Срок рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Сведения о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Форма N 1-КДН (годовая) (Форма по ОКУД 0605140)
(Приказ Росстата от 17.10.2023 N 516)Количество поручений (рекомендаций), предусмотренных в постановлениях территориальных (муниципальных) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по вопросам защиты прав несовершеннолетних, направленных в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные органы и учреждения, ед.
(Приказ Росстата от 17.10.2023 N 516)Количество поручений (рекомендаций), предусмотренных в постановлениях территориальных (муниципальных) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по вопросам защиты прав несовершеннолетних, направленных в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные органы и учреждения, ед.
Судебная практика
Постановление Верховного Суда РФ от 27.10.2023 N 35-АД23-14-К2
Обстоятельства: Определением отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
Решение: Определение оставлено без изменения, так как объективных доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности и о невозможности своевременной реализации законным представителем привлеченного к административной ответственности несовершеннолетнего лица права на подачу жалобы, не представлено.В случае пропуска установленного названной нормой десятидневного срока обжалования постановления (определения) этот срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу (часть 2 названной нормы).
Обстоятельства: Определением отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
Решение: Определение оставлено без изменения, так как объективных доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности и о невозможности своевременной реализации законным представителем привлеченного к административной ответственности несовершеннолетнего лица права на подачу жалобы, не представлено.В случае пропуска установленного названной нормой десятидневного срока обжалования постановления (определения) этот срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу (часть 2 названной нормы).
Постановление Верховного Суда РФ от 17.11.2023 N 4-АД23-29-К1
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ за нарушение порядка организации и проведения митинга и пикетирования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как установлено, что привлекаемое к ответственности лицо в составе группы граждан принимало участие в публичном мероприятии, имеющем признаки митинга и пикетирования, не согласованном в установленном порядке.Постановление о привлечении Беркова И.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Орехово-Зуевского городского округа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ за нарушение порядка организации и проведения митинга и пикетирования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как установлено, что привлекаемое к ответственности лицо в составе группы граждан принимало участие в публичном мероприятии, имеющем признаки митинга и пикетирования, не согласованном в установленном порядке.Постановление о привлечении Беркова И.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Орехово-Зуевского городского округа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)В ряде территорий приняты надзорные меры по пресечению ненадлежащей координации комиссиями по делам несовершеннолетних деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также недостаточного контроля за исполнением субъектами профилактики в установленные сроки поручений комиссий. По результатам рассмотрения возбужденных прокурором Болотнинского района дел об административных правонарушениях три должностных лица привлечены к введенной в регионе по инициативе прокуратуры области административной ответственности за нарушение сроков исполнения постановлений КДНиЗП (ст. 12.14 Закона области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" <16>).
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)В ряде территорий приняты надзорные меры по пресечению ненадлежащей координации комиссиями по делам несовершеннолетних деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также недостаточного контроля за исполнением субъектами профилактики в установленные сроки поручений комиссий. По результатам рассмотрения возбужденных прокурором Болотнинского района дел об административных правонарушениях три должностных лица привлечены к введенной в регионе по инициативе прокуратуры области административной ответственности за нарушение сроков исполнения постановлений КДНиЗП (ст. 12.14 Закона области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" <16>).
Статья: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции: проблемы законотворческой и правоприменительной практики
(Хорьков В.Н.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2008, N 1)1. Не всегда выдерживается 15-дневный срок рассмотрения комиссиями дел об административных правонарушениях, предусмотренный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ. Так, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований Багратионовского, Краснознаменского городских округов, Гвардейского и Зеленоградского районов назначали к рассмотрению и рассматривали дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, по истечении 15-дневного срока со дня получения материалов дела. При этом мотивированные определения о продлении указанного срока, как этого требует ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ, комиссиями не выносились.
(Хорьков В.Н.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2008, N 1)1. Не всегда выдерживается 15-дневный срок рассмотрения комиссиями дел об административных правонарушениях, предусмотренный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ. Так, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований Багратионовского, Краснознаменского городских округов, Гвардейского и Зеленоградского районов назначали к рассмотрению и рассматривали дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, по истечении 15-дневного срока со дня получения материалов дела. При этом мотивированные определения о продлении указанного срока, как этого требует ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ, комиссиями не выносились.
Нормативные акты
Справочная информация: "Сроки давности привлечения к административной ответственности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)<7> Если дело рассматривал не судья, а комиссия по делам несовершеннолетних, то вместо 90-дневного срока применяется 60-дневный.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)<7> Если дело рассматривал не судья, а комиссия по делам несовершеннолетних, то вместо 90-дневного срока применяется 60-дневный.
"Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"
(утв. ВС РСФСР 20.06.1984)
(ред. от 20.03.2001)Административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства нарушителя.
(утв. ВС РСФСР 20.06.1984)
(ред. от 20.03.2001)Административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства нарушителя.
"Административное право. Общая часть: Учебник"
(Братановский С.Н.)
("Директ-Медиа", 2013)Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), 5.36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии. Рассмотрение этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства и общества.
(Братановский С.Н.)
("Директ-Медиа", 2013)Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), 5.36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии. Рассмотрение этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства и общества.
Статья: Федеральное и региональное законодательство о протоколе об административном правонарушении
(Масленников М.Я.)
