основным требованием сегодняшнего дня является обеспечение интеграции СЭД и СХЭД, т.е. материалы судебных дел, нарядов, журналов, картотек должны быть доступны для организации их архивного хранения, при условии поддержания аутентичности, достоверности, целостности и пригодности для использования. Пункт 2.3 Требований 2020 г. также предусматривает, что метаданные о документах должны сохраняться при их передаче из СЭД в СХЭД (т.е. при администрировании внутри суда), а затем - из СХЭД в государственный архив. При этом в СЭД и СХЭД должны применяться средства электронной цифровой подписи (п. 2.9 Требований 2020 г.). Одним из обязательных условий является также поддержка СЭД суда осуществления экспертизы ценности документов <19>, т.е. отбор дел, документов в соответствии с их сроками хранения; формирование описей дел в структурных подразделениях, а также актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению; формирование контейнера электронного документа, содержащего контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей и визуализацию копии текстового электронного документа в формате PDF/A и т.д. Однако в настоящее время суды общей юрисдикции не обязаны формировать судебные дела в электронном виде. На основании п. 1.8 Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции <20> данная операция осуществляется при наличии технической возможности. В то же время рассматриваемая Инструкция, введенная в действие в 2019 г. и устанавливающая порядок ведения архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции, в некоторой своей части ориентирована на СЭД и СХЭД. К новациям, исходя из принципа добровольности их применения в условиях необходимой технической оснащенности, относятся: формирование электронной описи дел, с учетом системы "фильтров" (п. 3.21), экспертиза электронных документов (п. 4.14), подготовка электронных дел к архивному хранению (п. 5.9 - 5.13), прием-передача электронных документов в архив суда (п. 7.5.1 - 7.6), автоматизированный учетно-справочный аппарат архива (п. 8.4), передача электронных документов в государственный архив в виде контейнеров электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети (п. 13.5). Переход к обязательной цифровизации при формировании судебных дел (материалов) в судах общей юрисдикции в ходе судопроизводства станет фундаментальной основой для прогресса в архивном деле.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)СХЭД суда как государственного органа, согласно п. 1.5 Требований 2020 г., должна обеспечивать прием электронных архивных документов, переданных их СЭД, их учет, управление их хранением, а также доступ к ним до выделения к уничтожению, а также до их передачи на государственное хранение. При этом основным требованием сегодняшнего дня является обеспечение интеграции СЭД и СХЭД, т.е. материалы судебных дел, нарядов, журналов, картотек должны быть доступны для организации их архивного хранения, при условии поддержания аутентичности, достоверности, целостности и пригодности для использования. Пункт 2.3 Требований 2020 г. также предусматривает, что метаданные о документах должны сохраняться при их передаче из СЭД в СХЭД (т.е. при администрировании внутри суда), а затем - из СХЭД в государственный архив. При этом в СЭД и СХЭД должны применяться средства электронной цифровой подписи (п. 2.9 Требований 2020 г.). Одним из обязательных условий является также поддержка СЭД суда осуществления экспертизы ценности документов <19>, т.е. отбор дел, документов в соответствии с их сроками хранения; формирование описей дел в структурных подразделениях, а также актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению; формирование контейнера электронного документа, содержащего контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей и визуализацию копии текстового электронного документа в формате PDF/A и т.д. Однако в настоящее время суды общей юрисдикции не обязаны формировать судебные дела в электронном виде. На основании п. 1.8 Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции <20> данная операция осуществляется при наличии технической возможности. В то же время рассматриваемая Инструкция, введенная в действие в 2019 г. и устанавливающая порядок ведения архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции, в некоторой своей части ориентирована на СЭД и СХЭД. К новациям, исходя из принципа добровольности их применения в условиях необходимой технической оснащенности, относятся: формирование электронной описи дел, с учетом системы "фильтров" (п. 3.21), экспертиза электронных документов (п. 4.14), подготовка электронных дел к архивному хранению (п. 5.9 - 5.13), прием-передача электронных документов в архив суда (п. 7.5.1 - 7.6), автоматизированный учетно-справочный аппарат архива (п. 8.4), передача электронных документов в государственный архив в виде контейнеров электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети (п. 13.5). Переход к обязательной цифровизации при формировании судебных дел (материалов) в судах общей юрисдикции в ходе судопроизводства станет фундаментальной основой для прогресса в архивном деле.
Вопрос: Для чего нужна квитанция о приеме налоговой декларации в электронном виде?
(Консультация эксперта, 2025)Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата). Датой приема декларации признается дата, указанная в квитанции о приеме (п. 167 Административного регламента).
(Консультация эксперта, 2025)Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата). Датой приема декларации признается дата, указанная в квитанции о приеме (п. 167 Административного регламента).