Срок службы товара ГК
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок службы товара ГК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 503 "Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества" ГК РФ"Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями главы второй Закона о защите прав потребителей, статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителя", удовлетворяя исковые требования частично, исходил, что дефект в приобретенном истцом смартфоне является производственным, существенным, возник за пределами гарантийного срока, установленного производителем, но в пределах срока службы товара, в установленный законом срок требования истца о безвозмездном устранении такого недостатка, а также впоследствии заявленные им требования о возврате стоимости некачественного товара ответчиком не удовлетворены, и пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика в пользу истца стоимости некачественного товара."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа товара с истекшим сроком годности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Довод Федеральной таможенной службы о возможности реализации товара с истекшим либо истекающим сроком годности являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и был им надлежащим образом отклонен ввиду следующего.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Довод Федеральной таможенной службы о возможности реализации товара с истекшим либо истекающим сроком годности являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и был им надлежащим образом отклонен ввиду следующего.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о возмещении ущерба, причиненного имуществу гражданина (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии со ст. 1097 ГК РФ вред возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен - в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги) (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии со ст. 1097 ГК РФ вред возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен - в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги) (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
Статья: Институт ответственности за вред, причиненный дефектной продукцией, в законодательстве России: большой потенциал или клубок противоречий?
(Кратенко М.В.)
("Закон", 2022, N 11)Ответственность за вред вследствие недостатков товаров (работ, услуг) впервые была урегулирована в России в рамках Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" <1> (далее - Закон о защите прав потребителей). В дальнейшем сходные по содержанию нормы были включены в § 3 гл. 59 ГК РФ и предусматривают обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевшего вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) либо ненадлежащей информации о товаре, независимо от вины ответчика и того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях (ст. 1095). Вред возмещается при условии, что он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара, а если такой срок не установлен - в течение 10 лет со дня производства товара (ст. 1097). В перечисленных статьях ГК РФ сформулированы ключевые идеи данного института: безвиновный характер ответственности изготовителя (продавца, исполнителя); возможность предъявления иска любым потребителем (пользователем) товара, даже при отсутствии договорных отношений с ответчиком. Само расположение норм в гл. 59 ГК РФ указывает на то, что по замыслу российского законодателя этот институт близок к деликтной ответственности <2>.
(Кратенко М.В.)
("Закон", 2022, N 11)Ответственность за вред вследствие недостатков товаров (работ, услуг) впервые была урегулирована в России в рамках Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" <1> (далее - Закон о защите прав потребителей). В дальнейшем сходные по содержанию нормы были включены в § 3 гл. 59 ГК РФ и предусматривают обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевшего вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) либо ненадлежащей информации о товаре, независимо от вины ответчика и того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях (ст. 1095). Вред возмещается при условии, что он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара, а если такой срок не установлен - в течение 10 лет со дня производства товара (ст. 1097). В перечисленных статьях ГК РФ сформулированы ключевые идеи данного института: безвиновный характер ответственности изготовителя (продавца, исполнителя); возможность предъявления иска любым потребителем (пользователем) товара, даже при отсутствии договорных отношений с ответчиком. Само расположение норм в гл. 59 ГК РФ указывает на то, что по замыслу российского законодателя этот институт близок к деликтной ответственности <2>.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)1. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).
(ред. от 24.06.2025)1. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"В соответствии со статьей 1097 ГК РФ вред возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги), а также независимо от того, когда был причинен вред, если:
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"В соответствии со статьей 1097 ГК РФ вред возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги), а также независимо от того, когда был причинен вред, если:
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению в соответствии с п. 1 комментируемой статьи, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы, услуги). Если же срок годности или срок службы не установлен, то причиненный вред должен возмещаться в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению в соответствии с п. 1 комментируемой статьи, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы, услуги). Если же срок годности или срок службы не установлен, то причиненный вред должен возмещаться в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, согласно пункту первому статьи 1097 ГК РФ вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, согласно пункту первому статьи 1097 ГК РФ вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).
