Срок рассмотрения дела об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения дела об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29.6 "Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФСТАТЬЯ 29.6 "СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.6 "Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФСТАТЬЯ 29.6 "СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о порядке возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, если его заводят против вас
(КонсультантПлюс, 2025)3.3. В какой срок рассмотрят дело об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)3.3. В какой срок рассмотрят дело об административном правонарушении
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения дела об административном правонарушении
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
(ред. от 04.11.2025)Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
Готовое решение: Как обжаловать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)6. В какой срок рассматривается жалоба (заявление) на постановление о прекращении дела об административном правонарушении и как узнать решение по ней
(КонсультантПлюс, 2025)6. В какой срок рассматривается жалоба (заявление) на постановление о прекращении дела об административном правонарушении и как узнать решение по ней
Статья: Правовое регулирование вопросов административной ответственности за нарушение правил лицензирования в Российской Федерации: возможности рецепции зарубежного опыта
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Считаем возможным использовать преимущественно административную процедуру рассмотрения дел о нарушении правил лицензирования и сократить сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Приведем несколько аргументов в пользу такого решения. Во-первых, в Российской Федерации не создали и не создадут систему специализированных административных судов, как, например, в некоторых зарубежных странах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, что позволило бы активно применять судебный порядок рассмотрения административных дел. Во-вторых, основную массу дел об административных правонарушениях в сфере лицензирования на сегодняшний день рассматривают органы исполнительной власти (Ространснадзор, Роспотребнадзор, ФСБ России, Росгвардия и пр. <14>).
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Считаем возможным использовать преимущественно административную процедуру рассмотрения дел о нарушении правил лицензирования и сократить сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Приведем несколько аргументов в пользу такого решения. Во-первых, в Российской Федерации не создали и не создадут систему специализированных административных судов, как, например, в некоторых зарубежных странах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, что позволило бы активно применять судебный порядок рассмотрения административных дел. Во-вторых, основную массу дел об административных правонарушениях в сфере лицензирования на сегодняшний день рассматривают органы исполнительной власти (Ространснадзор, Роспотребнадзор, ФСБ России, Росгвардия и пр. <14>).
Статья: Особенности административно-процессуального статуса судей судов общей юрисдикции в производстве по делам об административных правонарушениях: анализ процессуальных полномочий
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)В настоящее время производство по делам об административных правонарушениях регламентировано разделом IV КоАП РФ, процессуальные требования которого едины как для органов государственной власти и местного самоуправления, так и для судей, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Анализ действующего административного законодательства позволяет прийти к выводу, что, за исключением сроков рассмотрения дела об административном правонарушении, деятельность судей ничем не отличается от аналогичной деятельности, осуществляемой органами, предусмотренными в ст. 22.1 КоАП РФ. Она реализуется в том же процессуальном порядке, завершается вынесением одинаковых процессуальных решений, характеризуется едиными правилами доказывания, совершения процессуальных действий и оценки доказательств и проч. Положения Общей части КоАП РФ, касающиеся оснований административной ответственности, определения вины, вида и размера административного наказания и проч., применяются всеми субъектами, рассматривающими дела об административных правонарушениях без каких-либо изъятий.
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)В настоящее время производство по делам об административных правонарушениях регламентировано разделом IV КоАП РФ, процессуальные требования которого едины как для органов государственной власти и местного самоуправления, так и для судей, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Анализ действующего административного законодательства позволяет прийти к выводу, что, за исключением сроков рассмотрения дела об административном правонарушении, деятельность судей ничем не отличается от аналогичной деятельности, осуществляемой органами, предусмотренными в ст. 22.1 КоАП РФ. Она реализуется в том же процессуальном порядке, завершается вынесением одинаковых процессуальных решений, характеризуется едиными правилами доказывания, совершения процессуальных действий и оценки доказательств и проч. Положения Общей части КоАП РФ, касающиеся оснований административной ответственности, определения вины, вида и размера административного наказания и проч., применяются всеми субъектами, рассматривающими дела об административных правонарушениях без каких-либо изъятий.
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) дела об административном правонарушении по общему правилу 15 календарных дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При этом, если окончание срока выпало на нерабочий день, последним днем срока будет первый следующий рабочий день (ч. 3 ст. 4.8, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) дела об административном правонарушении по общему правилу 15 календарных дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При этом, если окончание срока выпало на нерабочий день, последним днем срока будет первый следующий рабочий день (ч. 3 ст. 4.8, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
Готовое решение: Как обжаловать постановление (решение) по делу об административном правонарушении, выявленном Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)5. В какой срок должна быть рассмотрена жалоба (заявление) на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, выявленном Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)5. В какой срок должна быть рассмотрена жалоба (заявление) на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, выявленном Роспотребнадзором
Статья: Правовая защита прав потерпевших по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Если же в отношении виновного лица все же был составлен протокол об административном правонарушении в течение предусмотренного срока административного расследования (составляющего 1 месяц, но не являющегося пресекательным), дело направляется мировому судье для вынесения постановления. Такая категория дел в силу предусмотренных санкций должна рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство. Это требование предполагает, что явка лица презюмируется обязательной, а в случае его очередной болезни рассмотрение дела откладывается в течение срока, составляющего два месяца, для рассмотрения дела судьей. Таким образом, предельные сроки составления протокола об административном правонарушении и срок рассмотрения дела мировым судьей в своей совокупности образуют срок давности привлечения к ответственности, что в корне нарушает права и законные интересы потерпевших.
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Если же в отношении виновного лица все же был составлен протокол об административном правонарушении в течение предусмотренного срока административного расследования (составляющего 1 месяц, но не являющегося пресекательным), дело направляется мировому судье для вынесения постановления. Такая категория дел в силу предусмотренных санкций должна рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство. Это требование предполагает, что явка лица презюмируется обязательной, а в случае его очередной болезни рассмотрение дела откладывается в течение срока, составляющего два месяца, для рассмотрения дела судьей. Таким образом, предельные сроки составления протокола об административном правонарушении и срок рассмотрения дела мировым судьей в своей совокупности образуют срок давности привлечения к ответственности, что в корне нарушает права и законные интересы потерпевших.
Статья: О структуре административного производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Помимо нареканий экономического характера возможны замечания процессуального плана. Например, увеличение срока рассмотрения дела об административном правонарушении с 15 дней несудебными органами до двух месяцев судьями не способствует обеспечению быстрой и эффективной борьбы с правонарушениями. В качестве другого примера можно привести возможное снижение качества рассмотрения дел судьями, которые в настоящее время рассматриваются несудебными органами. Это объясняется невозможностью судей "обеспечить надлежащее качество осуществления правосудия в сфере административно-юрисдикционных отношений, многие из которых затрагивают антимонопольное, таможенное, валютное законодательство и другие отрасли, требующие специальных познаний" <7>.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Помимо нареканий экономического характера возможны замечания процессуального плана. Например, увеличение срока рассмотрения дела об административном правонарушении с 15 дней несудебными органами до двух месяцев судьями не способствует обеспечению быстрой и эффективной борьбы с правонарушениями. В качестве другого примера можно привести возможное снижение качества рассмотрения дел судьями, которые в настоящее время рассматриваются несудебными органами. Это объясняется невозможностью судей "обеспечить надлежащее качество осуществления правосудия в сфере административно-юрисдикционных отношений, многие из которых затрагивают антимонопольное, таможенное, валютное законодательство и другие отрасли, требующие специальных познаний" <7>.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)На недостаточность процедур, обеспечивающих правосудную деятельность судьи в производстве по делам об административных правонарушениях, мы уже неоднократно указывали ранее. Не менее серьезные возражения вызывает наличие в тексте КоАП РФ многочисленных несогласованностей между его процессуальными нормами. Например, согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ по окончании судебного разбирательства по делам об административных правонарушениях, указанным в ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ, не может быть объявлена только резолютивная часть постановления. В свою очередь в ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен суточный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение. Вместе с тем данная норма как сама по себе, так и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ вызывает неясность. Так, исходя из содержания ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ можно сделать вывод о том, что ее действие распространяется лишь на такие дела об административных правонарушениях, за совершение которых не может быть назначено никакое иное наказание, кроме административного ареста или выдворения. Однако подобное толкование закона не согласуется с положениями тех статей Особенной части КоАП РФ, в санкциях которых административный арест предусматривается только в качестве альтернативного наказания, а административное выдворение - в качестве дополнительного. Кроме того, из-за особенностей личности правонарушителя, существа совершенного им деяния и других обстоятельств дела упомянутые меры не всегда можно применить. В данной ситуации в судебной практике сложилось четкое понимание того, что в ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ речь идет о делах об административных правонарушениях, совершение которых может повлечь (а не влечет!) административный арест или административное выдворение.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)На недостаточность процедур, обеспечивающих правосудную деятельность судьи в производстве по делам об административных правонарушениях, мы уже неоднократно указывали ранее. Не менее серьезные возражения вызывает наличие в тексте КоАП РФ многочисленных несогласованностей между его процессуальными нормами. Например, согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ по окончании судебного разбирательства по делам об административных правонарушениях, указанным в ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ, не может быть объявлена только резолютивная часть постановления. В свою очередь в ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен суточный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение. Вместе с тем данная норма как сама по себе, так и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ вызывает неясность. Так, исходя из содержания ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ можно сделать вывод о том, что ее действие распространяется лишь на такие дела об административных правонарушениях, за совершение которых не может быть назначено никакое иное наказание, кроме административного ареста или выдворения. Однако подобное толкование закона не согласуется с положениями тех статей Особенной части КоАП РФ, в санкциях которых административный арест предусматривается только в качестве альтернативного наказания, а административное выдворение - в качестве дополнительного. Кроме того, из-за особенностей личности правонарушителя, существа совершенного им деяния и других обстоятельств дела упомянутые меры не всегда можно применить. В данной ситуации в судебной практике сложилось четкое понимание того, что в ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ речь идет о делах об административных правонарушениях, совершение которых может повлечь (а не влечет!) административный арест или административное выдворение.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 (в ред. от 09.02.2012) "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" <1> указано, что при осуществлении правосудия следует исходить из того, что несоблюдение установленных законом сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает право граждан на судебную защиту, гарантированное Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Указано, что при выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий. В п. 2 названного Постановления разъяснено, что всем судьям необходимо повысить личную ответственность за рассмотрение дел в установленные сроки, исключить факты волокиты. Обращено внимание судей на то, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения полномочий судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 (в ред. от 09.02.2012) "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" <1> указано, что при осуществлении правосудия следует исходить из того, что несоблюдение установленных законом сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает право граждан на судебную защиту, гарантированное Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Указано, что при выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий. В п. 2 названного Постановления разъяснено, что всем судьям необходимо повысить личную ответственность за рассмотрение дел в установленные сроки, исключить факты волокиты. Обращено внимание судей на то, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения полномочий судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").
Готовое решение: Как привлекают к административной ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)4.4. В какой срок должно быть рассмотрено дело об административном правонарушении, выявленном Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)4.4. В какой срок должно быть рассмотрено дело об административном правонарушении, выявленном Роспотребнадзором