("Витязь", 2008)Здесь конкретно названы только контролеры-ревизоры транспортных органов и должностные лица контрольно-счетной палаты Смоленской области. Вопросов много, если иметь в виду, что по составленным протоколам дела об административных правонарушениях могут быть переданы для рассмотрения судье, коллегиальному органу или должностному лицу не по месту составления протокола об административном правонарушении (ст. 29.5 КоАП РФ). При этом на выяснение формы полномочий (письменно или устно?), удостоверения подписей заявителей и руководителей административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав потребуется много времени и сил, что может привести к истечению срока давности привлечения к административной ответственности.
(Масленников М.Я.)
("Витязь", 2008)Здесь конкретно названы только контролеры-ревизоры транспортных органов и должностные лица контрольно-счетной палаты Смоленской области. Вопросов много, если иметь в виду, что по составленным протоколам дела об административных правонарушениях могут быть переданы для рассмотрения судье, коллегиальному органу или должностному лицу не по месту составления протокола об административном правонарушении (ст. 29.5 КоАП РФ). При этом на выяснение формы полномочий (письменно или устно?), удостоверения подписей заявителей и руководителей административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав потребуется много времени и сил, что может привести к истечению срока давности привлечения к административной ответственности.
"Ювенальное право: Учебник для вузов"
(под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова)
("Юстицинформ", 2005)Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП).
(под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова)
("Юстицинформ", 2005)Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП).
"Административное право Российской Федерации: Курс лекций"
(Мелехин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
(Мелехин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Статья: Освобождение от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет
(Купеева Л.Ч.)
("Административное право и процесс", 2017, N 11)Далее составитель указанного источника обращает внимание на то, что зачастую совершение административных правонарушений лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, могут быть вызваны ненадлежащим исполнением родителями (усыновителями) таких несовершеннолетних граждан или лиц, выполняющих соответствующие функции, своих обязанностей по воспитанию <3>. Данный вопрос также будет рассмотрен в представляемой работе в дальнейшем при проведении анализа судебной практики в части применения статьи КоАП РФ, регламентирующей освобождение лица, совершившего административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, от административной ответственности в связи с решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(Купеева Л.Ч.)
("Административное право и процесс", 2017, N 11)Далее составитель указанного источника обращает внимание на то, что зачастую совершение административных правонарушений лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, могут быть вызваны ненадлежащим исполнением родителями (усыновителями) таких несовершеннолетних граждан или лиц, выполняющих соответствующие функции, своих обязанностей по воспитанию <3>. Данный вопрос также будет рассмотрен в представляемой работе в дальнейшем при проведении анализа судебной практики в части применения статьи КоАП РФ, регламентирующей освобождение лица, совершившего административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, от административной ответственности в связи с решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
"История государства и права России: Учебник для вузов"
(3-е издание, стереотипное)
(Толстая А.И.)
("Юстицинформ", "Омега-Л", 2010)Дела об административных правонарушениях рассматривали специальные комиссии при исполкомах местных Советов, органы внутренних дел и государственной инспекции, комиссии по делам несовершеннолетних, а также народные судьи.
(3-е издание, стереотипное)
(Толстая А.И.)
("Юстицинформ", "Омега-Л", 2010)Дела об административных правонарушениях рассматривали специальные комиссии при исполкомах местных Советов, органы внутренних дел и государственной инспекции, комиссии по делам несовершеннолетних, а также народные судьи.
Статья: Создание комплексной системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних, отработка ювенальных технологий на территории Московской области
(Тропина Л.И.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2006, N 4)Со вступлением в действие 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственность дел об административных правонарушениях несовершеннолетних полностью отнесена к ведению комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В связи с этим количество дел об административных правонарушениях, рассматриваемых комиссиями, значительно возросло за счет таких составов, которые ранее рассматривались органами внутренних дел или иными органами и должностными лицами.
(Тропина Л.И.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2006, N 4)Со вступлением в действие 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственность дел об административных правонарушениях несовершеннолетних полностью отнесена к ведению комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В связи с этим количество дел об административных правонарушениях, рассматриваемых комиссиями, значительно возросло за счет таких составов, которые ранее рассматривались органами внутренних дел или иными органами и должностными лицами.
"Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях"
(постатейный)
(7-е издание)
(под общ. ред. Н.Г. Салищевой)
("Проспект", 2011)2. В компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входит также рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 5.35 (неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних); по ст. 5.36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей); по ст. 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).
(постатейный)
(7-е издание)
(под общ. ред. Н.Г. Салищевой)
("Проспект", 2011)2. В компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входит также рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 5.35 (неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних); по ст. 5.36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей); по ст. 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1 - 10. Постатейный научно-практический комментарий"
(под общ. ред. Б.В. Россинского)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)6. Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ), а по ч. 3 комментируемой статьи - также мировые судьи - в случае передачи комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении на рассмотрение судье (ст. 23.1 КоАП РФ).
(под общ. ред. Б.В. Россинского)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)6. Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ), а по ч. 3 комментируемой статьи - также мировые судьи - в случае передачи комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении на рассмотрение судье (ст. 23.1 КоАП РФ).
"Государственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления"
(Енисейская Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Дела об этих административных правонарушениях рассматривают в пределах своих полномочий мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные администрацией Санкт-Петербурга исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и административные комиссии. Протоколы вправе составлять должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также должностные лица милиции общественной безопасности (статьи 4 и 6 названного Закона).
(Енисейская Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Дела об этих административных правонарушениях рассматривают в пределах своих полномочий мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные администрацией Санкт-Петербурга исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и административные комиссии. Протоколы вправе составлять должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также должностные лица милиции общественной безопасности (статьи 4 и 6 названного Закона).