Срок установления публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок установления публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.43 "Решение об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Анализ положений статей 23, подпункта 1 статьи 39.37, 39.38, 39.39, пункта 3 статьи 39.42, пунктов 4 и 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьи 8 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области", подпункта 8 статьи 5 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области", программы развития газоснабжения и газификации Калининградской области на 2021-2025 годы, утвержденной Губернатором Калининградской области и председателем правления ПАО "Газпром", а также постановления Правительства Калининградской области от 18 марта 2022 года N 135, которым утверждена региональная программа "Программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Калининградской области на период до 2031 года" позволяет судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции, что Постановление N 248 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, сроков и порядка извещения правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута, а также процедуры официального опубликования Постановления N 248."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФОтклоняя доводы апелляционной жалобы Общества, апелляционный суд также отмечает, что само по себе нарушение Администрацией установленного пунктом 9 статьи 39.41 ЗК РФ срока на принятие решения о возвращении без рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута не является безусловным основанием для признания действий Администрации незаконными и не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявления Общества."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)3. На какой срок устанавливается публичный сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)3. На какой срок устанавливается публичный сервитут
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По общему правилу публичный сервитут может быть установлен решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ) <1>, которые определяют срок установления публичного сервитута, на что указывают в соответствующем решении. При этом срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По общему правилу публичный сервитут может быть установлен решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ) <1>, которые определяют срок установления публичного сервитута, на что указывают в соответствующем решении. При этом срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Согласно ЗК РФ в отдельных случаях обычай может рассматриваться как основание возникновения права на землю. Так, ст. 23 ЗК РФ предусматривает, что местные условия и обычаи учитываются при определении срока установления публичного сервитута для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. В ст. 35 ЗК РФ говорится о допустимости определения условий землепользования в соответствии со "сложившимся порядком". К сожалению, в других нормах ЗК РФ положения об обычаях не получили развития.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Согласно ЗК РФ в отдельных случаях обычай может рассматриваться как основание возникновения права на землю. Так, ст. 23 ЗК РФ предусматривает, что местные условия и обычаи учитываются при определении срока установления публичного сервитута для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. В ст. 35 ЗК РФ говорится о допустимости определения условий землепользования в соответствии со "сложившимся порядком". К сожалению, в других нормах ЗК РФ положения об обычаях не получили развития.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 27.03.2024 N 03-07-11/27422 <НДС при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Срок публичного сервитута определяют решением о его установлении.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Срок публичного сервитута определяют решением о его установлении.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Таким образом, "задвоение" расходов, связанных с возмещением убытков при установлении охранных зон и публичного сервитута, исключается. При этом максимальный срок, на который допускается установление публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, составляет 49 лет (подпункт 1 статьи 39.45 ЗК РФ).
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Таким образом, "задвоение" расходов, связанных с возмещением убытков при установлении охранных зон и публичного сервитута, исключается. При этом максимальный срок, на который допускается установление публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, составляет 49 лет (подпункт 1 статьи 39.45 ЗК РФ).
Статья: Категория "общее пользование" в земельном законодательстве
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Режим общего пользования может возникать в силу расположения на земельном участке объектов общего пользования, причем как природных, так и антропогенных. Возникает вопрос: можно ли рассматривать обычай как основание возникновения режима общего пользования? На практике встречаются ситуации, когда определенный земельный участок находится в пользовании неограниченного круга лиц, при этом в отношении данного участка не выполнены предусмотренные законом требования, позволяющие квалифицировать его в качестве объекта общего пользования, например отсутствуют сведения об утверждении документации о планировке территории и установлении красных линий. Статья 23 ЗК РФ предусматривает, что местные условия и обычаи учитываются при определении срока установления публичного сервитута для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. В ст. 35 ЗК РФ говорится о допустимости определения условий землепользования в соответствии со "сложившимся порядком". К сожалению, в других нормах ЗК РФ положения об обычаях не получили развития.
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Режим общего пользования может возникать в силу расположения на земельном участке объектов общего пользования, причем как природных, так и антропогенных. Возникает вопрос: можно ли рассматривать обычай как основание возникновения режима общего пользования? На практике встречаются ситуации, когда определенный земельный участок находится в пользовании неограниченного круга лиц, при этом в отношении данного участка не выполнены предусмотренные законом требования, позволяющие квалифицировать его в качестве объекта общего пользования, например отсутствуют сведения об утверждении документации о планировке территории и установлении красных линий. Статья 23 ЗК РФ предусматривает, что местные условия и обычаи учитываются при определении срока установления публичного сервитута для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. В ст. 35 ЗК РФ говорится о допустимости определения условий землепользования в соответствии со "сложившимся порядком". К сожалению, в других нормах ЗК РФ положения об обычаях не получили развития.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Срок публичного сервитута, который вносится в реестр границ (п. 4 ч. 6 комментируемой статьи) определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). При этом публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен (п. 2 ст. 48 ЗК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Срок публичного сервитута, который вносится в реестр границ (п. 4 ч. 6 комментируемой статьи) определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). При этом публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен (п. 2 ст. 48 ЗК РФ).
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)- в случае прохождения по государственным и муниципальным землям, не обремененным правами третьих лиц, посредством умножения соответствующей площади занятия, ставки 0,01 процента за каждый год использования земельного участка при установлении публичного сервитута на определенный срок <2>, величины кадастровой стоимости;
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)- в случае прохождения по государственным и муниципальным землям, не обремененным правами третьих лиц, посредством умножения соответствующей площади занятия, ставки 0,01 процента за каждый год использования земельного участка при установлении публичного сервитута на определенный срок <2>, величины кадастровой стоимости;