Срок внешнего управления
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок внешнего управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение договора (отказ от него) при банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)По вопросу о том, может ли временный (конкурсный) управляющий отказаться от договора, препятствующего восстановлению платежеспособности должника или влекущего убытки, по истечении трехмесячного срока с даты введения внешнего управления (открытия конкурсного производства), практика судов неоднозначна:
(КонсультантПлюс, 2025)По вопросу о том, может ли временный (конкурсный) управляющий отказаться от договора, препятствующего восстановлению платежеспособности должника или влекущего убытки, по истечении трехмесячного срока с даты введения внешнего управления (открытия конкурсного производства), практика судов неоднозначна:
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 61.9 "Лица, уполномоченные подавать заявления об оспаривании сделки должника" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""По смыслу пункта 1 статьи 61.9 Закона о банкротстве, а также пункта 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63 само по себе введение процедуры внешнего управления/конкурсного производства не влечет течение срока исковой давности. Вместе с тем, если оспаривающее сделку лицо знало об предполагаемых основаниях недействительности до введения внешнего управления/конкурсного производства, исковая давность начинает течь с момента введения соответствующей процедуры в деле о банкротстве."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внешнее управление должником в ходе банкротства
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)По решению собрания кредиторов или внешнего управляющего срок внешнего управления может быть сокращен. Определения арбитражного суда о введении, продлении или сокращении данной реабилитационной процедуры подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)По решению собрания кредиторов или внешнего управляющего срок внешнего управления может быть сокращен. Определения арбитражного суда о введении, продлении или сокращении данной реабилитационной процедуры подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы.
Статья: Новая модель рассмотрения требований и другие нововведения в банкротстве: что они означают для кредитора
(Смирных А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 1)Наконец, в декабре 2023 г. ВС РФ представил в Государственную Думу новый законопроект, в итоге принятый как Закон N 107-ФЗ, в котором предлагается механизм установления требований, внешне не совсем похожий на три известные нам модели. Требования кредиторов по-прежнему включаются в реестр в судебном порядке, арбитражный управляющий не вовлекается в этот процесс. Но при отсутствии мотивированных возражений участников дела о банкротстве (то есть в 95% случаев) судья рассматривает требование единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле. Постановление называет этот порядок производством по документарным обособленным спорам и распространяет не только на установление требований, но и на иные обособленные споры (например, утверждение процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, продление срока внешнего управления или конкурсного управления, освобождение конкурсного управляющего от возложенных на него обязанностей и т.д.).
(Смирных А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 1)Наконец, в декабре 2023 г. ВС РФ представил в Государственную Думу новый законопроект, в итоге принятый как Закон N 107-ФЗ, в котором предлагается механизм установления требований, внешне не совсем похожий на три известные нам модели. Требования кредиторов по-прежнему включаются в реестр в судебном порядке, арбитражный управляющий не вовлекается в этот процесс. Но при отсутствии мотивированных возражений участников дела о банкротстве (то есть в 95% случаев) судья рассматривает требование единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле. Постановление называет этот порядок производством по документарным обособленным спорам и распространяет не только на установление требований, но и на иные обособленные споры (например, утверждение процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, продление срока внешнего управления или конкурсного управления, освобождение конкурсного управляющего от возложенных на него обязанностей и т.д.).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статья: Документарное производство как способ упрощения производства по делам о несостоятельности (банкротстве)
(Царегородцева Е.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 8)На данный момент в документарном производстве рассматриваются обособленные споры о включении в реестр требований кредиторов, об истребовании документации и ценностей должника, об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, о продлении сроков внешнего управления, конкурсного производства, распределении судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения и др. <5>. Полагаем, что в дальнейшем возможно расширение сферы применения документарного производства, например, для решения иных процессуальных вопросов.
(Царегородцева Е.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 8)На данный момент в документарном производстве рассматриваются обособленные споры о включении в реестр требований кредиторов, об истребовании документации и ценностей должника, об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, о продлении сроков внешнего управления, конкурсного производства, распределении судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения и др. <5>. Полагаем, что в дальнейшем возможно расширение сферы применения документарного производства, например, для решения иных процессуальных вопросов.
Статья: Актуальные проблемы несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
(Загидуллин М.Р., Фахрутдинов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Аналогичные нормы применяются при определении сроков процедуры внешнего управления. При этом следует отметить, что законом допускается превышение срока внешнего управления относительно установленного совокупного двухлетнего срока финансового оздоровления и внешнего управления на срок не более трех месяцев, а продление срока внешнего управления на год возможно также при наличии оснований для оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
(Загидуллин М.Р., Фахрутдинов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Аналогичные нормы применяются при определении сроков процедуры внешнего управления. При этом следует отметить, что законом допускается превышение срока внешнего управления относительно установленного совокупного двухлетнего срока финансового оздоровления и внешнего управления на срок не более трех месяцев, а продление срока внешнего управления на год возможно также при наличии оснований для оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
Статья: ФНС РФ информирует
("Арбитражный управляющий", 2023, N 4)Арбитражный управляющий (в процедурах внешнего управления или конкурсного производства) обязан не позднее наступления единого срока уплаты обязательных платежей направлять распоряжение для его исполнения в кредитную организацию. Отсутствие денежных средств на счетах не является основанием для неосуществления действий по представлению в банк платежного поручения об исполнении текущих обязательств.