Ситуация: Каковы правила продажи товаров дистанционным способом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До заключения договора продавец должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) и полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о месте изготовления, цене, порядке оплаты товара, условиях его приобретения, доставке, сроках службы, годности и гарантийном сроке, а также о сроке действия предложения о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До заключения договора продавец должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) и полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о месте изготовления, цене, порядке оплаты товара, условиях его приобретения, доставке, сроках службы, годности и гарантийном сроке, а также о сроке действия предложения о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона N 2300-1).
Готовое решение: Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)о товаре. В частности, представьте необходимую, полную и достоверную информацию о товаре, которая поможет покупателю сделать правильный выбор. Информация должна соответствовать требованиям к содержанию и способам предоставления, установленным законом, иными правовыми актами, а также требованиям, обычно предъявляемым в розничной торговле. В частности, представьте описание товара (например, фото- или видеоизображение товара), укажите сведения о его основных потребительских свойствах, о сроке службы или о сроке годности товара, сведения о гарантийном сроке, если он установлен, о месте изготовления товара. Это следует из п. 1 ст. 495 ГК РФ, ст. 10, п. п. 1, 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, п. 18 Правил розничной продажи товаров.
(КонсультантПлюс, 2025)о товаре. В частности, представьте необходимую, полную и достоверную информацию о товаре, которая поможет покупателю сделать правильный выбор. Информация должна соответствовать требованиям к содержанию и способам предоставления, установленным законом, иными правовыми актами, а также требованиям, обычно предъявляемым в розничной торговле. В частности, представьте описание товара (например, фото- или видеоизображение товара), укажите сведения о его основных потребительских свойствах, о сроке службы или о сроке годности товара, сведения о гарантийном сроке, если он установлен, о месте изготовления товара. Это следует из п. 1 ст. 495 ГК РФ, ст. 10, п. п. 1, 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, п. 18 Правил розничной продажи товаров.
Статья: Пределы защиты гражданских прав: вопросы теории и практики
(Степин А.Б.)
("Гражданское право", 2021, N 1)Являясь ситуационными, такие правила регулируют отдельные сферы правовой деятельности. Например, ситуационные правила-требования образовательного ценза представителей, предусмотренного Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе. В таких случаях представителями могут быть любые дееспособные граждане, чьи полномочия оформлены надлежащим образом <18>. В нематериальных правоотношениях пределы связаны с процессуальными правилами-требованиями относительно оспариваемого периода времени, специфики объекта защиты гражданских правоотношений (пределы параметров разрешенного строительства, санитарно-защитной зоны, срока службы товара, страховой суммы <19>, территории страхования <20> и др.), заявленных (имущественных (срок исковой давности), неимущественных) требований, доводов жалобы (представления), вопросов территориальной подсудности. В материальных правоотношениях это правила-установления позитивного обязательства по обеспечению защиты <21>, реализации способов (средств) защиты, предусмотренных нормами закона (например, Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Гражданского кодекса РФ) <22>, и способов, отсутствующих в законе, но имеющих место в судебной практике.
(Степин А.Б.)
("Гражданское право", 2021, N 1)Являясь ситуационными, такие правила регулируют отдельные сферы правовой деятельности. Например, ситуационные правила-требования образовательного ценза представителей, предусмотренного Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе. В таких случаях представителями могут быть любые дееспособные граждане, чьи полномочия оформлены надлежащим образом <18>. В нематериальных правоотношениях пределы связаны с процессуальными правилами-требованиями относительно оспариваемого периода времени, специфики объекта защиты гражданских правоотношений (пределы параметров разрешенного строительства, санитарно-защитной зоны, срока службы товара, страховой суммы <19>, территории страхования <20> и др.), заявленных (имущественных (срок исковой давности), неимущественных) требований, доводов жалобы (представления), вопросов территориальной подсудности. В материальных правоотношениях это правила-установления позитивного обязательства по обеспечению защиты <21>, реализации способов (средств) защиты, предусмотренных нормами закона (например, Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Гражданского кодекса РФ) <22>, и способов, отсутствующих в законе, но имеющих место в судебной практике.
Статья: Право на ремонт товара в эпоху цифровизации и глобализации
(Лихтер П.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)В российском законодательстве достаточно подробно сформулированы положения о защите прав покупателя только в первом случае. Согласно п. 1 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, если покупателю передан товар ненадлежащего качества, он имеет право на устранение недостатков. В соответствии с п. 2 ст. 470 и п. 3 ст. 477 ГК РФ в течение гарантийного срока продавец обязан обеспечивать надлежащее качество товара и восстанавливать выявленные дефекты. Стороны договора свободны в определении срока действия гарантии качества, закон не ограничивает верхнюю планку его продолжительности, но если гарантийный срок установлен менее двух лет и в этот период будут найдены дефекты, то покупатель, несмотря на условия договора, может рассчитывать на ремонт товара (п. 5 ст. 477 Гражданского кодекса РФ).
