Срок службы товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок службы товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""Из содержания приведенных выше норм права следует, что Закон о защите прав потребителей устанавливает специальное правовое регулирование применительно к случаям выявления потребителем существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара либо в течение установленного срока службы товара. При этом на потребителе лежит обязанность доказать наличие в товаре существенных недостатков, возникших до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 19 "Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данном случае в течение срока службы в товаре трижды проявился один и тот же недостаток, следовательно, он является существенным, а в связи с тем, что изготовитель уклонился от ремонта стиральной машины по требованию потребителя, указанное обстоятельство является основанием для применения последствий, предусмотренных п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как осуществляется гарантийный ремонт товара?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3. Дата (момент) начала течения гарантийного срока или срока службы товара
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3. Дата (момент) начала течения гарантийного срока или срока службы товара
Ситуация: Какие сроки предусмотрены для предъявления и рассмотрения требований по недостаткам товара?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок предъявления требований, если гарантийный срок, срок службы или срок годности товара установлены
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок предъявления требований, если гарантийный срок, срок службы или срок годности товара установлены
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
Статья: Цивилистическая школа ВИЮН-ИЗиСП: становление и развитие
(Синицын С.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Т.Л. Левшиной сформулированы требования и притязания потребителя по качеству товара, обоснована самостоятельность сроков службы товаров, показана практическая целесообразность выработки специальных процессуальных механизмов всесторонней защиты прав потребителей для облегчения им более комфортного и беспрепятственного доступа к правосудию и получению эффективной юридической помощи как главного условия эффективной защиты их прав и законных интересов (специальные правила о подсудности, бремени доказывания). Т.Л. Левшина возглавила рабочую группу по подготовке Закона Союза ССР о защите прав потребителей и была одним из ведущих членов-участников разработки ныне действующего Закона "О защите прав потребителей".
(Синицын С.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Т.Л. Левшиной сформулированы требования и притязания потребителя по качеству товара, обоснована самостоятельность сроков службы товаров, показана практическая целесообразность выработки специальных процессуальных механизмов всесторонней защиты прав потребителей для облегчения им более комфортного и беспрепятственного доступа к правосудию и получению эффективной юридической помощи как главного условия эффективной защиты их прав и законных интересов (специальные правила о подсудности, бремени доказывания). Т.Л. Левшина возглавила рабочую группу по подготовке Закона Союза ССР о защите прав потребителей и была одним из ведущих членов-участников разработки ныне действующего Закона "О защите прав потребителей".
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)В качестве второго возможного ограничителя действия исключения лицензиаром гарантий и ответственности в отношении качества лицензируемого программного обеспечения являются нормы о качестве товара в договоре купли-продажи. Речь идет о ситуациях, когда лицензиат приобретает право использования программы в связке с техническим устройством, которым она управляет. Как указал Верховный Суд РФ, требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств в соответствии со ст. 469 ГК РФ <1>. В одном из своих Определений Верховный Суд РФ еще раз артикулировал данный подход, отметив, что "качественным следует признать такой товар, который на протяжении всего срока службы может использоваться в соответствии с конкретными целями, для которых он приобретался, в частности, должна быть гарантирована работоспособность программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре, например операционной системы, которая служит для обеспечения его функционирования" <2>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)В качестве второго возможного ограничителя действия исключения лицензиаром гарантий и ответственности в отношении качества лицензируемого программного обеспечения являются нормы о качестве товара в договоре купли-продажи. Речь идет о ситуациях, когда лицензиат приобретает право использования программы в связке с техническим устройством, которым она управляет. Как указал Верховный Суд РФ, требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств в соответствии со ст. 469 ГК РФ <1>. В одном из своих Определений Верховный Суд РФ еще раз артикулировал данный подход, отметив, что "качественным следует признать такой товар, который на протяжении всего срока службы может использоваться в соответствии с конкретными целями, для которых он приобретался, в частности, должна быть гарантирована работоспособность программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре, например операционной системы, которая служит для обеспечения его функционирования" <2>.
Статья: Параллельный импорт как инструмент управления международными санкциями
(Тюнин М.В., Еремеева Н.В., Набиев С.Р.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 3)Во-вторых, возникает проблема с гарантийными обязательствами и сервисным обслуживанием товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. Закон РФ "О защите прав потребителей" в ст. 6 "Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара" регламентирует взаимоотношения между производителем и приобретателем в течение срока службы товара. При прекращении поставок оригинальных запчастей по причине ухода с рынка многих производителей сложно гарантировать потребителю право на ремонт и восстановление работоспособного состояния товара и, как следствие, эксплуатацию и использование товара по назначению. Кроме того, возникают проблемы, связанные с выстраиванием международных логистических маршрутов поставки продукции и уменьшением присутствия иностранного капитала в российской экономике.
(Тюнин М.В., Еремеева Н.В., Набиев С.Р.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 3)Во-вторых, возникает проблема с гарантийными обязательствами и сервисным обслуживанием товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. Закон РФ "О защите прав потребителей" в ст. 6 "Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара" регламентирует взаимоотношения между производителем и приобретателем в течение срока службы товара. При прекращении поставок оригинальных запчастей по причине ухода с рынка многих производителей сложно гарантировать потребителю право на ремонт и восстановление работоспособного состояния товара и, как следствие, эксплуатацию и использование товара по назначению. Кроме того, возникают проблемы, связанные с выстраиванием международных логистических маршрутов поставки продукции и уменьшением присутствия иностранного капитала в российской экономике.
Статья: Спор о возмещении ущерба, причиненного имуществу гражданина (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии со ст. 1097 ГК РФ вред возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен - в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги) (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии со ст. 1097 ГК РФ вред возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен - в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги) (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
Ситуация: Как вернуть или обменять сотовый телефон?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обнаружен существенный недостаток товара (например, прекращение работы программного обеспечения по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы товара, приведшее к невозможности его дальнейшего функционирования и использования).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обнаружен существенный недостаток товара (например, прекращение работы программного обеспечения по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы товара, приведшее к невозможности его дальнейшего функционирования и использования).
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Прекращение работы программного обеспечения товара по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы товара, приведшее к невозможности его дальнейшего функционирования и использования, может быть признано существенным недостатком, при котором потребитель вправе возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Прекращение работы программного обеспечения товара по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы товара, приведшее к невозможности его дальнейшего функционирования и использования, может быть признано существенным недостатком, при котором потребитель вправе возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Статья: Институт ответственности за вред, причиненный дефектной продукцией, в законодательстве России: большой потенциал или клубок противоречий?
(Кратенко М.В.)
("Закон", 2022, N 11)Ответственность за вред вследствие недостатков товаров (работ, услуг) впервые была урегулирована в России в рамках Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" <1> (далее - Закон о защите прав потребителей). В дальнейшем сходные по содержанию нормы были включены в § 3 гл. 59 ГК РФ и предусматривают обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевшего вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) либо ненадлежащей информации о товаре, независимо от вины ответчика и того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях (ст. 1095). Вред возмещается при условии, что он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара, а если такой срок не установлен - в течение 10 лет со дня производства товара (ст. 1097). В перечисленных статьях ГК РФ сформулированы ключевые идеи данного института: безвиновный характер ответственности изготовителя (продавца, исполнителя); возможность предъявления иска любым потребителем (пользователем) товара, даже при отсутствии договорных отношений с ответчиком. Само расположение норм в гл. 59 ГК РФ указывает на то, что по замыслу российского законодателя этот институт близок к деликтной ответственности <2>.
(Кратенко М.В.)
("Закон", 2022, N 11)Ответственность за вред вследствие недостатков товаров (работ, услуг) впервые была урегулирована в России в рамках Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" <1> (далее - Закон о защите прав потребителей). В дальнейшем сходные по содержанию нормы были включены в § 3 гл. 59 ГК РФ и предусматривают обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевшего вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) либо ненадлежащей информации о товаре, независимо от вины ответчика и того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях (ст. 1095). Вред возмещается при условии, что он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара, а если такой срок не установлен - в течение 10 лет со дня производства товара (ст. 1097). В перечисленных статьях ГК РФ сформулированы ключевые идеи данного института: безвиновный характер ответственности изготовителя (продавца, исполнителя); возможность предъявления иска любым потребителем (пользователем) товара, даже при отсутствии договорных отношений с ответчиком. Само расположение норм в гл. 59 ГК РФ указывает на то, что по замыслу российского законодателя этот институт близок к деликтной ответственности <2>.
Статья: Право на ремонт товара в эпоху цифровизации и глобализации
(Лихтер П.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Вопрос о переходе к новым типам экономики на базе более разумного использования ресурсов актуален для нашей страны. Пролонгирование срока службы товаров не только существенно сокращает количество отходов различных видов, но и формирует новое мировоззрение покупателей в эпоху неограниченного потребления. Однако в российском законодательстве имеются определенные пробелы в части обеспечения прав на восстановление товара по ряду направлений.
(Лихтер П.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Вопрос о переходе к новым типам экономики на базе более разумного использования ресурсов актуален для нашей страны. Пролонгирование срока службы товаров не только существенно сокращает количество отходов различных видов, но и формирует новое мировоззрение покупателей в эпоху неограниченного потребления. Однако в российском законодательстве имеются определенные пробелы в части обеспечения прав на восстановление товара по ряду направлений.
Ситуация: Каковы правила продажи товаров дистанционным способом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о сроке службы (годности) товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становится непригодным для использования по назначению;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о сроке службы (годности) товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становится непригодным для использования по назначению;
Ситуация: Как расторгнуть договор купли-продажи мобильного телефона?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены, в частности, по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления или обнаруженный недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы (п. 6 ст. 19 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены, в частности, по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления или обнаруженный недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы (п. 6 ст. 19 Закона N 2300-1).