("Арбитражный управляющий", 2023, N 4)Арбитражный управляющий (в процедурах внешнего управления или конкурсного производства) обязан не позднее наступления единого срока уплаты обязательных платежей направлять распоряжение для его исполнения в кредитную организацию. Отсутствие денежных средств на счетах не является основанием для неосуществления действий по представлению в банк платежного поручения об исполнении текущих обязательств.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года (п. 2 ст. 92 Закона о банкротстве);
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года (п. 2 ст. 92 Закона о банкротстве);
Статья: Немедленное исполнение судебных актов в арбитражном процессе в рамках дел о банкротстве
(Можилян С.А.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)Прямое исключение в отношении определения о введении или продлении срока внешнего управления установлено в пункте 2 статьи 93 Закона о банкротстве, согласно которому данный судебный акт может быть обжалован в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 Закона о банкротстве (пункт 35.3 Постановления N 35).
(Можилян С.А.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)Прямое исключение в отношении определения о введении или продлении срока внешнего управления установлено в пункте 2 статьи 93 Закона о банкротстве, согласно которому данный судебный акт может быть обжалован в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 Закона о банкротстве (пункт 35.3 Постановления N 35).
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Представляется, что в правоприменительной деятельности учет экономических характеристик (показателей) должен осуществляться применительно к конкретному юридическому лицу, т.е. применительно к такому масштабу экономической деятельности, который достаточен как минимум для расчетов с кредиторами именно в срок проведения внешнего управления. Поэтому существующее экономическое положение юридического лица необходимо соотносить с тем положением, которое должно быть достигнуто для удовлетворения требований кредиторов. В этой связи методологически неверно абстрактно устанавливать наличие какого-то имущества или некоторое улучшение экономических характеристик (показателей).
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Представляется, что в правоприменительной деятельности учет экономических характеристик (показателей) должен осуществляться применительно к конкретному юридическому лицу, т.е. применительно к такому масштабу экономической деятельности, который достаточен как минимум для расчетов с кредиторами именно в срок проведения внешнего управления. Поэтому существующее экономическое положение юридического лица необходимо соотносить с тем положением, которое должно быть достигнуто для удовлетворения требований кредиторов. В этой связи методологически неверно абстрактно устанавливать наличие какого-то имущества или некоторое улучшение экономических характеристик (показателей).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Исходя из этого, очевидно, Законом о банкротстве 1998 г. было установлено, что определения суда, не предусмотренные процессуальным законодательством, могли быть обжалованы только в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве <1>. Иначе говоря, Законом был ограничен перечень судебных актов, которые могли быть обжалованы. Не подлежали, в частности, обжалованию определения суда: об установлении размера денежных обязательств, о продлении срока внешнего управления, о продлении конкурсного производства, о завершении конкурсного производства, некоторые другие. Однако, как уже отмечалось, Постановлением КС РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П был признан не соответствующим Конституции РФ п. 3 ст. 55 Закона о банкротстве 1998 г. в части, устанавливающей правило, в соответствии с которым не могли быть обжалованы определения суда, предусмотренные в п. 4 ст. 46, п. 1 ст. 55, п. 4 ст. 63 и п. 5 ст. 75 (об установлении размера требований кредитора, по которым заявлены возражения должника, по заявлениям арбитражных управляющих и жалобам граждан), а также ст. 56 Закона о банкротстве, поскольку она позволяла вводить на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения и не предусматривала право должника обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, которым в отношении него вводится наблюдение.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Исходя из этого, очевидно, Законом о банкротстве 1998 г. было установлено, что определения суда, не предусмотренные процессуальным законодательством, могли быть обжалованы только в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве <1>. Иначе говоря, Законом был ограничен перечень судебных актов, которые могли быть обжалованы. Не подлежали, в частности, обжалованию определения суда: об установлении размера денежных обязательств, о продлении срока внешнего управления, о продлении конкурсного производства, о завершении конкурсного производства, некоторые другие. Однако, как уже отмечалось, Постановлением КС РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П был признан не соответствующим Конституции РФ п. 3 ст. 55 Закона о банкротстве 1998 г. в части, устанавливающей правило, в соответствии с которым не могли быть обжалованы определения суда, предусмотренные в п. 4 ст. 46, п. 1 ст. 55, п. 4 ст. 63 и п. 5 ст. 75 (об установлении размера требований кредитора, по которым заявлены возражения должника, по заявлениям арбитражных управляющих и жалобам граждан), а также ст. 56 Закона о банкротстве, поскольку она позволяла вводить на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения и не предусматривала право должника обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, которым в отношении него вводится наблюдение.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 3 ч. 1 комментируемой статьи указано такое требование как отсутствие проведения ликвидации юридического лица - заявителя и отсутствие решения арбитражного суда о введении или продлении срока внешнего управления, о признании юридического лица - заявителя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства на день подачи заявки на участие в аукционе.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 3 ч. 1 комментируемой статьи указано такое требование как отсутствие проведения ликвидации юридического лица - заявителя и отсутствие решения арбитражного суда о введении или продлении срока внешнего управления, о признании юридического лица - заявителя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства на день подачи заявки на участие в аукционе.