(Лихтер П.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)В российском законодательстве достаточно подробно сформулированы положения о защите прав покупателя только в первом случае. Согласно п. 1 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, если покупателю передан товар ненадлежащего качества, он имеет право на устранение недостатков. В соответствии с п. 2 ст. 470 и п. 3 ст. 477 ГК РФ в течение гарантийного срока продавец обязан обеспечивать надлежащее качество товара и восстанавливать выявленные дефекты. Стороны договора свободны в определении срока действия гарантии качества, закон не ограничивает верхнюю планку его продолжительности, но если гарантийный срок установлен менее двух лет и в этот период будут найдены дефекты, то покупатель, несмотря на условия договора, может рассчитывать на ремонт товара (п. 5 ст. 477 Гражданского кодекса РФ).
Статья: О новых правилах защиты прав потребителей Союзного государства: сравнительно-правовой анализ
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Право и практика", 2025, N 1)Таким образом, утрата возможности использования товара в связи с прекращением изготовителем обеспечения его работоспособности в течение срока службы, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю по аналогии (ст. 6 ГК РФ) должна признаваться недостатком товара, при котором в силу п. 6 ст. 19 Закона о ЗПП потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, а если недостаток товара является неустранимым, по своему выбору предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона о ЗПП или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом с учетом особенностей такого недостатка товара условие о его возникновении до передачи товара потребителю не является обязательным [9].
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Право и практика", 2025, N 1)Таким образом, утрата возможности использования товара в связи с прекращением изготовителем обеспечения его работоспособности в течение срока службы, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю по аналогии (ст. 6 ГК РФ) должна признаваться недостатком товара, при котором в силу п. 6 ст. 19 Закона о ЗПП потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, а если недостаток товара является неустранимым, по своему выбору предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона о ЗПП или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом с учетом особенностей такого недостатка товара условие о его возникновении до передачи товара потребителю не является обязательным [9].
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Важное значение имеют сроки защиты нарушенных прав, к которым относятся претензионные сроки, давностные сроки, в частности приобретательная и исковая давность. Представляется, что к срокам защиты с известной долей условности можно отнести и гарантийные сроки, сроки службы, сроки годности, в рамках которых лицо вправе требовать безвозмездного устранения недостатков, замены товара, а в соответствующих случаях - возмещения убытков или компенсации имущественного и морального вреда.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Важное значение имеют сроки защиты нарушенных прав, к которым относятся претензионные сроки, давностные сроки, в частности приобретательная и исковая давность. Представляется, что к срокам защиты с известной долей условности можно отнести и гарантийные сроки, сроки службы, сроки годности, в рамках которых лицо вправе требовать безвозмездного устранения недостатков, замены товара, а в соответствующих случаях - возмещения убытков или компенсации имущественного и морального вреда.
Статья: Правовые позиции судов по экономическим спорам в примерах из судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Как отмечено высшей судебной инстанцией, качественным следует признать такой товар, который на протяжении всего срока службы может использоваться в соответствии с конкретными целями, для которых он приобретался. В частности, должна быть гарантирована работоспособность программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре, например операционной системы, которая служит для обеспечения его функционирования.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Как отмечено высшей судебной инстанцией, качественным следует признать такой товар, который на протяжении всего срока службы может использоваться в соответствии с конкретными целями, для которых он приобретался. В частности, должна быть гарантирована работоспособность программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре, например операционной системы, которая служит для обеспечения его функционирования.
"Механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений"
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)В соответствии со ст. 1097 ГК РФ вред возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен - в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги), а также независимо от того, когда был причинен вред, если в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен; потребитель не был предупрежден о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге).
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)В соответствии со ст. 1097 ГК РФ вред возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен - в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги), а также независимо от того, когда был причинен вред, если в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен; потребитель не был предупрежден о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге).